Инвалид-колясочник открыл свою СТО и уже 15 лет переоборудует чужие машины под ручное управление

34 135
12 сентября 2023 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Анна Иванова

Инвалид-колясочник открыл свою СТО и уже 15 лет переоборудует чужие машины под ручное управление

Автор: Вероника Сайко. Фото: Анна Иванова

До злополучной аварии на мотоцикле Александр (ему тогда было 17 лет) учился в колледже машиностроения. Юноша всегда интересовался байками и автомобилями, но учебу пришлось прервать: операция и продолжительный больничный вынудили взять «академ». Но он все же завершил начатое и спустя несколько лет даже вернулся к вождению — установил на свою «Волгу» механизм, который позволял нажимать на педали без помощи ног. Эксперимент удался — и вот уже 15 лет наш герой руководит СТО, где автомобили инвалидов-колясочников переоборудуют под ручное управление.

Сколько времени и денег нужно, чтобы переоборудовать машину под ручное управление?

С Александром мы встречаемся возле небольшого столичного гаража, куда вынужденно (но временно) переехала его СТО. Пока шеф принимает заказ по телефону, Юрий — механик станции — откручивает салазки водительского сиденья у Renault.

«Француз» принадлежит мужчине, который уже обращался к Александру 10 лет назад. Дело в том, что подобная мастерская для нашей страны, можно сказать, единственная в своем роде, поэтому клиенты возвращаются. И не раз.

— Рекорд — один из «постоянников» за все время нашего существования суммарно пригнал к нам 11 машин, среди которых был и грузовой бус. Это, к слову, мой хороший друг. Так получилось, что мы с ним в один месяц попали в аварии. Я буквально сменил его на больничной койке — и с тех пор (уже 23 года) мы дружим. Конечно, вопроса, кому же отдавать свой недавно купленный BMW X6 на установку ручного управления, у него не было, — улыбается наш герой.

При этом Александр отмечает: есть «кулибины», готовые переоборудовать машину под ручное управление, но они находятся в регионах. На СТО же все поставлено на поток: работа занимает около пяти часов. Снять механизм (например, перед продажей) можно за полчаса. А вот перенести его с машины на машину нельзя: проще сделать новый, чем отпиливать, заново сваривать и подгонять по размерам под другой автомобиль.

В месяц на станцию приезжает от четырех до восьми клиентов. Всего через руки Александра прошло более тысячи машин. «До 500 еще считал, а потом перестал», — с улыбкой вспоминает мужчина.

— Присутствие клиента при этом не обязательно. Пригнать авто могут родственники. Все делается индивидуально под каждого человека, в зависимости от его роста и других параметров. Педали не отключаются, заводская конструкция не нарушается, мы делаем дублирующий механизм.

— Сколько стоит установка ручного управления под ключ?

— Около $250—300 в эквиваленте в зависимости от сложности механизма (например, если он с фиксацией тормоза). Можем заказать его из-за границы и подогнать под машину — это будет стоить около $500. Лучше ли иностранное оборудование? По функционалу — то же самое. Я такой механизм недавно заказал из Китая: все детали можно перечертить, отдать на лазерную резку — получишь точно такой же результат.

— Какие машины к вам вообще приезжают?

— Самые разные — от $2000 и до $70 000. Лет десять назад к нам загоняли Chevrolet Express с кучей опций за $120 000. Бус привезли компаньоны его владельца. Сам он жил в Европе: разбился на мотоцикле, и из-за этого появились проблемы с ногами. Его коллеги рассказали, что ни в Германии, ни в Италии никто не взялся за установку ручного управления. А мы выполнили работу за 2—3 дня. Машину забрали, передали заказчику — он связался с нами, поблагодарил и вскоре уехал путешествовать на авто по Европе.

Так что есть много активных колясочников: и машину водят, и путешествуют, и целыми бизнесами руководят. Среда изменилась, стала доступнее: уже точно не то, что было 20 лет назад.

