33 854
22 марта 2023 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка, архив Onlíner

Битва мнений: продавец, шиномонтажник, автоблогер, опытный водитель. Кто против всесезонки?

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка, архив Onlíner

Всесезонка кажется достаточно удачным вложением средств: не нужно захламлять балкон или сарай на даче сезонным комплектом колес, стоять в ноябре в очереди на «переобувку», тратить деньги на второй комплект резины. Поставил — и забыл на несколько лет о шиномонтаже. Но это — в теории. На практике же нужно учесть множество нюансов, прежде чем проголосовать рублем за универсальность. Что думают о всесезонке продавец шин, директор шиномонтажа, автоблогер и опытный автолюбитель, отъездивший комплект таких колес? Устроили битву мнений. Спойлер: все очень индивидуально, но эксперты рекомендуют все-таки «переобуваться» от сезона к сезону.

Поставщик шин: «Всесезонка рассчитана на тех, кто неактивно использует автомобиль»

— Давайте разберемся, чем так называемая всесезонка отличается от зимней и летней резины, — с этого вопроса мы решили начать разговор со специалистом сети шинных центров.

— Говоря обывательским языком, зимняя резина подразумевает большое количество мелких каналов и прорезей, — объясняет Никита Ладесов, представитель компании «КолесоПлюс».

— Она плотно ламилизирована и имеет грубо выраженный рисунок протектора. Летняя шина более гладкая, с относительно прямыми водоотводящими каналами. Всесезонная резина по рисунку протектора — это что-то среднее между «летом» и «зимой».

В нашем климате за год колеса оказываются в температурном диапазоне от –30 °C зимой и до +40—50 °C, когда машина движется по нагретому на жаре асфальту. Резиновая смесь в идеале должна одинаково эффективно «работать» во всех условиях. Но на мой взгляд, сегодня нереально изготовить шины, которые зимой оставались бы эластичными, а летом выдерживали высокую температуру.

— Всесезонка или два комплекта резины — что лично вы посоветуете?

— Если автомобиль ежедневно эксплуатируется на протяжении всего года и в разных условиях (город, пригород, трасса, МКАД), то в нашем климате стоит отдать предпочтение шинам, подходящим по сезону. Другое дело — какой-нибудь южный регион, где зимой температура не опускается ниже –5—10 °C и почти нет осадков. Тогда можно смело покупать всесезонные шины.

для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 95 (690 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, индекс скорости: H (до 210 км/ч), индекс нагрузки: 91 (615 кг)
для микроавтобусов и легкогрузовых автомобилей, индекс скорости: R (до 170 км/ч), индекс нагрузки: 104 (900 кг)

Если вы ездите на личном автомобиле исключительно летом, а зимой машина почти не эксплуатируется (максимум — для вылазки в магазин на выходных), то тоже есть смысл поставить всесезонный комплект. Но придется ездить аккуратно, соблюдать увеличенную дистанцию. А если вдруг выпадет большое количество снега или на дорогах образуется гололед, то от поездки на автомобиле лучше вообще отказаться. Всесезонные шины рассчитаны на потребителя, который не использует машину активно.

— И все же в какой температурный диапазон можно использовать всесезонку?

— Зависит от производителя того или иного комплекта. Шины Michelin, например, стоит эксплуатировать лишь при незначительном минусе за окном.

Многое зависит и от осадков. Допустим, на улице чуть ниже нуля, но идет дождь, асфальт покрывается льдом. В такую погоду я бы не рискнул выезжать на всесезонке, лучше на «зиме», в идеале — шипованной. Поэтому в первую очередь стоит смотреть на состояние дорожного полотна. Но если мы говорим про сухую погоду, то при температуре не ниже –7—10 °C всесезонная шина будет вести себя прогнозируемо.

для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 94 (670 кг)
Нет в наличии
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 99 (775 кг), евроэтикетка: B/B/69 дБ
Нет в наличии
для легковых автомобилей, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 83 (487 кг)
Нет в наличии

— Сколько «живет» всесезонка?

— Все очень индивидуально. Зависит от массы других технических характеристик автомобиля, его состояния (исправна ли подвеска, выполнена ли процедура развал-схождения и т. д.), стиля вождения владельца.

— У каких брендов в ассортименте чаще всего можно встретить всесезонку? И как она маркируется?

