17 141
24 марта 2023 в 7:00
Автор: Антон Кажуро. Фото: открытые источники

Автомобиль, который хочет уничтожить водителя. Как в США сделали самый опасный спорткар

Автор: Антон Кажуро. Фото: открытые источники

Сейчас компания Dodge известна своими быстрыми и мощными автомобилями. В то же время, пусть некоторые современные машины марки можно назвать бескомпромиссными (кхм, Demon), в плане беспощадности по отношению к потребителю они значительно уступают одной специфической модели Dodge из 90-х. Тогда появился спорткар под названием Viper, главными догмами при создании которого были динамика и скорость. Все остальное отошло на второй (а скорее, даже на третий) план.

Как автомобиль удивлял...

Dodge Viper первого поколения начали продавать широкой публике в 1992 году. Авто вышло на рынок под официальным названием Dodge Viper RT/10 Roadster. Идея создания спорткара появилась в конце 80-х годов прошлого века у Роберта Лутца, занимавшего на тот момент пост президента Chrysler. Он предложил главному дизайнеру Тому Гейлу сделать машину, которая отсылала бы к классическим спортивным моделям минувших лет (в частности, Shelby Cobra и Jaguar E-Type). Одной из основных отличительных особенностей проекта стал двигатель V10 под капотом. И, конечно, автомобиль должен был оснащаться механической коробкой передач, как и подобает классическому порядочному спорткару.

Итак, Viper выходит в свет и шокирует рядового потребителя своим атмосферным восьмилитровым мотором. Стоит напомнить, что на дворе 90-е, время огромных ДВС осталось в прошлом. И вдруг Dodge предлагает купить купе, словно приехавшее прямиком из ревущих 60-х. Несмотря на столь внушительный объем двигателя, его мощность была относительно скромной — около 400 л. с. Зато машина могла похвастаться крутящим моментом в 630 Н·м. До скорости 100 км/ч Viper разгонялся менее чем за 5 секунд. Для начала 1990-х это был отличный результат. Максимальная скорость также внушала уважение — более 260 км/ч.

...и пугал

Естественно, ни о какой топливной экономии речи не шло. Комбинированный расход составлял примерно 16 литров на сотню (а катаясь на автомобиле по городу, вполне можно было опустошить бак и на все 20). Однако это было меньшее из зол, с которыми приходилось мириться неподготовленному водителю. Роберт Вудхаус, работавший в одном из дилерских центров, продававших Viper, отмечал: «Люди не ожидали, что при движении по дороге спорткар на 2000 оборотах в минуту будет натурально крутиться вокруг своей оси». Из-за недостаточно жестких креплений двигателя рычаг КПП иногда слегка смещался относительно центра. В результате вместо переключения с третьей передачи на четвертую водитель попадал на вторую.

Огромные колеса в теории должны были обеспечить лучшее сцепление с дорогой. На деле же их оказалось недостаточно, особенно когда резина была холодной. Боковые выхлопные отверстия могли сильно обжечь неосторожных пассажиров, выбирающихся из автомобиля (во время заводских испытаний, по словам Роберта Лутца, дело доходило даже до горящей одежды). К тому же из-за отсутствия ABS у купе были проблемы с торможением, что вкупе с норовом Viper могло создать впечатление, будто машина пытается убить своего водителя. На видео ниже попал момент, когда во время заезда по горной дороге Dodge Viper буквально выпал с трассы. К счастью, находившийся за рулем гонщик не пострадал.

А еще рвал шаблоны

Оснащение автомобиля вышло действительно спартанским. Во-первых, открыть снаружи (привычным образом) двери было невозможно: какие бы то ни было ручки на внешней стороне дверей отсутствовали. В случае, когда на спорткаре стояла крыша, приходилось расстегивать виниловые окна, чтобы дотянуться до переключателя в салоне. Во-вторых, изначально внутри не было кондиционера (он появился как дополнительная опция лишь спустя пару лет после начала продаж Viper). В-третьих, машину даже не оснастили подушками безопасности, поскольку создатели хотели сделать купе настолько легким, насколько это было возможно. Подушки появились лишь у второго поколения Viper, да и то не сразу. Что ж, хотя бы стерео и коврики оказались на месте в базовой комплектации.

На момент выхода Viper SR1 стоил чуть больше $52 000. Эта сумма по нынешнему курсу составляет в районе $100 000. Впоследствии появилось еще три поколения модели (производство последнего из них прекратили в 2017 году), которые были все же более дружелюбны к владельцу. Однако, даже несмотря на довольно большое количество недостатков, оригинальный Viper в свое время не только помог Chrysler и Dodge сохранить лицо, но и покорил сердца большого количества автоэнтузиастов, прежде всего ценящих скорость и динамику. Автомобиль показал, что у американского автопрома даже в не самые удачные 90-е еще осталась та взрывная энергия, благодаря которой вошли в историю маслкары 60-х.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by