ВелоПетрович

Какой велосипед выбрать? Сравниваем варианты и считаем плюсы и минусы

25 041
19 марта 2023 в 15:15
Автор: Виталий Петрович
ВелоПетрович

Какой велосипед выбрать? Сравниваем варианты и считаем плюсы и минусы

Автор: Виталий Петрович

Выбрать велосипед — это как выбрать спутника жизни. Поначалу не хочется отдавать за него слишком много. Потом учишься мириться с недостатками, ценить за достоинства, искать компромиссы. Если получится, в итоге понимаешь, что без него уже не можешь. Выбрать велосипед — это сложно, потому что велосипедов кругом очень много, а нам нужен один, но самый лучший. Выбрать велосипед — это как выбрать наряд на выпускной: хочется выглядеть идеально, а бюджет всегда ограничен. Выбрать велосипед трудно, но мы поможем.

Мы всегда выбираем глазами, тянемся к тому, что понравилось. Но с самого детства наш мозг приучали задавать множество контрольных вопросов, чтобы действовать осознанно: сомневаться, проверять себя, выбирать то, что лучше, то, что подходит. Часто бывает, что вопрос есть, а ответ на него сам собой не приходит: не будешь же специалистом во всем. И тогда приходится полагаться на советы.

Проблема в том, что хорошие советчики не знают, какой велосипед вам действительно нужен. Хорошие советчики расскажут что да как, а выбирать придется самому.

ВелоПетрович

Ездил на шоссейном велосипеде по картофельному полю. Дважды упал, порвал носок и потерял снобизм где-то в канаве. Теперь уверен в том, что ездить можно на чем удобно и где угодно — лишь бы нравилось.

Горный: самый доступный из универсальных

Недорогие горники действительно популярны на рынке, и, что бы там ни говорили скептики, это вполне заслуженно. Согласимся с тем, что недорогой MTB никогда не будет лучшим выбором для любых конкретных условий. Но его универсальность, а главное, доступность — решающие факторы. На этом и сыграли производители, стараясь дать рынку по-настоящему массовый тип велосипедов.

Нас подкупает, что он проедет где угодно, даже если мы в это где угодно никогда не поедем. Нам, может быть, и не нужно такое число передач, но трудно объяснить себе, зачем покупать велик, где этих передач меньше. Пусть лучше будут, вдруг когда-нибудь сгодятся. И уж совсем непросто бывает понять, зачем платить гораздо больше за велосипед другого типа, если у горника есть все, что нужно, и за вполне адекватные деньги.

Если вы выбираете себе первый велосипед за долгое время либо в принципе не хотите заморачиваться, а просто ищете двухколесного друга, чтобы в погожий денек выехать в парк, вы купите горник — и правильно сделаете.

29", рама 18", горный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), тормоз дисковый механический
29", рама 21.5", горный, сталь Hi-ten, вилка амортизационная, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический, вес 17.1 кг
24", рама 11", горный, подростковый, алюминий, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 7 скор. (1х7), переключатели: задний Microshift, тормоз дисковый механический

На что стоит обратить внимание при выборе? Два важнейших условия: велосипед должен подходить вам по размеру и должен нравиться. Тогда вам будет удобно и приятно на нем кататься.

Не станем надувать щеки и делать вид, что в бюджетных моделях ожидаем увидеть оборудование высокого уровня или продвинутые решения. Хитрости производителей вроде большего числа скоростей, амортизации обоих колес или установки дисковой гидравлики не должны сбивать с толку: давайте заплатим только за то, что нам действительно нужно. Три звезды спереди — устаревшее решение, не имеющее особого смысла для веселых покатушек. Велосипеды с дисковыми тормозами стоят дороже, но совсем не обязательно, что они лучше тормозят в неэкстремальных условиях, по крайней мере споры на эту тему не прекращаются.

Зачастую велосипеды на стальных рамах дешевле моделей с алюминиевым каркасом, но и тяжелее. При этом нужно понимать, что сталь склонна к ржавчине. Это условные минусы, так как, выбирая недорогой горник, мы изначально готовимся к тому, что легким он не будет. А что касается устойчивости к влаге, то у любой модели полно запчастей, которые могут поржаветь гораздо быстрее стальной рамы, поэтому вопрос скорее в обслуживании и бережном отношении.

Так же и с диаметром колес: расходников пока в достатке для любого варианта, ориентируйтесь на то, что вам удобнее.

Сегодня рынок испытывает определенные трудности с доступностью некоторых известных брендов. Однако специалисты признают, что даже самое бюджетное навесное оборудование от признанного лидера рынка — японской Shimano — зачастую превосходит по качеству продукцию молодых азиатских брендов.