— У китайских и белорусских производителей она встречается чаще всего. У премиальных брендов тоже есть в ассортименте, но она небюджетная. Например, Michelin позиционирует свои шины CrossClimate не как всесезонные, а скорее как резину с продленным периодом эксплуатации. Проще говоря, благодаря ей вы можете затянуть с «переобувкой», поездить до небольших отрицательных температур и неглубокого снега, миновав очереди на шиномонтажах. Но это не покрышки для круглогодичного использования.

У каждого производителя свои дополнительные обозначения и символы, которые говорят о том, что шины всесезонные. Чаще всего это M+S (но эта аббревиатура ни к чему не обязывает, ее можно встретить и на грязевых шинах), три горные вершины со снежинкой и надпись All season.

Владелец шиномонтажа: «Всесезонки не существует»

— Мое субъективное мнение: такого понятия, как всесезонка, не существует, — с ходу поправляет нас Александр, директор шиномонтажа «Надежные руки». — Это маркетинговый ход, чтобы продать людям колеса, подходящие под легкую марсельскую зиму. Свойства зимней и летней резины кардинально отличаются. И пока нет состава, который мог бы обеспечить нормальный коэффициент сцепления в –15 °C и +20 °C.

Если все-таки рассматривать всесезонку как отдельный класс и предположить, что она существует, то такая резина подходит для плюсовых температур: от 0 и до +20—30 °C. При минусе за окном она не работает вообще. Рисунок протектора у всесезонки специфический, больше подходящий под лето или дождь. С сугробами такая резина не справится. Заносить автомобиль будет активнее, чем на качественной европейской «зиме».

— А если выбирать меньшее из двух зол: круглый год ездить на всесезонке или зимних шинах — что безопаснее?

— Если у нас есть только такой выбор, то я бы советовал купить зимние колеса. Летом они сотрутся быстрее, чем всесезонка, их скорее придется менять. Но ремонт машины, если она не затормозит в нужный момент, обойдется дороже.

— Сколько «живет» всесезонка? — повторяем вопрос, который уже звучал в разговоре с прошлым экспертом.

— 80 тысяч километров, если попытаться усреднить показатели разных брендов.

— А ваши клиенты что говорят о всесезонке?

— Слышал и плохие отзывы об износостойкости и тормозном пути всесезонки, и хорошие. Это очень субъективно — все зависит от конкретного авто, манеры езды водителя, условий эксплуатации…

— Какой процент ваших клиентов выбирает всесезонку?

— Примерно 5 процентов. У них есть определенные убеждения, они уже знают, как ездить на всесезонке, насколько заранее нужно тормозить при гололеде.

К слову, были случаи, когда мне приходилось зимой перегонять авто клиентов на летней резине на наш шиномонтаж. Поэтому могу сделать вывод, что всесезонка по своим свойствам ближе к «лету», чем к «зиме».

— А кому все-таки подойдет всесезонка? Ее же как-никак покупают.

— Как пример, людям пожилого возраста, которые уже не быстро и мало ездят, зимой выбираются максимум на работу в том же районе, а в метель просто не используют личное авто. Но если речь о частых поездках куда-либо, в том числе по трассе, — я против всесезонки.

Автоблогер: «Китайцы под видом всесезонки продают нормальную европейскую „зиму“»

— Я приверженец классической истории: летом — летние покрышки, зимой — зимние и шипованные (предпочитаю Nokian), — высказывает свое мнение автоблогер Дмитрий Новицкий. — Особенно это касается личного автомобиля жены. Мы живем в деревне, а у супруги достаточно резкий стиль езды, я беспокоюсь о ее безопасности и здоровье.

Фото из личного архива героя
Фото из личного архива героя

Но с минивэном Pontiac (это семейный автомобиль Дмитрия, за рулем которого в основном ездит он. — Прим. Onlíner) я решил поэкспериментировать и поставить китайскую всесезонную резину Westlake. Всесезонка в моде, мне хотелось ее опробовать и, если разочарует, продать. Как оно? Понравилось, так как речь о семейном автомобиле, на котором ездишь спокойно, осторожно, не разгоняясь до больших скоростей.

Фото из личного архива героя
Фото из личного архива героя

Китайская всесезонка проявила себя безопасно и на снегу, и на льду. Причем я сравниваю ее с зимними шинами Nokian, которые считаю одними из лучших. Хотя, конечно, на всесезонке я не чувствую себя так же уверенно, как на шипах.

