КРАСНОВ

Никто не задирается с водителем крутой машины? Усадили Краснова в Mercedes GLE Coupe и проверили

14 июля 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Никто не задирается с водителем крутой машины? Усадили Краснова в Mercedes GLE Coupe и проверили

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Классическая фраза из старых времен: «Простые люди на таких машинах не ездят — я бы не связывался». Как думаете, это действительно работает? Никто не станет выгонять дорогую машину из левой полосы МКАД, никто не будет ее затем «учить». Да и уступить дорогому автомобилю многим морально гораздо проще, чем «однокласснику» — пусть себе едет. Мы захотели проверить, влияет ли условная стоимость авто на взаимоотношения на дороге. Краснову под роспись выдали Mercedes GLE Coupe: машина приметная, поедем на людей поглядеть да себя показать.

Водителю Logan уступать не хотят: нужна машина побольше?

Юрий Краснов, преподаватель и инструктор по вождению, известен своей рассудительностью и готовностью помочь буквально любому в транспортном потоке. Качество, которое трудно отыскать в утренний час пик на кольцевой. Все торопятся и потому неуступчивы. С левой полосой и вовсе своя история: кому-то всегда нужно быстрее. Вместе с тем отношение к водителю в левой полосе может напрямую зависеть от того, на каком автомобиле он едет.

— Взять Renault Logan — обычная бюджетная машина. Я еду, кого-то, к примеру, догоняю. И мне не уступают сразу, а может, и вообще не уступают. Но вот за мной едет условный Range Rover: догоняет меня, я ухожу вправо. И тот водитель, который мне не уступал, Range Rover почему-то сразу пропустит, съедет с полосы, — удивляется ведущий рубрики.

Исходя из его наблюдений, значение имеет как предполагаемая стоимость автомобиля, так и его габариты.

— Logan часто не уступают, но когда я еду на Renault Lodgy — а она больше, перед у нее гораздо массивнее, — меня пропускают куда охотнее, — говорит Краснов.

«Всегда найдется тот, кто захочет тебя опередить»

План очень простой: выезжаем на Mercedes на кольцевую и колесим по кругу с разрешенной скоростью. Никого и ниоткуда сгонять не станем — это вызвало бы опасное напряжение. Вместо этого промониторим, захочет ли кто-то согнать нас.

— Другая ситуация — когда тебя хотят согнать с полосы, пусть даже в этом нет явной необходимости. Мне часто рассказывают, как происходит на американских дорогах. Там можно ехать, к примеру, 90: все ставят круиз-контроль и едут 90 — никто и никого не догоняет, не опережает. У нас же с какой скоростью ни едь — всегда найдется тот, кто захочет тебя опередить, — констатирует наш водитель.

Нетипичность левого ряда на минской кольцевой заключается в том, что на многих участках разрешенная скорость там выше, чем в других полосах. Однако многие используют это не для того, чтобы опередить кого-то и вернуться вправо. Раз в левой можно ехать быстрее — там и едут, причем иной раз куда быстрее 100 км/ч.

— Мы все не раз наблюдали, как какой-то водитель едет по МКАД с небольшим превышением — чтобы не догоняли. Сзади пристраивается машина — явно хочет, чтобы ее пропустили. Водитель ускоряется, но машина никуда не делась — все так же требует. Он еще ускоряется — она на хвосте. Ладно, он ей уступает. Машина проезжает вперед и снижает скорость до той же, с которой изначально ехал первый водитель. Возникает вопрос: зачем? Если ты ехал со скоростью, которая, как оказалось, тебя вполне устраивает, для чего создавать нервозность и стараться кого-то опередить? Езжай сзади, какая тебе разница? Но у нас много тех, кому надо ехать первым, кому надо, чтобы ему уступали. Причем всегда это было больше свойственно мужчинам, а теперь я стал замечать, что и некоторые женщины начали себя так вести, — рассуждает Краснов.

По Правилам дорожного движения (п. 79.2), при трех и более полосах движения занимать крайний левый ряд разрешается только тогда, когда заняты другие полосы, либо для опережения или объезда препятствия — других вариантов на МКАД нет. В час пик все полосы заняты плотно, поэтому любой водитель в левом ряду будет бить себя кулаком в грудь — он здесь, чтобы опередить остальных.

— Еще один сценарий: МКАД, левая полоса, на хвосте виснет машина — водитель аж не может, так ему надо, чтобы ты уступил. Хорошо — уступаешь. Он опережает тебя и тут же перестраивается вправо, уходит на съезд. Это говорит о том, что водитель не просчитывает ситуацию на несколько ходов вперед, действует одномоментно. Едет, ему надо кого-то опередить. Опередил, и у него следующая цель появилась — вспомнил, что ему нужно на съезд. Или опередил, а потом вспомнил, что впереди камера: надо снизить скорость. Он уже не помнит, что ты у него сзади, не помнит, зачем тебя опережал. Хотя есть такое негласное правило: если ты кого-то опередил — едь так, чтобы он тебя не догонял, — рассказывает ведущий рубрики.

