Выбрать велосипед — это как выбрать спутника жизни. Поначалу не хочется отдавать за него слишком много. Потом учишься мириться с недостатками, ценить за достоинства, искать компромиссы. Если получится, в итоге понимаешь, что без него уже не можешь. Выбрать велосипед — это сложно, потому что велосипедов кругом очень много, а нам нужен один, но самый лучший. Выбрать велосипед — это как выбрать наряд на выпускной: хочется выглядеть идеально, а бюджет всегда ограничен. Выбрать велосипед трудно, но мы поможем.
Мы всегда выбираем глазами, тянемся к тому, что понравилось. Но с самого детства наш мозг приучали задавать множество контрольных вопросов, чтобы действовать осознанно: сомневаться, проверять себя, выбирать то, что лучше, то, что подходит. Часто бывает, что вопрос есть, а ответ на него сам собой не приходит: не будешь же специалистом во всем. И тогда приходится полагаться на советы.
Проблема в том, что хорошие советчики не знают, какой велосипед вам действительно нужен. Хорошие советчики расскажут что да как, а выбирать придется самому.
ВелоПетрович
Ездил на шоссейном велосипеде по картофельному полю. Дважды упал, порвал носок и потерял снобизм где-то в канаве. Теперь уверен в том, что ездить можно на чем удобно и где угодно — лишь бы нравилось.
Недорогие горники действительно популярны на рынке, и, что бы там ни говорили скептики, это вполне заслуженно. Согласимся с тем, что недорогой MTB никогда не будет лучшим выбором для любых конкретных условий. Но его универсальность, а главное, доступность — решающие факторы. На этом и сыграли производители, стараясь дать рынку по-настоящему массовый тип велосипедов.
Нас подкупает, что он проедет где угодно, даже если мы в это где угодно никогда не поедем. Нам, может быть, и не нужно такое число передач, но трудно объяснить себе, зачем покупать велик, где этих передач меньше. Пусть лучше будут, вдруг когда-нибудь сгодятся. И уж совсем непросто бывает понять, зачем платить гораздо больше за велосипед другого типа, если у горника есть все, что нужно, и за вполне адекватные деньги.
Если вы выбираете себе первый велосипед за долгое время либо в принципе не хотите заморачиваться, а просто ищете двухколесного друга, чтобы в погожий денек выехать в парк, вы купите горник — и правильно сделаете.
На что стоит обратить внимание при выборе? Два важнейших условия: велосипед должен подходить вам по размеру и должен нравиться. Тогда вам будет удобно и приятно на нем кататься.
Не станем надувать щеки и делать вид, что в бюджетных моделях ожидаем увидеть оборудование высокого уровня или продвинутые решения. Хитрости производителей вроде большего числа скоростей, амортизации обоих колес или установки дисковой гидравлики не должны сбивать с толку: давайте заплатим только за то, что нам действительно нужно. Три звезды спереди — устаревшее решение, не имеющее особого смысла для веселых покатушек. Велосипеды с дисковыми тормозами стоят дороже, но совсем не обязательно, что они лучше тормозят в неэкстремальных условиях, по крайней мере споры на эту тему не прекращаются.
Зачастую велосипеды на стальных рамах дешевле моделей с алюминиевым каркасом, но и тяжелее. При этом нужно понимать, что сталь склонна к ржавчине. Это условные минусы, так как, выбирая недорогой горник, мы изначально готовимся к тому, что легким он не будет. А что касается устойчивости к влаге, то у любой модели полно запчастей, которые могут поржаветь гораздо быстрее стальной рамы, поэтому вопрос скорее в обслуживании и бережном отношении.
Так же и с диаметром колес: расходников пока в достатке для любого варианта, ориентируйтесь на то, что вам удобнее.
Сегодня рынок испытывает определенные трудности с доступностью некоторых известных брендов. Однако специалисты признают, что даже самое бюджетное навесное оборудование от признанного лидера рынка — японской Shimano — зачастую превосходит по качеству продукцию молодых азиатских брендов.
Типичный представитель класса — Aist Rocky. Стоимость велосипеда колеблется в диапазоне 600—700 рублей: Shimano начального уровня, ободные тормоза v-brake, амортизационная вилка. Простой, неприхотливый, недорогой.
