Цены упали на 15—20%? Выясняем, из каких брендов будем выбирать летние шины

09 марта 2023 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

Цены упали на 15—20%? Выясняем, из каких брендов будем выбирать летние шины

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

Календарная весна подкралась незаметно и не принесла шиномонтажам толпы клиентов, жаждущих срочно сменить зимнюю резину на летнюю. Госавтоинспекция тоже пока не рекомендует автомобилистам «переобуваться», хотя ПДД это не запрещают. Более того, наши сегодняшние эксперты советуют дождаться, когда среднесуточная температура достигнет +10 °C. Так что у нас с вами есть еще пара-тройка недель, чтобы подкопить на шины получше. Но сперва узнаем, на какой выбор и цены мы сможем рассчитывать в этом году.

«„Переобуются“ все, но выбор сократился»

— Начнем с главного вопроса: все ли «переобуются» к этому летнему сезону или все-таки грянул дефицит, которым нас пугали год назад?

— Дефицит проявился в сокращении списка брендов, доступных к покупке. Тем не менее владельцы машин с распространенным размером колес все равно найдут резину с нужным им набором качеств: тихую или шумную, дешевую или дорогую, — рассказывает Дмитрий Марголин, заместитель директора по коммерческим вопросам группы компаний «Мегасклад», которая занимается поставкой шин и дисков, а также предоставляет услуги шиномонтажа.

— Что касается нетипичных колес, то если раньше автолюбители могли выбирать из 10—15 производителей, то сейчас выбор сократился до двух-трех.

— Как на белорусском рынке шин сказался предыдущий год?

— Ситуация 2022 года ударила по вновь отстроенным после ковидного периода цепочкам. Многие производители (в первую очередь премиальные) либо перестали отгружать товар россиянам и белорусам совсем, либо стали предлагать производить закупки с помощью законных обходных путей — через польского или немецкого дилера, например. Некоторые договаривались: «Ребята, мы привезем шины в ОАЭ, а вы оттуда забирайте». Такие изменения не могли не отразиться на ценах. Прямыми путями сейчас доставляются только Pirelli (итальянский концерн со своим производством в России) и группа брендов Continental, которая оставила завод в Калуге. Он, к слову, самый современный из 20 производств. Важный нюанс — теперь нам доступна только калужская линейка размеров: от R14 до R17. Также в наличии шины с маркировкой С — это коммерческий транспорт, бусы.

Отдельно в линейке Continental стоит выделить суббренд Matador. У них в данный момент стоимость в среднем сегменте лучшая. 150—160 рублей за шину — рядом по качеству в таком ценовом диапазоне сейчас ничего не стоит. Все остальные бренды — это параллельный импорт. Все контракты аннулированы, коммуникации с европейскими производителями нет.

«Самые большие потери — в среднем сегменте»

— Каких брендов в разных ценовых сегментах мы лишились и чем будем довольствоваться в грядущем сезоне?

— Сейчас в самом дешевом сегменте остались отечественная «Белшина» и российский Cordiant. Украинские шины — в единичных размерах лишь у некоторых поставщиков.

— Давайте остановимся на «Белшине»...

— Что с «Белшиной»? Она там же, где и была. Бренд периодически испытывал проблемы с сырьем, а качество шины зависит от него на 70%. Для дешевого сегмента «Белшина» неплоха, ее выбирают в случаях, когда разница в цене с другими брендами принципиальная. При относительно равных с конкурентами прайсах покупатель делает выбор в ее сторону не всегда.

для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, индекс скорости: W (до 270 км/ч), индекс нагрузки: 94 (670 кг)

Можно ли ставить «Белшину» на большие колеса легковушки? Насколько мне известно, бренд в данном сегменте себя еще не проявил.

— А что насчет российских шин?

— Тоже надо отталкиваться от цены: сколько вы готовы заплатить и что вы хотите получить? Если у вас есть 100 рублей на шину и хватает только на «россию», то вы ее купите и будете ездить. Она не взорвется, с ней ничего не случится, хотя процент брака у российского эконома выше. Но если у вас есть условные 120 рублей — не стоит экономить. Берите шины на все выделенные деньги — уровень комфорта будет выше.

— Поднимаемся в сегмент повыше…

— Это «медиум минус» — в первую очередь китайские шины. От себя скажу, что они однозначно лучше отечественных. Яркий представитель — Grenlander. Очень широкий размерный ряд и невысокая цена, сопоставимая со стоимостью российских шин. Большинство потребителей нынче понимают: Китай — это страна производства, но никак не уровень качества. Параллель можно провести с китайским автопромом: когда-то он был поводом для насмешек, а сейчас Geely — на каждом перекрестке.

