26 511
08 августа 2023 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий

Когда троллейбусы были яркими. Вспоминаем ностальгическую рекламу на минском транспорте

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

В период своего расцвета это «культурное явление» вызывало чуть ли не раздражение. А сейчас, спустя два с лишним десятилетия, вспоминается с ностальгией. Сквозь годы начинаешь понимать — что-то в этом действительно было. Речь о рекламе, в которую были окрашены, конечно, не все, но многие минские троллейбусы и трамваи на рубеже 1990-х — 2000-х. С помощью архивных фотографий вспомним ту эпоху и те в большинстве случаев уже ушедшие бренды.

«Объявление есть двигатель торговли» — знаете сколько лет этой фразе? Почти 150! Авторство слогана приписывают чеху Людвигу Метцелю, который в 1878 году основал в Санкт-Петербурге первое в Российской империи рекламное бюро. Так что размещать рекламу на транспорте придумали не в Минске и не в 1990-х. По сути, это явление существует во всем мире столько, сколько существует городской общественный транспорт. В белорусской столице реклама сейчас осталась только на маршрутках, а с автобусов, троллейбусов и трамваев ее убрали. Но 20 лет назад это было вполне себе элементом городского пейзажа.

Вот, например, самые лихие 1990-е, вид с моста над Немигой. Автобус Ikarus с рекламой алкоголя сворачивает к ТД «На Немиге». Но городской бюджет ни копейки с этого не получил: в таком виде автобус прибыл к нам из Германии, купленный подержанным.

В то время реклама на транспорте уже начинала превращаться в индустрию. Троллейбус с «рекламой рекламы» из конца 1990-х — тому подтверждение. Одним из первых агентств, которое занялось этой темой, было «Монблан». Обратите внимание — городской телефон еще шестизначный. «Боже, как давно это было — помнит только мутной реки вода».

Одним из первых в Минске брендировать троллейбусы стал McDonald’s. В конце 1990-х в столице работало всего два ресторана, а для многих гамбургеры и чизбургеры оставались экзотикой. Потом уже «Мак» стал более обыденным явлением.

Насчет того, что именно «Colgate — зубная паста №1 в мире», можно было поспорить даже тогда, когда над проспектом, еще называвшемся Францыска Скорины, висели троллейбусные провода. Но троллейбусы с рекламой этой пасты по Минску ездили. А вы в детстве наклеивали коробочки от Colgate в своей детской комнате на обои? В моем детстве такой декор вполне практиковался.

Существовала и вполне ненавязчивая, даже можно сказать «нежная», реклама на троллейбусах. Гофрированные и влагостойкие глубокой печати пенообои... Многие ли вообще сейчас себе представляют, что это за пенообои такие? Мода на подобный материал быстро появилась и быстро сошла на нет из-за крайней непрактичности экзотического стройматериала.

Зачем-то рекламировал себя на троллейбусах и оркестр Михаила Финберга. Известности музыкальному коллективу хватало и без троллейбусов, но рекламная ливрея получилась, безусловно, красивой. Считали, что такая реклама вполне может служить украшением общественного транспорта.

Когда рекламные агентства развернулись на полную мощь и уже заработали немало денег, «Минсктранс» тоже сориентировался и создал собственный департамент рекламы, отдав — простите за тавтологию — под рекламу один из самых красивых и новых на тот момент троллейбусов в городе. Особо подчеркивалось, что контактный телефон не какой-нибудь там «старообрядский» городской, а именно GSM.

С тех пор лучшими рекламными площадями стали гармошки 213-й модели. Именно у них был самый большой кузов, чем, например, воспользовался Velcom. Хоть бренда Velcom давно нет, многие до сих пор говорят «положи мне денег на „Велком“». К уже достаточно давно пришедшему на смену А1 все еще привыкают.

«Гармошка» АКСМ-213 позволяла рекламировать даже два бренда одновременно. Если «Золото в кофейной чашке» Paulig до сих пор присутствует в магазинах, то «Придай жизни вкус» Santa Maria куда-то исчезла. Уже не каждый и вспомнит, что это бренд индийских приправ.

А вот Gallina Blanca до сих пор здравствует. Но при чем тут «Буль-буль», вспомнят лишь старожилы. А ведь вокруг этого «Буль-буля» строилась вся рекламная кампания. Помню, что за «Буль-буль-троллейбусом» я гонялся довольно долго, и однажды на улице Свердлова поймать его в кадр все-таки удалось.

Теперь о точно давно ушедшем. Да-да, на рубеже нулевых цветная фотопленка казалась «Будущим уже сегодня». Конечно, цветная пленка существовала за много десятилетий до того, но массово к нам она пришла вместе с минилабами Fuji и Kodak. Эпоха продлилась буквально несколько лет, пока с середины нулевых пленку не стала вытеснять цифра. Но те, кто тогда торговал пленками и держал свой минилаб, вероятно, до сих пор живут на заработанные в то время деньги. Помню, моей стипендии хватало ровно на 4 пленки Fuji.

Тогда самыми модными и самыми новыми троллейбусами были МАЗ-103Т. Они были как бы символом новой эпохи и новых технологий. Помните «Инфолинию 085»? Звонок стоил заметных денег, но службой пользовались, потому что интернет был далеко не у всех и загуглить «до скольки работает ЦУМ» могли немногие.

А те счастливчики, кто мог позволить себе интернет, пользовались услугами первых провайдеров. «Атлант Телеком — интернет для успешных» уже пять лет как закрылся, а тогда это имя гремело на весь Минск.

Схожая судьба постигла и ООО «Открытый контакт», которое владело ресурсом open.by и другими. Окончательно закрылся портал open.by в самом начале 2015 года.

А вот Cosmos TV, правда в трансформированном виде, здравствует и поныне. Среди всех «технологических компаний» его реклама на троллейбусах была, пожалуй, самой стильной.

«Беларусбанк» и по сей день присутствует на бортах минских троллейбусов, но не как рекламодатель, а как лизинг-партнер «Минсктранса». А тогда он рекламировался и предлагал «пропуск в удобную жизнь» — пластиковые карты, которые выдавали в 525-м филиале. Я было подумал тогда обзавестись такой картой, но, узнав расценки, быстро отказался от этой идеи. В те времена это было очень дорого плюс еще приходилось «замораживать» на карте немаленький депозит. Сейчас странно вспоминать те правила, но было именно так.

Запчасти для «Москвичей» тогда тоже предлагали прямо с бортов троллейбусов. Обратите внимание: интернет только начинался, поэтому у крупной торговой компании даже не было своего домена первого уровня. Но тогда на такое никто не обращал внимания.

А что трамваи? Рекламы на них было немного, но иногда она появлялась. Забавно смотрится приглашение в цифровой мир на борту ретровагона. Но Samsung так делал. Смотрелась такая реклама, кстати, очень неплохо.


К рекламе на транспорте можно относиться по-разному. Когда она сделана некачественно, то, конечно, раздражает, как многие билборды в столице сейчас. Но стильная и красивая реклама вполне имеет право на существование и вносит разнообразие в городской пейзаж. Сегодня весь электротранспорт в столице однообразно-салатовый, и этот цвет, как кажется, не всем по душе. Красивая реклама добавила бы красок и сейчас. Но только красивая.

Читайте также:


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by