Типичный представитель класса — Aist Rocky. Стоимость велосипеда колеблется в диапазоне 600—700 рублей: Shimano начального уровня, ободные тормоза v-brake, амортизационная вилка. Простой, неприхотливый, недорогой.

26", рама 18", горный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano/передний Shimano, тормоз ободной механический, вес 14 кг
Горный велосипед
Недорогой горник — это массмаркет в чистом виде. Он точно не лучший вариант, если вам нужно что-то специфичное, но при этом самое простое решение, если подыскиваете что-то универсальное для покатушек выходного дня и не хотите слишком потратиться.
Нравится
Универсальность
Доступность
Широкий диапазон цен
Набор передач
Простота обслуживания
Не нравится
Не лучший велосипед в большинстве ситуаций
Зачастую тяжеловат
Низкое качество самых дешевых моделей

Городской: если хотите сэкономить или выделиться

К типично городским велосипедам мы отнесем и классические «взрослики», и комфортные модели с прямой посадкой и седлом-креслом. Такие велики — это тепло и ламповость из нашего детства, такой крутой нестареющий винтаж, притягивающий взгляды. Набрать целую корзину фруктов с Комаровки и рвануть на Цнянку, полежать на пляже — уже представили?

И сегмент тут самый широкий. Можно найти очень простые модели из стали и с ножным тормозом, совсем как тот, на котором вы ездили под рамой летом в деревне. А можно подобрать продвинутый круизер, с амортизацией и набором передач. В любом случае такие велосипеды — самые честные. Без претензий на спорт, без углеволокна и облегченных деталей. Ценник на них обычно не зашкаливает, что, несомненно, один из главных плюсов.

Главный минус — требовательность к инфраструктуре. Городской велосипед неповоротливый, он плохо переносит бордюры, и вместе с ним их плохо переносит наездник. Такой велик недостаточно жесткий, чтобы трансформировать усилие на педали в скорость, зато прекрасно передает удар в пятую точку от не слишком заниженного бордюра. Такой велик любит гладкую велодорожку, а не тротуарные стыки, где он скоро станет дребезжать и от которых потом дрожат руки. Такой велик хорошо оставлять где-то на велопарковке, а не затаскивать его в подъезд, проклиная все на свете.

28", городской, женский, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз ножной
29", рама 18", городской, алюминий, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 8 скор. (1х8), переключатели: задний LTWOO, тормоз дисковый механический
26", рама 19", городской, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз ножной, вес 16.9 кг

Типичный представитель класса — Aist Avenue. Красивый велосипед, яркий, с корзинкой под рулем. По демократической цене. Вот она, городская классика. Еще бы на шестой этаж ее не нужно было тащить, правда?

26", рама 17", городской, женский, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз ножной
Нет в наличии
Городской велосипед
Городской велосипед покупают не за его ходовые характеристики. Едет — и отлично. Городской велосипед сегодня — это или недорогое транспортное средство, когда в нем есть необходимость, или часть стиля, способ выделиться в городской среде. И для того, и для другого он годится отлично.
Нравится
Простота
Эстетика
Дешевизна
Не нравится
Ходовые качества
Вес и неповоротливость
Ненадежность

Гибрид: неплохой компромисс, если устроит цена

Мы снова задаемся вопросом: насколько специфичны ваши требования к велосипеду? Подумайте хорошенько, ведь от ответа зависит сам подход: либо гибрид сочетает для вас основные достоинства велосипедов других типов, либо он вобрал в себя их недостатки.

Гибрид точно лучше чувствует себя в городе, чем тот же горник. У него лучше накат, у него правильнее резина. Многие гибриды по умолчанию идут с жесткой вилкой либо по крайней мере имеют возможность заблокировать ход амортизатора, что имеет принципиальное значение для эффективности езды по хорошему покрытию. Мы даже не столько про скорость, сколько про комфорт: раскачивание и подпружинивание не к месту просто съедает вашу энергию, вы быстрее устаете и не получаете удовольствия от езды на велосипеде. Будет ли больше дискомфорта на ухабах и при проезде бордюров? Отчасти. И все-таки гибрид остается достаточно комфортным велосипедом, в отличие от моделей спортивной направленности вроде шоссейника.

Возможностей гибрида совершенно точно хватит для того, чтобы без опаски кататься в любимом парке или по хоженым лесным тропам. Но в песке на пляже Минского моря или в каких-то труднодоступных местах вы увязнете быстрее, чем сделали бы это на горнике с зубастой резиной. Вопрос в том, насколько это принципиально для вашего стиля катания.

