21 781
25 мая 2023 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Анна Иванова, личный архив героя

Как выглядит ателье, где собирают и обслуживают чемпионские автомобили для дрифта и ралли?

Автор: Вероника Сайко. Фото: Анна Иванова, личный архив героя

Стены этого автосервиса вряд ли видели колеса каких-нибудь «Пассатов», «Весты» или «Логана». Здесь на подъемниках — сплошные спортивные эксклюзивы. Гоночная команда из Минска строит и обслуживает чемпионские машины, которые не раз светились на республиканских и международных соревнованиях по дрифту и раллийным гонкам. В преддверии нового сезона мы заглянули в спортивное ателье и посмотрели, над чем сейчас трудятся механики.

«Ради денег здесь делать нечего». С чего начинается дрифт?

Найти ателье было непросто: ни тебе громкой вывески, ни светящихся указателей, лишь скромная надпись на входе в бокс «ЭТА моторспорт» и стоящий неподалеку спортивный Subaru Impreza. Сервис не работает на широкую публику, признается его руководитель Андрей Торлин. Здесь собирают и обслуживают чемпионские спортивные автомобили. Постоянных клиентов, для которых машины строили практически с нуля, можно по пальцам одной руки пересчитать. Зато имена известные: чемпион Беларуси по классическому ралли Сергей Вязович (он же — руководитель команды «МАЗ-СПОРТавто»), чемпион страны по дрифтингу Роман Кондратенко…

— К нам заезжают обычные гражданские автомобили и выезжают спортивные и подготовленные для разных дисциплин: ралли, кольцевых гонок, дрифта. Сейчас больше внимания уделяем последнему направлению. В прошлом году построили BMW M2 — на ней Кондратенко выиграл чемпионат и не так давно — гонку в Эстонии, — рассказывает Андрей.

Любовь мужчины к спортивным машинам началась с детства и картинга. Позже хобби переросло в работу.

— В 2008 году я обслуживал Subaru Impreza одного именитого раллийного спортсмена, — улыбается собеседник, не называя имени гонщика. — Мы с ним ездили по соревнованиям — так и начался мой более осознанный путь в этом направлении. Спустя лет 5—6 спортивные автомобили стали моим основным заработком. Конкретно в этом боксе меня можно найти с 2011 года.

Я бы не сказал, что это дело сильно прибыльное. С точки зрения времени и трудозатрат обслуживание обычной и спортивной машины — две разные вещи. Заменить, например, колодки и масла в первом случае занимает около часа. Во втором — 3—5 часов. Увеличивается ли стоимость работ в таком же соотношении? Далеко не всегда. Много раз считали, что на обычном автосервисе можно зарабатывать больше. В общем, автоспорт должен стать стилем жизни, ради денег здесь делать нечего.

Коллектив сервиса небольшой: сам Андрей, который отвечает за все процессы, механик Слава и будущий инженер-конструктор Никита — парень сейчас учится в БНТУ, а на СТО проходит стажировку.

— Неужели БНТУ учат спортивные тачки строить?

— Нет, конечно! — смеется Андрей. — В институтах этому не учат.

Mazda MX-5, BMW M2, Mercedes-Benz AMG GT. Что сейчас в работе?

В день, когда мы были в гостях на сервисе, застали сразу несколько дрифтовых авто. На подъемнике — Nissan S13 Романа Кондратенко. Его, как рассказывает Андрей, уже «два раза списывали, но он снова и снова восстает из пепла». Из видимых изменений — пленка. Скрыта от глаз переделанная проводка, новый двигатель: был 2JZ, стал 1JZ.

— Летом все постройки у нас в полузамороженном состоянии: все время в горячий гоночный сезон занимает обслуживание между соревнованиями, — поближе знакомит нас со своей работой Андрей.

BMW M2 только-только привезли на доработку после восстановления — авто пострадало на гонках в Риге. Построили его в прошлом году, процесс занял около восьми месяцев: от машины по итогу остались «только кузов и задний подрамник».

Кузовные элементы при этом серьезно облегчили: изначально автомобиль весил 1,4 тонны, теперь — 1,15 при более тяжелом моторе и редукторе. Обе машины — и Nissan, и BMW — вскоре можно будет лицезреть на треке.

— С Ромой в этом году мы едем на Балтийский чемпионат и чемпионат Беларуси — на одном авто все гонки отработать было бы сложно, — объясняет руководитель ателье.

Mazda MX-5 рядом с Nissan тоже в процессе постройки, когда-нибудь она отправится на дрифтовые соревнования. Почти полностью готов кузов, на своем месте стоят двигатель, «коробка», задний редуктор, спроектирована и частично изготовлена задняя подвеска…

Рядом — Mercedes-Benz AMG GT. Эта модель чаще используется в кольцевых гонках, но команда решила, что она сможет ехать «боком и с дымом».

В таком виде Mercedes приехал в ателье
В таком виде Mercedes приехал в ателье

— Здесь будем использовать двигатель от BMW. По трансмиссии — секвентальная КПП Samsonas и дифференциал Winters Performance. Подвеска планируется полностью кастомная, обновится проводка, кузов будем облегчать…

Для этой машины нет ни одного готового решения, в дрифте ее не используют — по крайней мере, я подобных примеров не встречал. Поэтому придумываем все с нуля, — рассказывает Андрей.

«С нуля», если описывать простыми словами, происходит примерно так: машина прибывает в бокс, разбирается. Далее заказывается 3D-сканирование отдельных деталей. Затем инженер-конструктор по техзаданию дорабатывает их в специальной программе. После все печатается на 3D-принтере в пластике, детали примеряются и только после этого запускаются в производство, где их изготавливают из алюминия. Не все идеально получается с первого раза, поэтому некоторые этапы приходится повторять.

— Детали сложные, процесс не быстрый (кулак для «Мерса», например, изготавливали полтора месяца). К тому же мы заказываем штучные детали, поэтому предприятий, согласных сотрудничать, совсем немного. Ищем людей, которые готовы заморочиться и принять этот вызов, — добавляет собеседник.

А вот второй бокс сервиса: здесь от посторонних глаз скрыты раллийные автомобили. На обслуживании сейчас Subaru Impreza, которая ранее принадлежала Сергею Вязовичу. Правее — Mitsubishi Lancer Evolution X, нынешняя машина звезды «Дакара».

— Вот представьте: вы масло в своем автомобиле меняете раз в 10 000 км, а тут двигатель разбирается каждые 1500 км!

С виду под капотом это стандартная машина, сделана она по международной группе подготовки М4. Но если мы заглянем чуть глубже, то увидим, что здесь мало чего заводского. Изменения есть, хоть и не такие масштабные, как в случае с дрифтом. И ралли, и дрифт — это автоспорт, но между ними пропасть, — замечает руководитель ателье.


Увидеть проекты Андрея в деле можно будет в воскресенье 28 мая: в Раубичах стартует I этап чемпионата Беларуси по дрифтингу. «Биатлонный стадион раз в год превращается в настоящую гоночную трассу: старт в лесу, разгон под мостом, короткая постановка с быстрой перекладкой — выезд на стадион с ходовыми дугами. Уютно, живописно, захватывающе», — так организаторы описывают трек. Вход для посетителей открывается в 13:00, квалификационные заезды стартуют в 15:00. Церемония открытия и представление пар участников — в 18:00, начало парных заездов TOP16DE — в 18:30.


Onlíner рекомендует
ирригатор, мягкая чистка/глубокая чистка, питание от аккумулятора, регулировка струи, в комплекте: чехол, USB-кабель

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by