7314
30 июня 2023 в 9:00
Автор: Антон Кажуро. Фото: открытые источники

Кокаин, топливный кризис, высокая цена и плохая динамика. Почему провалился легендарный Delorean

Автор: Антон Кажуро. Фото: открытые источники
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Эту машину наверняка видели многие. Причем не в жизни, а на экране — в легендарной трилогии «Назад в будущее». Delorean DMC-12 стал поистине культовым автомобилем. В то же время машина с треском провалилась на рынке, а компания, создавшая ее, обанкротилась. Как же так получилось?

Человек, создавший DMC-12

Основатель фирмы Delorean, Джон Делореан, обрел известность задолго до DMC-12. Этого талантливого инженера можно считать создателем первого настоящего маслкара — Pontiac GTO. В середине 60-х годов прошлого века эта модель стала одним из главных популяризаторов культуры «мускулистых» автомобилей.

В 1972 году Делореан стал вице-президентом General Motors. Правда, занимал он эту должность недолго, уйдя в отставку в 1973-м. Два года спустя предприниматель основал DMC (Delorean Motor Company). Фабрику для производства автомобилей марки построили в Северной Ирландии. На это ушло более 100 миллионов фунтов стерлингов.

Чем был хорош автомобиль...

DMC Delorean (под этим именем рекламировали автомобиль) мог похвастаться несколькими необычными дизайнерскими решениями. Во-первых, мотор находился сзади. Во-вторых, двери у машины открывались вверх (так называемые «крылья чайки»). В-третьих, кузов спорткара был выполнен из нержавеющей стали, без какой-либо покраски.

Рекламные ходы также отличались оригинальностью. К примеру, в 1980 году DMC совместно с American Express планировали продать сотню Delorean, покрытых 24-каратным золотом, для VIP-клиентов. В итоге оказались приобретены лишь два экземпляра. Серия фильмов «Назад в будущее», кстати, никак не помогла с продажами, поскольку в 1985-м (тогда вышла первая часть трилогии) компания DMC уже обанкротилась и перестала существовать.

...и почему провалился?

Проблема автомобиля заключалась в том, что он позиционировался как спорткар, однако обладал весьма посредственными динамическими характеристиками. Под капотом стоял двигатель V6 объемом 2,8 литра. Он выдавал всего 130 л. с. и 207 Н·м крутящего момента. Для сравнения, Chevrolet Corvette третьего поколения в 1981-м имел мощность в 190 л. с. и разгонялся до 60 миль в час (96 км/ч) за 8,1 секунды, в то время как у Delorean показатель составлял в лучшем случае около 9 секунд. При этом за DMC при переводе на нынешний курс просили примерно $80 000 в первый год продаж.

В начале 80-х в США грянула рецессия, масла в огонь подливал также топливный кризис. Delorean не только не был доступной моделью, но еще и уступал конкурентам в плане динамики и качества. Более того, производитель так и не выпустил официальный мануал, что весьма затрудняло дилерам ремонт DMC. Неудивительно, что из почти 9000 созданных экземпляров более половины остались непроданными. Кроме того, вместо того чтобы сократить производство пропорционально продажам, Делореан сделал все наоборот. В результате количество пылившихся без дела DMC значительно выросло, а дилеры не горели желанием забирать машины в свои шоурумы: и там места особо не было, ведь спорткар плохо продавался.

Конец

Долги производителя Delorean привели к тому, что производство автомобилей на фабрике в Ирландии остановили в мае 1982 года. Наполовину собранные экземпляры, оставшиеся на заводе, закончили в ноябре. Джон Делореан хотел спасти свое детище, но выбрал для этого не самый правильный способ.

Вскоре после завершения производства DMC-12 Delorean Motor Company обвинили в отмывании денег и перевозке наркотиков. Утверждалось, что Делореан провез в США из Каракаса сотни килограммов кокаина, используя в качестве прикрытия свой бизнес по реализации автозапчастей. Предприниматель провел 11 месяцев в тюрьме, прежде чем обвинения сняли.

Все упомянутые выше факторы привели к тому, что DMC Delorean провалился. Одной лишь внешности и нескольких необычных креативных решений оказалось недостаточно, чтобы компенсировать сомнительное качество сборки, плохую динамику и очень высокую стоимость. Странные решения Джона Делориана также не способствовали продажам. Да и экономическая обстановка в США тогда оставляла желать лучшего. Хотя выйди «Назад в будущее» на несколько лет раньше — и, возможно, судьба DMC сложилась бы иначе...

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by