Гибрид легче горника. И мы опять не о скорости или движении в подъем, а о вашем комфорте. Затащить велик в подъезд, в лифт, разместить на балконе — это бывает непростой задачей, а чем легче велик, тем ниже риск сорвать спину при его перетаскивании.

Но вот незадача: хорошие гибриды при прочих равных стоят дороже популярных и продающихся на каждом углу горников. Мы видим ценник и легко находим причину предпочесть то, что меньше бьет по кошельку, — знакомо? Да и мало ли придется заехать невесть куда.

28", рама 21", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano, тормоз ободной механический
28", рама 19", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano, тормоз ободной механический
28", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Altus/передний Shimano, тормоз ободной механический

Типичный представитель класса — Trek FX. Популярная линейка у американского Trek, которая в основном и используется любителями городских покатушек, которым важно иметь возможность выехать на велосипеде в парк или пролесок. Жесткая вилка, хороший накат, не худшая серия Shimano в обвесе, дисковая гидравлика. Это недешевый во всех смыслах велосипед.

28", рама M, городской, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Shimano Altus/передний Shimano Acera, тормоз дисковый гидравлический, вес 11.73 кг
Нет в наличии
Гибридный велосипед
Гибрид больше подходит городу. Для всех этих покатушек в парке, по велодорожке, в знакомом пролеске. С ним проще, он динамичнее и легче. Но он дороже и, к сожалению, именно из-за этого проигрывает конкуренцию бюджетным горникам.
Нравится
Обычно легче горника
Лучше накат по нормальной дороге
Привычная для многих посадка
Есть варианты с жесткой вилкой или блокиратором
Не нравится
Цена. Именно поэтому он проигрывает конкуренцию горнику

Шоссейник: самый быстрый, самый непрактичный

Прошлым летом на шоссейном велосипеде мы проехали по многим живописным маршрутам, и асфальт там встречался совсем нечасто. Обычно приходилось пробираться по гравийным дорогам либо даже тропкам через леса и поля. И ничего, проехали, получив при этом массу удовольствия. Так что теперь язык не поворачивается утверждать, что шоссейнику непременно нужно идеальное дорожное покрытие.

И все же рекомендовать шоссейный велосипед в качестве универсального транспорта мы также не возьмемся. Его сила в другом: это наилучший вариант для превращения усилий в скорость в благоприятных условиях. Шоссейник — самый жесткий, самый динамичный, самый скоростной тип велосипеда. И самый требовательный.

К посадке. На шоссейном велосипеде не получится усесться довольно прямо, вы в любом случае будете располагаться довольно низко и горизонтально: к этому должны быть готовы и спина, и шея. Если собираетесь ездить на дальние дистанции, настоятельно рекомендуем заняться собственной посадкой с единственной целью: не навредить самому себе. Чем выше нагрузки, чем больше спрос с организма, тем лучшие условия ему необходимо создать. Запасной велосипед вы всегда сможете купить, запасные колени — никогда.

К дорожным условиям. На шоссейнике через картофельное поле — это вынужденный экстрим и часть работы. Но не следует так делать просто так: удовольствия не получите, а риск что-нибудь сломать (себе или своему велосипеду) достаточно велик.

Шоссейный велосипед — вы понимаете это по названию — любит ровную асфальтированную дорогу. Только на ней вы раскроете весь его потенциал (и свой тоже). Только на ней вы поймете этот кайф, когда велосипед является органичной частью вас самих, механическим продолжателем вашей воли, преобразователем силы в скорость.

Наконец, шоссейный велосипед всегда требователен к вашим финансовым возможностям. Это дорогой механизм, что объясняется и высоким качеством комплектующих, и передовыми технологиями, и некой появившейся «элитарностью». Давно уже стали говорить, что велоспорт — это новый гольф.

28", рама XXL, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 24 скор. (2х12), переключатели: задний Shimano Ultegra/передний Shimano Ultegra, тормоз дисковый гидравлический
28", рама L, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 24 скор. (2х12), переключатели: задний Shimano Ultegra/передний Shimano Ultegra, тормоз дисковый гидравлический
28", рама 50cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 14 скор. (2х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз клещевой, вес 10.4 кг

Типичный представитель этого класса — Cube Attain SL. Серьезный шоссейник серьезного производителя из Германии. Стоит под 7 тыс. рублей, и это еще относительно скромная комплектация: рама из алюминия, вилка из карбона, навесное оборудование серии Shimano 105. При этом уже дисковые тормоза — победивший тренд последний пятилетки. Вариант для широкого потребления, на что указывает и компакт спереди (звезды 50—34), и хороший набор сзади (11—34).