для легковых автомобилей/внедорожников, индекс скорости: H (до 210 км/ч), индекс нагрузки: 82 (475 кг)

Средний сегмент — корейские бренды. По ним пришелся самый большой удар. Тот же Hankook практически ничего не поставляет в Беларусь, только если параллельным импортом, но цена тогда точно не будет низкой. Такая же ситуация с Nexen и Roadstone — они приезжают к нам в небольших объемах.

Активно заняли среднюю линейку «турки» — Petlas, например. Я считаю, что этот бренд недооценен. На нашем рынке он всего третий год, но его история началась более 30 лет назад. География поставок — 100 стран. Так что это хороший аналог тому, к чему мы привыкли, и за невысокую цену.

для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, индекс скорости: W (до 270 км/ч), индекс нагрузки: 98 (750 кг)

В премиум-сегменте все размыто: это в основном Continental, Bridgestone, Michelin… Многие премиальные и бренды среднего ценового сегмента позакрывали заводы в России. Каждый это делал своим путем. Допустим, бренд Nokian объявил: он продает один из крупнейших своих заводов в РФ нефтяникам из «Татнефти». Сделка была на завершающей стадии, когда оказалось, что один из топ-руководителей российской компании в санкционном списке. Поэтому Nokian вернулся на свой завод с минимальным объемом производства. В общем, этот бренд на нашем рынке будет, но в небольших объемах. Что с ценовой политикой — пока непонятно. Стоит отметить, что всего 3—5% шин бренда производились не в России.

Компания Michelin продала свой российский завод и закрыла поставки к нам сербских шин Tigar, Taurus, Kormoran, которые понравились нашим потребителям, поскольку многие утешали себя тем, что это «европа». Модели относились к сегменту довольно дешевых шин, неплохих за свои деньги. Но эта история закончилась, сейчас из сербской резины у нас только остатки. По параллельному импорту к нам «сербию» не завезут: ее придется растаможивать, цена возрастет.

А вот Bridgestone в небольших объемах поступает по параллельному импорту. В общем, самые большие потери — в среднем сегменте, поскольку премиальные компании имели по несколько «средних» суббрендов.

Цены упали на 15—20%?

— Как изменились цены за этот год?

— Они менялись скачкообразно, как и валютный курс. На пике цена увеличивалась на 30—40%. Повлияло на стоимость резины и постановление «О системе регулирования цен». С некоторыми производителями стало работать нерентабельно, что тоже сказалось на ассортименте.

На азиатские бренды и их цену повлияла логистика. Стоимость доставки из Поднебесной с конца осени снизилась в пять раз. Произошло это из-за санкций, введенных против Беларуси и России: они сильно повлияли на грузопоток в клайпедский порт, он упал в разы. Но нужно помнить: доставка морем — это риски, дополнительные расходы на доставку сюда и временные затраты. Плыть товар может минимум месяц, а потом ему еще и сухопутную границу проходить с нынешними очередями.

В общем, в сухом остатке мы имеем в экономе и среднем сегменте минус 15—20% от цены за год, на белорусские и российские шины в том числе.

— Как много белорусов сейчас готовы раскошелиться на премиум?

— Их число падает постоянно. Ждем, что еще 15—20% людей, выбирающих премиум, уйдут из этого сегмента.

— Как не наткнуться на летнюю резину плохого качества?

— В Беларуси откровенно плохих шин просто нет. Рынок маленький, клиент претензионный. Привезти что-то некачественное — себе дороже. Ты не сможешь продать товар, информация разлетится слишком быстро.

Отмечу, что шины никто не подделывает, это невозможно. Если резина изготовлена в Китае — она создана на огромном производстве с большим количеством оборудования. Повторюсь: нельзя говорить, что дешевые шины плохие. Это товар, соответствующий своей стоимости.

— Стоит ли обращать внимание на год выпуска резины?

— Если шины произведены 2—3 года назад, то это ни на что не повлияет. Они же не лежали все это время на улице или в непонятном помещении. Более того, с момента производства до поставки может пройти 5—8 месяцев. Только если одна шина из комплекта произведена полгода назад, а другая — в 2019-м, то тогда можно покапризничать.

Что касается евроэтикетки, то в случае с летними шинами важным показателем будет аквапланирование. Это процесс, когда между дорожным полотном и резиной образуется водяная пленка. Она может быть абсолютно невидимой, но это то, из-за чего машина теряет управляемость. И происходит это резко, когда вы въезжаете в лужу, например.

Уровень шума — крайне индивидуальный фактор. На разных автомобилях в этом плане колеса проявляют себя по-разному. Замечу: я давно не слышал о летних шинах, на которых из-за шума невозможно ездить. Более того, ни один показатель не заменит водителя — все зависит от него.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by