В договоре оферты между сервисом каршеринга и пользователем упоминания презумпции невиновности нет, зато есть пункт 4.2.21: «Клиент обязан сообщить в службу поддержки о повреждениях, которые обнаружит у авто до начала движения и подписания акта приема-передачи». Не сообщил или не заметил? Будь готов к штрафу: представители каршеринга не раз подчеркивали, что не обязаны доказывать клиенту его вину. Наш читатель Сергей с этим не согласен, как и со штрафом в 610 рублей, который ему выставил сервис.
— Утром второго марта я опаздывал на работу, поэтому решил воспользоваться услугами каршеринга. Подошел к автомобилю, осмотрел его — видимых повреждений не увидел, поэтому сел и поехал. Двигался большую часть времени по проспекту, нигде не останавливался, — рассказывает Сергей. — Завершил аренду возле своего офиса и пошел работать. В конце дня обнаружил, что машина так и стоит у здания, поэтому я снова арендовал ее и вернулся на ней домой.
— В субботу мне позвонил неизвестный номер: собеседник представился работником службы поддержки каршеринга и начал вменять мне то, что я якобы побил передний бампер авто с водительской стороны. Более того, я не сообщил об этом в службу поддержки, чем нарушил правила сервиса. Я попросил сбросить мне фотографии повреждений и в то же время пересмотрел снимки, которые сделал сам в конце аренды. Глаз ни за что не зацепился. Спустя время мне отправили мои же фото, но с выделенной областью повреждения, которое я не могу назвать «внешне видимым».
— Затем мне прислали еще один снимок дефекта, а также фото целого бампера, но информация о координатах GPS, времени и адресе на нем была обрезана. Я, судя по положению машины на фото, могу утверждать, что фотография сделана не тем клиентом, который пользовался автомобилем до меня.
— Почему я утверждаю, что машина получила повреждения не по моей вине? Во-первых, я двигался почти все время по проспекту, слева от меня никаких бордюров не было, чтобы я мог их зацепить. Во-вторых, там, где я арендовал автомобиль, бордюры ниже, чем высота бампера. А если причиной повреждения стали ямы, то почему не побит порог?
И главный аргумент: у меня была включена функция Zero (при включении этой опции в случае совершения ДТП даже по вине клиента стоимость ремонта не выставляется. Но Zero перестает действовать, если клиент грубо нарушил договор, например был факт скрытия с места ДТП или вождение в пьяном виде. — Прим. Onlíner). То есть у меня не было мотивации скрывать повреждения. Да и стал бы я фотографировать «побитый» бампер со стороны повреждений, если бы знал, что они там есть?
14 марта Сергей через приложение получил уведомление о выставленных ему штрафах: 259 и 350 рублей. Судя по договору присоединения, который можно найти в открытом доступе, первая сумма — это «утрата элемента Volkswagen Polo».
Штраф в 350 рублей, скорее всего, выставлен по пункту 7.2.5 договора: «При непредставлении или несвоевременном предоставлении документов, невыполнении требований, указанных в п. 4.2.21—4.2.29, клиент обязан возместить арендодателю ущерб, причиненный автомобилю в полном объеме, и выплатить штраф в размере 350 рублей». Как раз таки п. 4.2.21 из этого перечня обязывает арендатора сообщать в службу поддержки о видимых повреждениях авто и загрязнениях салона.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро