20 678
04 марта 2023 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев

«Машинально порываюсь остановиться и помочь». Истории про взаимовыручку на дороге

Автор: Андрей Гомыляев

Конкурс «Помощь на дороге. Зимние истории» завершился, имена победителей озвучены. Однако в редакцию продолжают поступать письма с пометкой «без претензий на приз, просто хочется рассказать». Ну разве мы имеем право отказать в такой просьбе? Потому публикуем очередную подборку читательских историй. В этой серии — про незабытую помощь и жажду отблагодарить, про спасительную смекалку ремонтников и безусловную взаимовыручку дальнобойщиков.


Даниил и незакрытый гештальт

Этот гештальт тянется за мной вот уже 17 лет. История случилась 1 января 2006 года. Мне и моему другу только исполнилось по 18 лет, и Новый год мы встречали в 30 км от Минска. Точно уже не помню зачем, но 1 января нам очень нужно было попасть в Минск. Права к тому моменту я уже получил, и отец дал мне семейный Volkswagen Golf 2. На нем, как позже выяснилось, барахлил датчик уровня топлива, а привычку замерять «сколько залил и сколько проехал» я еще не выработал. Итак, 1 января в обед я проезжал у съезда на пляж №4, и тут машина заглохла. Это была и так не самая оживленная трасса, а еще и праздничный день. Еще одной проблемой было полное отсутствие денег.

Тормозили редко проезжающие машины в надежде стрельнуть пару литров бензина или хотя бы на тросе доехать до города, но все тщетно. Позже остановилась пара (думаю, на то время им было около 30 лет). Выслушав рассказ о проблеме, они отвезли меня на заправку, дали денег на 5 литров бензина, а потом привезли обратно к машине. Я взял у них номер телефона, обещал все отдать и отблагодарить, но, увы, классическое откладывание «на завтра» сыграло злую шутку — телефон был потерян.

В 2000 году вышел фильм «Заплати другому». По принципу, озвученному в этом кино, решил, что мне нужно помочь трем попавшим в схожую ситуацию автомобилистам, но пока получилось только двум. Гештальт остался незакрыт. Я намеренно не пишу, на каком авто была та пара, чтобы это было ключом. Возможно, они прочитают эту историю, узнают себя и оставят свои контакты. Я бы очень хотел их отблагодарить.

Наталья и спасенный, несмотря на поломку, уик-энд

«Встретим старый Новый год во Львове. Побудем только вдвоем в этой новогодней сказке» — именно такой был мотив у нашего совместного путешествия. Мы ждали его безумно. Потому что это был единственный шанс побыть на выходных вместе, оставив двух маленьких детей на бабушек. И из этих выходных мы хотели сделать путешествие, незабываемую историю... Так и получилось.

Это был канун 2018 года. Машина свекра была оформлена на моего мужа, поэтому мы решили ехать на ней. И вот, дети у бабушек, а мы с мужем Максимом уже в 1:30 ночи едем на АЗС, чтобы наутро приехать во Львов. Буквально через две минуты стало понятно, что печка не работает. Что делать? «Ничего, — решили. — И в куртках доедем». Всю дорогу обсуждали, куда пойдем первым делом. И вот показалась последняя заправка перед границей. Было где-то 5:40 утра. Заправились, а отъехать от колонки не смогли, автомобиль не двигался.

Никакой паники. Мужчина у меня рукастый, в машинах разбирается, починить может все. Подумал и говорит: «Наверное, полуось выскочила, сейчас я машину на стоянку оттолкаю, поправлю, и поедем. Ты не мерзни — иди на заправку, погрейся там, кофе выпей. Мне минут 15 надо». Я и кофе попила, и согрелась. Взяла кофе и промерзшему Максиму и пошла узнать, когда поедем дальше. Негодование мужа было видно издали. Он уже нервно разговаривал по телефону и отчаянно злился.

— Ну что?

— Конец! (там было другое, более емкое слово) Это не полуось, и нам нужен автосервис. Наружный ШРУС в труху. Хорошо, что здесь, а не на трассе. Надо искать эвакуатор.