— У меня создается впечатление, что некоторые руководствуются инстинктами, а не логикой и каким-то осознанным расчетом. Он едет, и ему нужно всех опережать — такой он доминатор, быстрее всех. Есть в этих опережениях какой-либо смысл или нет — ему не важно, главное — быть первым.

Хорошо, что Краснов ездит на Renault — он знает все эти истории, потому что сталкивается с ними ежедневно. А сегодня мы на Mercedes, и почему-то ничего не происходит: никто не возражает против того, что мы едем в левой полосе со скоростью 100 км/ч, ни у кого не возникает острого желания быть быстрее.

Хотя впереди жизнь кипит: вот кто-то быстрый заскочил в левый ряд и «приклеился» к Volkswagen Caddy — согнал его вправо. Но затем и сам ушел в ту же сторону — сзади же Mercedes.

— В этом смысле дорогая машина для многих — своего рода метка, они начинают думать: а может, не стоит связываться, мало ли кто внутри? — смеется инструктор. — Когда я занимаюсь с курсантками на их автомобилях, то вижу, что могут и подрезать, и посигналить, и жесты какие-то неприятные показать. А если машина дорогая — куда-то это все исчезает. Хоть поперек дороги стань — тебя аккуратно объедут, ни у кого никаких возражений, никто эмоций не выражает, только смотрят настороженно.

Опция автомобиля — тебя не трогают

Действительно, за половину круга МКАД у нас сложилось устойчивое впечатление, что спокойствие — это опция, доступная лишь в некоторых автомобилях.

— Очень часто замечаю ситуацию: едет условный Mercedes по крайней левой полосе — даже на трассе — и никому не уступает. Можно подумать, это водитель такой вредный. Но вот я поездил и словил себя на мысли: за рулем такого Mercedes не хочется смотреть назад. Потому что ты знаешь, что никто тебя не тронет, никто не станет приставать — ты едешь один. Едешь и смотришь вперед, — удивляется преподаватель.

Краснов и на педаль не давит, но Volkswagen и Opel впереди аккуратно уходят в сторону, хотя вроде никто об этом и не просил. За нами Volvo: чувствуется, что водитель хотел бы проехать вперед, но не нагоняет, держится на почтительном расстоянии.

— Что сказать: Mercedes обычно ради кого-то не ускоряется. Он на «круизе» идет ровно, зачем ему лишнее напряжение? — наш водитель быстро освоился в новой машине.

При этом обстановка на кольцевой обычная для утреннего часа пик: все едут плотно, все спешат.

Замечаем сзади девушку на Mitsubishi. Потом она исчезает и появляется снова уже где-то впереди: опередила, но сделала это аж через правый ряд — торопится.

Еще спустя какое-то время видим мотоциклиста: он скачет по рядам, задействует даже обочину, чтобы проехать вперед, — горячий парень.

— Кто хочет ехать быстрее — как-то находит такую возможность, но нас никто не трогает. И в этом особенность такого автомобиля, — делает вывод Краснов.

Как возникают заторы

На внешнем кольце мы заметили аж две аварии в разных полосах. Вроде ничего серьезного, но пробка такая, что хвоста не видно.

— Кольцевая в час пик — это лотерея, — качает головой инструктор. — Кто-то едет очень быстро, у кого-то уверенности меньше, его все эти лишние движения приводят в ступор. И вот столкнулись — все, кольцо стоит. И для чего это все? Ну пусть бы все ехали даже со скоростью 80 км/ч, но спокойно, никому не мешая — они бы быстрее доехали туда, куда нужно, а не стояли бы теперь в этой пробке. Типичная история: два-три водителя организовали ДТП, а все теперь стоят и теряют свое время впустую.

Пофантазируем сейчас: вот если бы компенсация за простой в пробке полагалась не только общественному транспорту, но и каждому водителю, кто по чьей-то вине потерял время, был вынужден поменять планы, испытал массу неудобств — может быть, тогда многие стали бы вести себя аккуратнее на дороге?

— Если все будут соблюдать скоростной режим на МКАД — не берем сейчас тихоходов, — то никто и никого не будет догонять и опережать: все будут ехать либо 100 км/ч на определенных отрезках левой полосы, либо 90 км/ч в остальных. И все будет нормально, — считает преподаватель.

При этих словах справа нас обходит BMW X5.

— Смотри, что делается! Почему-то к Mercedes он так не поехал, тихонько двигался следом, а теперь стал мотать нервы людям в среднем ряду, — комментирует Краснов. — Это тоже что-то из разряда инстинктов: человек оценивает статус — с кем ему безопасно вступать в заочный конфликт, а кого лучше обойти стороной.

Отмечаем попутно, что вот такие лихие перестроения в итоге замедляют скорость всего потока.

— Тот, кто вклинивается, тормозит весь ряд. Если бы не он, мы бы ехали свои 100 км/ч. Но кто-то влезает, остальные его боятся, притормаживают, и весь ряд снижается до 85, — отмечает наш водитель.