28", рама 56cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 22 скор. (2х11), переключатели: задний Shimano 105/передний Shimano 105, тормоз дисковый гидравлический, вес 9.7 кг
Нет в наличии
Шоссейный велосипед
Самый специфичный из массовых велосипедов. Такие модели не покупают случайно: уж если уселись на шоссейник, вы знали, на что шли. Велосипед слабо подходит для спонтанных путешествий куда глаза глядят. Хотите свернуть на живописную дорожку? Сначала проверьте, не заедете ли в глушь с бездорожьем. Этому велосипеду нужны хороший асфальт и выносливый наездник, который хочет согнуться в три погибели и наматывать десятки или даже сотню-другую километров за раз.
Нравится
Хороший накат на асфальте, скорость
Низкий вес
Нет ничего лишнего
Хорошее качество даже бюджетных моделей
Не нравится
Очень требователен к дорожному покрытию
Велик риск словить прокол
Жесткость, отсутствие амортизации
Изначально высокая стоимость

Гравел: быстрый, модный, дорогой

Мы начали разговор с горного велосипеда, а заканчиваем его гравелом. И тот, и другой могут похвастаться своей универсальностью, неприхотливостью к условиям. И все же они находятся на разных полюсах рынка. Горник — самый бюджетный вариант велосипеда со скоростями, амортизацией и зубастой резиной.

Гравел — это практически спортивный снаряд, который адаптирован для массового использования. Он немного уступит шоссейнику на асфальте, но быстро отыграется, когда дорога станет похуже. Он несравнимо легче, жестче и шустрее горника. И во многих случаях куда дороже.

Вообще, гравел куда правильнее сравнивать именно с шоссейником. С обывательской точки зрения у них много общего, включая низкую посадку и руль-баран, на многих гравелах даже используются шоссейные группы переключения скоростей. Принципиальная разница — в ширине покрышек. Диаметр колес у этих велосипедов одинаковый, но на гравел вы сможете установить по-настоящему внедорожную резину, что и превращает велосипед во вседорожный. Нет амортизации, вы едва ли займетесь на нем даунхиллом, а вот для всего остального гравел подходит прекрасно. Даже на штатной резине он будет эффективен на хорошей дороге благодаря своей жесткости и подходящей посадке на нем. А уж если обзавестись дополнительной шоссейной резиной, то принципиальная разница между гравелом и шоссейником станет ускользающей для непрофессионала.

Соответственно, на подходящей резине такой велосипед отлично проявит себя даже на жестком бездорожье, в чем мы убедились, проехав через Налибокскую пущу. А сухая гравийная дорога — это вообще родная стихия для него. Невероятные ощущения — лететь на скорости шоссейного велосипеда по тропе, на которую на том самом шоссейнике и соваться бы не стал.

И уже понятно, что с учетом сказанного гравел может быть отличным вариантом и для города. Он легкий и шустрый, при этом, даже не имея амортизации, способен проглатывать стыки тротуарной плитки и бордюры благодаря в меру толстой резине.

28", рама L, гравел, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 20 скор. (2х10), переключатели: задний Shimano/передний Shimano, тормоз дисковый гидравлический
28", рама S, гравел, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 11 скор. (1х11), переключатели: задний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 8.6 кг
28", рама 55cm, гравел, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 9 скор. (1х9), переключатели: задний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 11.7 кг

Типичный представитель класса — GT Grade Elite. Алюминиевая рама, карбоновая вилка — так выглядит бюджетный вариант велосипеда этого типа. Шоссейная раскладка на Shimano Claris: две звезды спереди, восемь сзади. Тормоза дисковые, но механические, что благоприятно влияет на цену и простоту обслуживания, при этом в неэкстремальных условиях остается абсолютно рабочим решением. Ценник под 3 тыс. рублей — с этим приходится мириться, когда выбираешь модный и по-хорошему специфичный велосипед.

28", рама 58cm, гравел, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз дисковый механический
Нет в наличии
Гравийный велосипед
Велосипед для тех, кто хотел бы ездить на шоссейнике, но при этом ездить где угодно. На нем можно влупить под 40 км/ч по исчезающей тропе в Налибокской пуще, а можно комфортно скататься в любимую кофейню где-то на проспекте. Одна проблемка: дороговат.
Нравится
Динамизм
Легкость
Скоростные возможности
Универсальность
Потенциал для велопутешествий
Не нравится
Стоимость
Шоссейная посадка и руль-баран понравятся не всем

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by