Отметил для себя: китайцы немного схитрили и под видом всесезонки начали продавать нормальную такую европейскую «зиму». Не со скандинавским, а с европейским рисунком. Покрышки Westlake достаточно мягкие, быстро изнашиваются летом, но при этом в теплую погоду и в дождь проявляют себя хорошо. «Сдаются» они только в сильную жару +30 °C при резком и агрессивном торможении.

Поэтому на мощное авто — например, BMW c 300 «лошадьми» под капотом — я бы всесезонные шины не ставил. Они быстро сотрутся, появятся проблемы с управляемостью. Но для машины класса Lada Vesta, Volkswagen Sharan можно брать всесезонку и ни о чем не переживать. Летом она будет изнашиваться быстрее, но все зависит от производителя: Westlake, например, сильно отличается от Michelin.

для легковых автомобилей, индекс скорости: W (до 270 км/ч), индекс нагрузки: 87 (545 кг)
Нет в наличии

Резюмирую: всесезонка хуже летних покрышек летом и хуже зимних зимой. Но она позволяет не «переобуваться» — это главный плюс. Еще один важный аргумент в ее пользу — всесезонка обладает хорошей «гребучестью». В теплую пору года я люблю выбираться куда-нибудь в лес с палаткой, и вдоль реки после дождя смогу проехать на такой резине уверенно, машина не забуксует. А на «лете» я там встряну. Поэтому конкретно в моем случае всесезонка — это окей.

— А негативный опыт со всесезонкой был?

— На Jeep у меня стоит всесезонка Nokian Rotiiva, я на ней два сезона отъездил. После нее хочу вернуть сезонные покрышки. Потому что в первую зиму эта резина еще хоть как-то «цеплялась», а вот во вторую на ней уже было неуютно ездить. Возможно, я оставлю ее в качестве летних покрышек, а на зиму куплю комплект, соответствующий сезону. Но это джип — он тяжелее, и там своя специфика возникает.

Фото из личного архива героя
Фото из личного архива героя

В общем, нет каких-то универсальных правил, это конкретно мой частный случай и опыт. Сравнивать шумность всесезонки и «лета»/«зимы», например, сложно. Нужно брать во внимание то, на каких шинах человек ездил ранее, и только тогда делать какие-то выводы, привязываясь к производителю покрышек и модели авто.

Опытный автолюбитель, отъездивший комплект всесезонки: «Зато не нужно хранить дома колеса и тратить деньги на „переобувку“»

— Моя машина — грузопассажирский ГАЗ-2705, который используется как семейный автомобиль. Пробеги скромные: 12—15 тысяч в год. 80 процентов из них — это езда по асфальту, оставшийся километраж накатывается по грунтовке и гравийке, — отметил Владимир, автолюбитель с 9-летним стажем, которого мы попросили рассказать про опыт эксплуатации всесезонки.

— Машина досталась мне на всесезонной резине: стояла «Белшина БI-522». Чуть позже я докупал такую же пару на переднюю ось: важно было, чтобы рисунок протектора везде совпадал.

для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 95 (690 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, индекс скорости: H (до 210 км/ч), индекс нагрузки: 91 (615 кг)
для микроавтобусов и легкогрузовых автомобилей, индекс скорости: R (до 170 км/ч), индекс нагрузки: 104 (900 кг)

В любую пору года и в непогоду в том числе белорусская всесезонка ведет себя нормально. Прошедшей зимой автомобиль один-два раза буксовал, но по итогу я выезжал сам без посторонней помощи. Однако я не считаю, что дело было в шинах, скорее в особенностях машины: она переднемоторная и заднеприводная. Пока ведущую ось не загрузишь десятком мешков цемента, зимой авто будет одинаково плохо ехать и на зимней резине, и на всесезонке, и даже на шипах. Летом и в ливень, и в жару никаких нюансов не возникало, дорогу держит хорошо. Разница в эксплуатации всесезонки в хорошую и плохую погоду выражалась только в тормозном пути.

По шумности мне трудно что-либо сказать — тут дело в личном восприятии. В машине я усиливал шумоизоляцию, хотя «Газель» с завода не тихая. Но меня громкость всесезонки летом не напрягала.

А вообще, если сравнивать по шумности всесезонку с летней или зимней резиной — все сильно зависит от производителя. Был опыт и с тихой «зимой», и с громким «летом».

Плюсы всесезонки, которые я для себя подчеркнул, — не нужно у себя хранить дополнительный комплект колес и тратить время и деньги на сезонную «переобувку». Так что пока продолжу ее эксплуатировать.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by