«На разборе в ГАИ они ведут себя одинаково»

Шустрые перестроения BMW навели преподавателя на размышления о культуре некоторых водителей.

— Они не понимают, что ехать нужно не быстрее всех. Ехать нужно аккуратно и думать об остальных тоже. Но на разборе в ГАИ все они ведут себя одинаково: рассказывают о том, какие они на самом деле спокойные и аккуратные водители, просто что-то внезапно случилось — или магнитные бури, или бес попутал. Я такого тоже наслушался. И поэтому у меня всегда есть один совет для любителей похулиганить за рулем: вы себе сразу представьте, как будете потом в ГАИ оправдываться и как будете слезы крокодильи лить. Может, оно того не стоит? — инструктор задает риторический вопрос.

Он, кстати, не в первый раз высказывается за скрытый контроль на таких дорогах.

— На МКАД не хватает контроля: если бы работали скрытые патрули, которые бы отлавливали таких дорожных хулиганов, то проблем было бы меньше, — размышляет ведущий рубрики.

Машина побольше и чемпион по боксу за рулем

В этом смысле машина подороже и побольше — это как таблетка от таких ситуаций: тебя меньше трогают.

— Бывают и забавные ситуации. Мне один из моих учеников рассказывал историю. Он сам парень крепкий, шкафчик такой. И вот он ехал, кому-то там что-то не понравилось. Опережают его «Жигули», подрезают, выходит из машины дядечка и идет к нему — моему ученику — разбираться. А тот окошко открывает и вежливо так: «Вы что-то хотели?» Ну дядечка быстро понял, что к чему: «Нет, ничего» — и ушел обратно в свою машину. И ведь действительно, у нас многие не понимают возможных последствий: ты поведешь себя агрессивно, а в другом автомобиле, к примеру, чемпион по боксу — что ты будешь делать?

Люди должны стремиться к тому, чтобы и мысли не возникало кого-то обидеть или кому-то причинить неудобство. И не важно, на какой машине он едет, — считает Краснов.

Прием, чтобы поубавить прессинг

На одном из участков кольцевой в левой полосе ведутся ремонтные работы — приходится перестраиваться. Как ни странно, нас впускают без каких-либо проблем.

— Многие начинают злиться в такой ситуации, размышляют так: «Что, ты не знал, что тут ремонт и полоса закрыта? Думал, самый умный? Вот теперь становись в очередь!» А человек, возможно, действительно не знал — что ему теперь делать? — пожимает плечами преподаватель. — Какая тебе разница? Человек оказался в сложной ситуации, ему надо помочь. От этого никто не застрахован: когда сам попадешь в сложную ситуацию, тебе тоже кто-то поможет.

Мы вот-вот завершим наш круг по кольцевой в час пик, но никто так и не попытался согнать нас в сторону, не сел на хвост, не подрезал и не попытался «учить». Не факт, конечно, что все дело именно в машине, хотя этот фактор наверняка играет свою роль.

— Вы же знаете, как на наших дорогах требуют пропустить? — спрашивает ведущий рубрики. — Часто моргают фарами, но это нередко воспринимается в штыки, потому что каждый меряет по себе и ему видится в этом действии грубость — дескать, свали с дороги. Иногда моргают указателем поворота — тогда это уже вроде как деликатная просьба, мол, уступите, пожалуйста. Самые нетерпеливые начинают прессинговать сзади, подъезжая практически вплотную к бамперу. Интересно при этом, чтó такие водители вкладывают в понятие безопасной дистанции? Ведь случись что — тормозить времени уже не будет.

Что делать, если кто-то наседает сзади, а пропустить его возможности нет?

— Знаю такой прием: сместитесь чуть вправо в пределах полосы. Тогда водитель, которому нужно ехать быстрее, увидит, что перед вами тоже есть машины, и, возможно, сбавит обороты, — рекомендует преподаватель.

Есть, правда, ситуация, когда спешащую машину с готовностью пропустят, — если впереди камера скорости.

GLE — заклинание, а Logan — нет

— У меня что, на спине что-то написано, что меня не трогают? Ну Mercedes, ну GLE — это заклинание, которое отпугивает тех, кому надо быстрее? Почему-то на Logan так не срабатывало, — смеется Юрий Краснов. — На самом деле, сегодня я проехал кольцевую целиком в час пик и чувствовал себя совершенно спокойным. Ехал, получал удовольствие, и никто этому не мешал. В этом безусловный плюс большой дорогой машины: ты никого не боишься, никто тебя не подрезает, все едут с уважением.

А что же делать всем остальным? Что будет делать сам Краснов, когда вернется за руль Renault? Как и всегда: стараться быть спокойнее, рассудительнее, внимательнее.

— Выехали на кольцевую — поезжайте вместе. Движется перед тобой машина — мало ли какие причины у водителя: езжай с его скоростью, жди возможности нормально опередить. Ты не имеешь права ни от кого требовать, чтобы кто-то по твоему желанию мгновенно испарился с дороги. А на тех неуравновешенных, кто ждать не хочет или не умеет, можно воздействовать только административными мерами, — считает инструктор.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by