Ближайшая СТО — в Малорите, в 30 км от этой заправки, открывается только в 9:00. Никаких эвакуаторов поблизости нет, на АЗС номеров не знают. Холод собачий, в машине не посидишь — печка не работает. Что делать? Стоим в магазине заправки, греемся и ждем, когда хоть кто-то проедет. В 6 утра начали заезжать какие-то машины. Подходили к каждой, просили дотянуть до Малориты, все говорили, что едут в другом направлении. Вера в нормальный исход начала покидать нас. И тут какой-то мужчина, который уже отказал нам в буксире, говорит: «Ребята, у меня тут в Гусаке у сына знакомый машины чинит. Может, он согласится оттянуть». Позвонил, спросил и пообещал: «Скоро он за вами приедет».

Мы опять стоим в этом магазине и ждем: непонятно кого, когда и за сколько. Стоим и успокаиваем друг друга. Я уже начала отказываться от поездки во Львов и предлагала вернуться в Минск, когда сделаем машину. Но Максим настаивал: «Нет, мы будем во Львове и будем там сегодня». И вот на заправку врывается наш спаситель на своем белом универсале Volkswagen Passat B3. Это был Валера — мужчина видный и важный. Муж о чем-то с ним переговорил, и в итоге Валера отвез нас к себе в гараж. Гараж этот был в семи километрах от заправки в деревне Гусак. Там была и яма, и весь необходимый инструмент.

Меня Валера определил в теплую подсобку, угостил нас обоих чаем и печеньем. Мужу дал одежду для ремонта, яму и инструмент. Пока Максим разбирался, я нашла нужную запчасть в интернете, но привезти ее могли только в Брест. Валерий сказал нам, что ему сегодня как раз надо заехать в облцентр по делам. В итоге он свозил нас на рынок, помог найти павильон, а на обратном пути провел мини-экскурсию по пешеходной Советской улице Бреста. Когда вернулись, все очень быстро поменяли. А уже в 14:00 Валера пожелал нам счастливого пути, и мы отправились дальше в свое путешествие.

Верим, что кто-то передаст Валере из Гусака, что мы бесконечно ему благодарны за наш спасенный уик-энд. Всю дорогу до Львова мы обсуждали, как нам повезло попасть к этому человеку. И как прекрасно, что в нынешнее время находятся совершенно незнакомые люди, которые готовы помочь в беде.

Роман и непреодолимое желание помочь всем

До знакомства с женой я любил вечерами выезжать на улицы Минска и искать тех, кому нужно помочь. Обычно это были люди, у которых закончилось топливо или разрядился аккумулятор. Встречались и случаи, когда я не мог помочь, потому что в автомобильной теории я силен, а на практике никогда не менял масло или свечи. Но трос всегда был с собой, «крокодилы» тоже.

В тот день был приличный мороз. Зима была снежной, а термометр опускался до −25 градусов. У меня тогда был старенький Citroen Xantia. Ехали мы с женой по второму кольцу. Она — замечательная женщина, но не особенно любит общение с незнакомцами и не рада моему желанию помогать всем окружающим. И вот проезжаем первую машину, которая стоит прямо посреди проспекта Жукова. Я машинально порываюсь остановиться и помочь, но вижу двух мужчин, которые толкают автомобиль в сторону обочины. Сразу понятно — они знают, что делают. Едем дальше.

Через километр-два вижу вторую машину — какой-то минивэн — в такой же ситуации. Но и там были мужчины со знанием дела. Продолжаем движение, однако меня уже начинает мучить совесть: ведь я мог помочь и первым, и вторым. Возле ТЦ, посреди проспекта, стоял третий автомобиль, но я и в этот раз не остановился. И вот едем, рассказываю жене, как мы проехали мимо. И тут вижу в средней полосе очередную машину: Ford то ли замерз, то ли что-то еще случилось. Не выдерживаю, объезжаю, останавливаюсь в полосе перед ней, выхожу. Водитель — женщина, не паниковала, но и не радовалась: ни снегу, ни морозу, ни ситуации. В чем была проблема, не помню, но автомобиль не мог ехать и не заводился (кажется, это был относительно свежий Ford со всякими умными системами).

Зацепил тросом, на громкой связи звоню женщине, но она не отвечает. Моя ошибка — начинаю пытаться тащить, но не двигаюсь с места. Оказалось, водитель не могла снять машину с электронного ручника. Потом все же получилось. Изначально я предлагал оттащить ее с проспекта куда-нибудь на безопасную обочину, но оказалось, что женщина живет неподалеку от нашего дома. В итоге дотянули практически до подъезда. В качестве спасибо вручила мне пачку кофе и что-то еще. Была очень рада и благодарна нам.

Василий и взаимовыручка сибирских дальнобоев

На дворе был 2018 год, начало декабря. Я работал в крупной транспортной компании. В том рейсе доставлял груз из ЕС в Монголию. Все было как обычно: приехал в Германию, выгрузился, после загрузился и отправился в дорогу, заехав по пути домой в Минск. Дорога неблизкая — до Улан-Батора около 7000 км. На обратном пути проехал Ачинск, до АЗС оставалось километров 50. Хотел заправиться и уже лечь спать на ближайшей стоянке. На дворе было −20, с малым количеством топлива в баке не хотелось оставаться на ночь. Подъехал я к заправке, а там нежданная ситуация — стоит бензовоз, заливает резервуары. То есть станция не работает. Уже собралась очередь из 5—7 машин, а это часа 2—3 ожидания.

Посмотрел на датчик топлива и прикинул, что до следующей заправки (в 100 км от первой) должно хватить. Буквально через 2—3 км что-то пошло не так. Автомобиль на ходу заглох, хотя топлива еще немного было — вероятно, зима внесла свои коррективы в жизнь топливной системы. Я просто катился на нейтральной передаче. Повезло, что как раз через 200 метров был карман у местной достопримечательности — реки Кии. Там и остановился. Возле воды температура была в районе −25. Я работал на рефрижераторе, топливо в баке рефа было, имелся и шланг. А вот канистру не захватил. Попытался завести машину, но безрезультатно. Одна надежда — на рацию.

Я попросил о помощи, передавал сообщение 5—10 минут. Насколько же я был удивлен, когда на мой полуночный призыв откликнулось сразу 5 или 6 машин. Приехали даже те ребята, которые ехали через Ачинск, но не в моем направлении. В Сибири очень сплоченные люди, в беде не бросят. Один принес 10 литров топлива, другой — шланги, третий — ключи, хотя я даже не просил об этом. Мы залили в бак топливо из моего рефрижератора и то, что принесли ребята. Пытались завести, но сели аккумуляторы. Тут же накинули провода, зарядили от другой машины. Потом подняли кабину и прокачали топливо. Изрядно намучились и очень замерзли, но ничего не получалось. В этот момент приехала еще одна машина и водитель принес аэрозоль для быстрого старта. После двух-трех попыток мы реанимировали мою «Сканию», мотор зажужжал. Я хотел как-то отблагодарить ребят, но все отказались от вознаграждения.

Я доехал до заправки, посидел там около часа, пока не отогрелся. Заправил полные баки и отправился до стоянки. Вряд ли кто-то из тех водителей прочитает эту статью, но вдруг... Еще раз вам спасибо.

Петр и приключения с задней тягой от Chrysler

В 2011-м мне было 22 года. Накануне повышения растаможки решил купить авто из США. Chrysler Pacifica в контейнере на корабле доставили в Клайпеду, я лично должен был поехать в порт и там забрать. Мой знакомый возил в Литву сигареты и за 150 евро согласился довезти. Всю дорогу мы пили в бусе, а наутро мои товарищи разбирали обшивку и доставали сигареты. Потом отправились к литовцу за расчетом. После того как основное дело было сделано, меня завезли в Клайпеду.

