КРАСНОВ

Жалко было дать человеку перестроиться? Краснов разбирает ДТП, за которое наказали обоих водителей

36 837
14 апреля 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Жалко было дать человеку перестроиться? Краснов разбирает ДТП, за которое наказали обоих водителей

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Как вы отреагируете, если кто-то перестроится перед вами? Притормозите и поможете или ускоритесь и посигналите, чтобы даже не думал влезать? На дороге мы замечаем и тех, и других. «Есть такие злобные дядьки, которые никогда и никого не пропустят, но они по крайней мере умеют ездить и не бить чужие машины», — говорит Юрий Краснов, преподаватель и инструктор по вождению. Однако сегодня ему на разбор попала ситуация, где не бить не получилось, — ДТП, за которое наказали обоих водителей.

Авария на улице Тимирязева. Видео

Все произошло на улице Тимирязева в Минске. Наш читатель, водитель Volkswagen, двигался в крайней правой полосе. Ситуация предзаторовая, а за перекрестком крайний ряд и вовсе застопорился. Водитель стал перестраиваться влево. И это бы ему удалось, но вдруг его объехал Hyundai, произошло столкновение.

— Когда мы едем по дороге в такой ситуации, мы должны понимать, что кому-то где-то обязательно понадобится перестроиться. Понимают не все: мышление у людей разное. И вместо того чтобы помочь, они усугубляют ситуацию, — отметил Краснов, просматривая эту запись.

Предварительный разбор

— Они ведь ехали с одинаковой скоростью, — рассуждает инструктор, схематично изображая ситуацию на доске. — Автор видео ехал тихонько, сбоку от него двигалась другая машина. Из этого следует, что автомобиль, с которым потом произошло столкновение, тоже перемещался с небольшой скоростью.

Ну что, жалко было дать человеку перестроиться? И вот он аж на встречку выехал, с другой машиной столкнулся, вместо того чтобы просто чуть притормозить.

— Вопрос к элементарным навыкам вождения. Ну если ты такой злобный «непущун», зажми человека, езжай первый, не пускай. Ну если хам — поругайся потом. Зачем в чужую машину врезаться? Не всегда люди умеют управлять своими эмоциями, не всегда умеют управлять своим автомобилем — такой вывод напрашивается, — считает ведущий рубрики.

Преподаватель вспоминает типичную ситуацию, в которой наверняка не раз побывал любой водитель. Едешь по своей полосе, в другом ряду свободно, где-то сзади с той же скоростью движется машина.

— Едем с одинаковой скоростью, он меня не догоняет. Включаю поворотник — не догоняет, а только начинаю перестраиваться — он жмет на газ и истошно сигналит. Кто так себя ведет? Только неуравновешенные люди. Он меня не хотел опережать, а потом вдруг захотел? Или это реакция такая заторможенная? — недоумевает Краснов.

Не исключено, конечно, что водитель Hyundai мог на что-то отвлечься (посмотрел в телефон, переключил радиоволну), затем поднял глаза и увидел перед собой Volkswagen. Ну и чтобы не допустить столкновения, стал крутить руль.

— В чем подлость ситуации? Приезжает ГАИ, начинает разбираться. И вроде как есть виноватый, тот, кто должен был уступать. А то, что другой, может быть, специально спровоцировал ситуацию — попробуй еще это докажи, — говорит инструктор.

И давайте-ка вспомним сразу два пункта ПДД.

Правила дорожного движения.

При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно, без изменения их направления движения (п. 59).

При возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства (п. 87.2).

— Кто-то обязательно скажет: автор видео дорогу не уступил, начал перестраиваться. Но с учетом того, что все они в потоке ехали еле-еле, такое перестроение никому не должно было помешать, если не включать излишнюю принципиальность. Хорошо, он не убедился в безопасности маневра и не уступил дорогу водителю, который двигался в соседней полосе. А как оценить действия второго водителя? В правилах сказано: если на пути препятствие или опасность — применяй торможение, — напоминает ведущий рубрики.

— И это именно то, что следовало делать: тормозить. А уже потом, если тебе так помешали, писать заявление в ГАИ с требованием привлечь нарушителя к ответственности.

О чем рассказал водитель Volkswagen

Мы позвонили автору видео, участнику этой аварии. И он с ходу ошарашил своим уточнением.

— Когда я перед перестроением смотрел в зеркало, то видел этот Hyundai: он вообще стоял. Затем я начал перестраиваться, и водителю этой машины, наверное, мой маневр не понравился. Хотя я и поворотник включил, и никого не подрезал — все как положено, — сообщил собеседник.

— Вот, значит, как! Будто ревнивый муж, на жену которого и смотреть никому нельзя, даже случайно, даже в общественном транспорте. Так и здесь: его полоса, никому не позволено туда соваться, — прокомментировал Краснов.

— Мне вот что непонятно: как можно уступить тому, кто вообще не едет?