К типично городским велосипедам мы отнесем и классические «взрослики», и комфортные модели с прямой посадкой и седлом-креслом. Такие велики — это тепло и ламповость из нашего детства, такой крутой нестареющий винтаж, притягивающий взгляды. Набрать целую корзину фруктов с Комаровки и рвануть на Цнянку, полежать на пляже — уже представили?
И сегмент тут самый широкий. Можно найти очень простые модели из стали и с ножным тормозом, совсем как тот, на котором вы ездили под рамой летом в деревне. А можно подобрать продвинутый круизер, с амортизацией и набором передач. В любом случае такие велосипеды — самые честные. Без претензий на спорт, без углеволокна и облегченных деталей. Ценник на них обычно не зашкаливает, что, несомненно, один из главных плюсов.
Главный минус — требовательность к инфраструктуре. Городской велосипед неповоротливый, он плохо переносит бордюры, и вместе с ним их плохо переносит наездник. Такой велик недостаточно жесткий, чтобы трансформировать усилие на педали в скорость, зато прекрасно передает удар в пятую точку от не слишком заниженного бордюра. Такой велик любит гладкую велодорожку, а не тротуарные стыки, где он скоро станет дребезжать и от которых потом дрожат руки. Такой велик хорошо оставлять где-то на велопарковке, а не затаскивать его в подъезд, проклиная все на свете.
Типичный представитель класса — Aist Avenue. Красивый велосипед, яркий, с корзинкой под рулем. По демократической цене. Вот она, городская классика. Еще бы на шестой этаж ее не нужно было тащить, правда?
Мы снова задаемся вопросом: насколько специфичны ваши требования к велосипеду? Подумайте хорошенько, ведь от ответа зависит сам подход: либо гибрид сочетает для вас основные достоинства велосипедов других типов, либо он вобрал в себя их недостатки.
Гибрид точно лучше чувствует себя в городе, чем тот же горник. У него лучше накат, у него правильнее резина. Многие гибриды по умолчанию идут с жесткой вилкой либо по крайней мере имеют возможность заблокировать ход амортизатора, что имеет принципиальное значение для эффективности езды по хорошему покрытию. Мы даже не столько про скорость, сколько про комфорт: раскачивание и подпружинивание не к месту просто съедает вашу энергию, вы быстрее устаете и не получаете удовольствия от езды на велосипеде. Будет ли больше дискомфорта на ухабах и при проезде бордюров? Отчасти. И все-таки гибрид остается достаточно комфортным велосипедом, в отличие от моделей спортивной направленности вроде шоссейника.
Возможностей гибрида совершенно точно хватит для того, чтобы без опаски кататься в любимом парке или по хоженым лесным тропам. Но в песке на пляже Минского моря или в каких-то труднодоступных местах вы увязнете быстрее, чем сделали бы это на горнике с зубастой резиной. Вопрос в том, насколько это принципиально для вашего стиля катания.
Гибрид легче горника. И мы опять не о скорости или движении в подъем, а о вашем комфорте. Затащить велик в подъезд, в лифт, разместить на балконе — это бывает непростой задачей, а чем легче велик, тем ниже риск сорвать спину при его перетаскивании.
Но вот незадача: хорошие гибриды при прочих равных стоят дороже популярных и продающихся на каждом углу горников. Мы видим ценник и легко находим причину предпочесть то, что меньше бьет по кошельку, — знакомо? Да и мало ли придется заехать невесть куда.
Типичный представитель класса — Trek FX. Популярная линейка у американского Trek, которая в основном и используется любителями городских покатушек, которым важно иметь возможность выехать на велосипеде в парк или пролесок. Жесткая вилка, хороший накат, не худшая серия Shimano в обвесе, дисковая гидравлика. Это недешевый во всех смыслах велосипед.
Прошлым летом на шоссейном велосипеде мы проехали по многим живописным маршрутам, и асфальт там встречался совсем нечасто. Обычно приходилось пробираться по гравийным дорогам либо даже тропкам через леса и поля. И ничего, проехали, получив при этом массу удовольствия. Так что теперь язык не поворачивается утверждать, что шоссейнику непременно нужно идеальное дорожное покрытие.
И все же рекомендовать шоссейный велосипед в качестве универсального транспорта мы также не возьмемся. Его сила в другом: это наилучший вариант для превращения усилий в скорость в благоприятных условиях. Шоссейник — самый жесткий, самый динамичный, самый скоростной тип велосипеда. И самый требовательный.