В Европе я до этого не был. Весь оставшийся день я искал свой будущий автомобиль, только к вечеру собрал все бумаги. Пришлось ждать утра, чтобы забрать машину. Утром при мне открыли контейнер и вилочным погрузчиком достали Chrysler. Я оформил все документы и довольный отправился в сторону Беларуси. Но уже через 10 км почувствовал сильный запах жженой резины.

Оказалось, при разгрузке вилочный погрузчик порвал заднюю тягу, которая фиксировала колесо. В итоге колесо виляло, и резина терлась о кузов. Я объехал все разборки и магазины автозапчастей, но на то время Pacifica была редкой, нужной запчасти не нашлось. А под заказ ждать две недели. Пока занимался решением проблемы, познакомился с одним таксистом. Он проникся моей бедой и взялся помочь.

Таксист предложил поехать к его знакомому в гараж. Я, конечно, очень боялся, что в итоге останусь и без авто, и без денег, но делать было нечего. На следующий день отправился по указанному адресу. Там меня встретили товарищи очень колоритной наружности. А уже через два часа части алюминиевого рычага просверлили в нескольких местах и поставили металлические пластины, соединив разорванные половинки болтами с двух сторон. Все эти манипуляции обошлись мне в 100 евро. И я — вновь счастливый — отправился в сторону Беларуси. Но в те годы не было навигаторов, ориентировались по картам. Уже через пару часов пути я серьезно заблудился.

На закруглении дороги на скользком заснеженном участке «Крайслер» с отличной американской летней резиной занесло. Авто начало крутиться в разные стороны и в итоге застряло на краю кювета. Я кое-как выбрался через пассажирскую дверь. Запомнил, что небо в ту ночь было очень звездным, а меня колотило то ли от холода, то ли от испуга. Два передних колеса и капот — где-то в кювете. С дороги торчат только заднее колесо и тяга, которую я чинил в Клайпеде. Где-то через час или два проезжал какой-то мужик, предложил вытащить за 50 евро. Делать было нечего. Долго искали, за что зацепить трос. В итоге пришлось цеплять за тягу — ту самую. Когда вытащили, оказалось, что кузов не поврежден. Но когда я захотел двинуться дальше, то почувствовал запах масла. Выяснилось, что по какой-то причине сорвало патрубок системы АКПП и все масло вытекло. Пришлось искать эвакуатор...

К утру, весь замученный, грязный, голодный и холодный, я нашел эвакуатор. Но во время погрузки на лафет у него сломалась лебедка. Пришлось еще полдня снимать машину с лафета. После этого мне помогли найти другой эвакуатор. Тот успешно затащил меня на сервис, где восстановили патрубок и залили масло, после чего я смог доехать до Беларуси. За эвакуатор отдал 50 евро, за масло и патрубок — еще около 120.

Уже дома я установил штатную тягу, а ту, которую сварганили в Клайпеде, оставил на память о своей поездке. Как оказалось, не зря. В следующем месяце во время туристической поездки в Польшу со мной не разминулся пьяный поляк — на скорости ударил прямо в заднее колесо. Мы вызывали полицию, скорую. Все было как в кино: сирены, мигалки, протоколы, анализы, проверка багажа. От удара порвалась недавно установленная тяга. Эвакуаторщик за перевозку на 40 км затребовал почти $250. Мне показалось, это многовато. Там же на дороге я открутил порванную тягу и поставил на место ту самую — из Клайпеды. Да, тот февраль я запомнил надолго. Потом еще долго ездил на Chrysler Pacifica, уже без приключений. Ну а затем успешно продал. Тягу с болтами, конечно, оставил на память, лежит у меня и сейчас.


Onlíner рекомендует
ирригатор, мягкая чистка/глубокая чистка, питание от аккумулятора, регулировка струи, в комплекте: чехол, USB-кабель
Onlíner рекомендует
ирригатор, мягкая чистка/массаж, питание от аккумулятора, регулировка струи, в комплекте: гель для полости рта

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by