После столкновения участники ДТП не общались. Сотрудников ГАИ, как рассказал читатель, вызвал водитель Hyundai. Собеседник посчитал важным указать, что в момент столкновения его автомобиль всеми колесами находился в занятой полосе.

— Я со своей виной не согласился, и после разбора наказали обоих. Меня — за создание аварийной ситуации, а его — за ДТП. Хотя, насколько я знаю, мне штраф выписали побольше, — добавил водитель Volkswagen.

«Такие водители у нас. Они на главной, им все должны!»

Сделанного не воротишь, а вот извлечь урок, научиться чему-то на чужих ошибках попытаемся. Отправляемся в город искать похожие ситуации. Хотя что их искать — они сплошь и рядом.

— В Малиновке у меня был случай недавно: пешеходный переход, перед ним искусственная неровность, а за переходом вдоль правого края припаркованы машины. Я еду с курсанткой, мы в правой полосе, а где-то позади нас, в левой, едет другой автомобиль. Мы перескочили неровность, а он только к ней подъехал. Ему же тоже перескакивать — значит, у нас есть время перестроиться. Ага! Там водитель уже газует, он уже бибикает, он уже придумал в голове, как он будет нам не уступать. Он видит, что у нас в полосе препятствие, видит, что нам нужно перестроиться, и он уже знает, как не дать нам это сделать, — рассказывает Краснов.

— Никакого конфликта не должно было случиться, мы бы ему не помешали. Но он стал сигналить раньше, чем мы начали перестраиваться. Это такие люди: они ездят по дороге и ищут, кому бы не дать перестроиться, кому бы посигналить, кого бы унизить.

— В городе ситуации возникают разные и помогать особенно важно. Не такая уж редкость — оживленный перекресток с отключенным светофором. Как водителям со второстепенной выехать, если на главной им никто не поможет? А у нас поведение многих водителей просто поражает: всем все равно. Кто-то застрял, мучается, загородил перекресток — все равно. Они будут ехать, он будет всем мешать, но ему не дадут уехать. Во многих странах на таких перекрестках научились разъезжаться по очереди: главная или не главная — на это никто не смотрит, они умеют друг другу уступать. У нас же будут ехать один в другого до последнего, а потом упрутся, будут стоять, сигналить, орать что-то. Зачем? — пожимает плечами наш опытный водитель.

Пожалуй, недавний случай с автомобилем, который выехал на перекресток в последний момент, а уехать уже не смог, — хороший пример такого поведения. Если водитель ошибся, ну или все решили, что он ошибся, — пиши пропало: помогать никто не станет и исправить неточность не даст.

— А площадь Бангалор? Это вообще лучшая иллюстрация того, как у нас не умеют помогать друг другу на дороге. Там всегда будут водители, которые не знают, как им проехать, — это нормально, ничего с этим не сделаешь. Как поступать остальным? Помогать! И тогда ничего плохого ни с кем не случится. Вместо этого что делают у нас: доводят ситуацию до опасной, а потом выкладывают видео, дескать, посмотрите, кто-то не умеет проезжать площадь Бангалор. Ну как таких людей назвать? — негодует преподаватель.

За беседой мы сами не заметили, как приехали в «Маяк Минска». Улица Петра Мстиславца с тыльной стороны торгового центра. Сразу понятно, где главная дорога, а где второстепенные выезды, которых множество. Плюс автомобили, которые припаркованы вдоль проезжей части. Припарковаться-то он припарковался, а как выехать, когда поток нескончаемый?

— Это та ситуация, когда максимально проявляются негативные качества водителей. Сразу видно, кто есть кто. И ведь найдется тот, кто сам спровоцирует опасную ситуацию, а потом будет плакаться: «Ай-ай, меня подрезали!» Так не надо ехать со знаменем над головой: «У меня главная!» — считает инструктор.

— Если я еду по улице, то всегда смотрю, могу ли помочь человеку выехать. Это гораздо лучше, чем лететь упрямо вслепую: видите вы меня или не видите — я на главной!

Правда, хорошо это работает только тогда, когда все на дороге заинтересованы в том, чтобы разъехаться максимально комфортно и безопасно. Добрые намерения кого-то одного не могут спасти ситуацию.

— Вот едем: я уступаю девушке на BMW, а встречный водитель Porsche нет. И что: все равно BMW застревает посреди дороги. А если бы сейчас был час пик, все это превратилось бы в испорченный тетрис. Там бесконечно едут автомобили, никто уступить не хочет, этот застрял, и мы тут все стоим. Ну где логика? Если ты видишь, что водитель уступает, дает выехать, — ты тоже уступи. Нет культуры на дороге — все от этого, — разочарованно качает головой Краснов.

— Если кто-то перед тобой не успел что-то сделать: перестроиться, выехать со второстепенной — уступи. Тебя поблагодарят, и всем будет хорошо. И вот когда все будут друг другу помогать на дороге, то не нужны будут ни светофоры, ни знаки приоритета — вот это будет красота! — подводит итог ведущий рубрики.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by