К посадке. На шоссейном велосипеде не получится усесться довольно прямо, вы в любом случае будете располагаться довольно низко и горизонтально: к этому должны быть готовы и спина, и шея. Если собираетесь ездить на дальние дистанции, настоятельно рекомендуем заняться собственной посадкой с единственной целью: не навредить самому себе. Чем выше нагрузки, чем больше спрос с организма, тем лучшие условия ему необходимо создать. Запасной велосипед вы всегда сможете купить, запасные колени — никогда.
К дорожным условиям. На шоссейнике через картофельное поле — это вынужденный экстрим и часть работы. Но не следует так делать просто так: удовольствия не получите, а риск что-нибудь сломать (себе или своему велосипеду) достаточно велик.
Шоссейный велосипед — вы понимаете это по названию — любит ровную асфальтированную дорогу. Только на ней вы раскроете весь его потенциал (и свой тоже). Только на ней вы поймете этот кайф, когда велосипед является органичной частью вас самих, механическим продолжателем вашей воли, преобразователем силы в скорость.
Наконец, шоссейный велосипед всегда требователен к вашим финансовым возможностям. Это дорогой механизм, что объясняется и высоким качеством комплектующих, и передовыми технологиями, и некой появившейся «элитарностью». Давно уже стали говорить, что велоспорт — это новый гольф.
Типичный представитель этого класса — Cube Attain SL. Серьезный шоссейник серьезного производителя из Германии. Стоит под 7 тыс. рублей, и это еще относительно скромная комплектация: рама из алюминия, вилка из карбона, навесное оборудование серии Shimano 105. При этом уже дисковые тормоза — победивший тренд последний пятилетки. Вариант для широкого потребления, на что указывает и компакт спереди (звезды 50—34), и хороший набор сзади (11—34).
Мы начали разговор с горного велосипеда, а заканчиваем его гравелом. И тот, и другой могут похвастаться своей универсальностью, неприхотливостью к условиям. И все же они находятся на разных полюсах рынка. Горник — самый бюджетный вариант велосипеда со скоростями, амортизацией и зубастой резиной.
Гравел — это практически спортивный снаряд, который адаптирован для массового использования. Он немного уступит шоссейнику на асфальте, но быстро отыграется, когда дорога станет похуже. Он несравнимо легче, жестче и шустрее горника. И во многих случаях куда дороже.
Вообще, гравел куда правильнее сравнивать именно с шоссейником. С обывательской точки зрения у них много общего, включая низкую посадку и руль-баран, на многих гравелах даже используются шоссейные группы переключения скоростей. Принципиальная разница — в ширине покрышек. Диаметр колес у этих велосипедов одинаковый, но на гравел вы сможете установить по-настоящему внедорожную резину, что и превращает велосипед во вседорожный. Нет амортизации, вы едва ли займетесь на нем даунхиллом, а вот для всего остального гравел подходит прекрасно. Даже на штатной резине он будет эффективен на хорошей дороге благодаря своей жесткости и подходящей посадке на нем. А уж если обзавестись дополнительной шоссейной резиной, то принципиальная разница между гравелом и шоссейником станет ускользающей для непрофессионала.
Соответственно, на подходящей резине такой велосипед отлично проявит себя даже на жестком бездорожье, в чем мы убедились, проехав через Налибокскую пущу. А сухая гравийная дорога — это вообще родная стихия для него. Невероятные ощущения — лететь на скорости шоссейного велосипеда по тропе, на которую на том самом шоссейнике и соваться бы не стал.
И уже понятно, что с учетом сказанного гравел может быть отличным вариантом и для города. Он легкий и шустрый, при этом, даже не имея амортизации, способен проглатывать стыки тротуарной плитки и бордюры благодаря в меру толстой резине.
Типичный представитель класса — GT Grade Elite. Алюминиевая рама, карбоновая вилка — так выглядит бюджетный вариант велосипеда этого типа. Шоссейная раскладка на Shimano Claris: две звезды спереди, восемь сзади. Тормоза дисковые, но механические, что благоприятно влияет на цену и простоту обслуживания, при этом в неэкстремальных условиях остается абсолютно рабочим решением. Ценник под 3 тыс. рублей — с этим приходится мириться, когда выбираешь модный и по-хорошему специфичный велосипед.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by