Но, к слову, после переоборудования машины нельзя просто взять и начать колесить по стране: нужно обратиться в ГАИ (если транспортное средство не новое, в противном случае этот шаг пропускается) и получить направление на экспертизу в Институт машиностроения. Там проверят качество механизма и дадут допуск. Лишь затем авто можно будет поставить на учет.

Недавно я был в этом институте: внедряли и документально согласовывали технологию управления машиной для людей, у которых отсутствует одна из ног (например, если у человека нет правой конечности, тогда делается дублирующая педаль газа с левой стороны). Заодно пообщался по поводу нашего ручного управления. Специалисты отметили, что мы все делаем качественно. Бывают нюансы, но редко.

Как все начиналось и почему пришлось переехать?

Сейчас в команде с Александром помимо механика работают бухгалтер, у которого вторая группа инвалидности, и менеджер по продажам — тоже инвалид-колясочник. Раньше штат был больше. Но начинал мужчина, как это обычно бывает, один и без помощников: переоборудовал свою первую машину, потом вторую, третью... Помог знакомым — телефонный номер мастера начал ходить по рукам, появились клиенты. Пришлось нанимать троюродного брата. Все работы выполняли на даче — прямо во дворе или в небольшом гараже.

— Где-то с 2003 по 2009 год я через соцзащиту окончил с десяток курсов: и дизайн, и компьютерную графику, и верстку газет, и ретушь проходил, и 3D-моделированием увлекался. Не упускал возможностей. А потом в какой-то момент написал бизнес-план для открытия СТО. Обратился в службу занятости, получил субсидию на покупку первого оборудования. Официально все оформил и отправился в исполком с просьбой помочь с помещением под аренду. Нужно было найти площади во владении госпредприятия: в таком случае, если в штате больше половины сотрудников являются людьми с инвалидностью, можно воспользоваться понижающим коэффициентом на аренду.

Так мы сняли помещение в 136 «квадратов». Изначально за аренду с «коммуналкой» отдавали около 500 рублей в месяц. Чтобы часть площадей не простаивала, мы давали возможность людям с инвалидностью самостоятельно ремонтировать свои коляски: тот, у кого не было средств отдать ее профессионалу, мог обратиться к нам — мы выделяли место и предоставляли наши инструменты.

В последний год на старом месте я даже писал в тематические группы и предлагал всем, у кого есть идеи по каким-либо девайсам или примочкам для колясочников, разместить у нас производство. Один проект в таком ключе удалось реализовать: парень с инвалидностью решил заняться электроприставками для колясок. Я с инженерной точки зрения давал советы для его устройства: после сотрудничества с нашей СТО он на процентов 40 улучшил свой продукт. Конечно, мы договорились, что небольшой процент от заработанного он отдает нам.

Но получилось так, что арендодателям, которые периодически менялись, стало невыгодно с нами сотрудничать из-за льгот. Поэтому постоянно менялись условия аренды, в какой-то момент платежи выросли до 1300 рублей. Я устал от этих разборок и решил: пора строить что-то свое.

Планы наполеоновские. Но что нужно, чтобы они осуществились?

Выезжаем с Александром за МКАД, чтобы посмотреть на место, где вскоре вновь откроется СТО. Это та самая дача в Ждановичах, где когда-то мужчина устанавливал ручное управление на машины первых клиентов. Недалеко отсюда он попал в ту самую злополучную аварию, после которой уже не смог встать на ноги: вместе с братом они решили погонять на байке, но не справились с управлением и через кусты улетели в поле у дороги. Брат отделался небольшими травмами, а нашему герою повезло значительно меньше — ударился о единственный пенек на пустыре.

Но поговорим лучше не о прошлом, а о будущем. Во дворе Александр демонстрирует: по правую руку хочет возвести гараж для работы с автомобилями, по левую — закончить недостроенный дом.

Второй этаж будет жилым, а первый, с отдельным входом, мужчина отведет под мастерскую для ремонта и изготовления колясок, а также тренажеров для реабилитации. Стоимость последних — €500—600 по курсу. Скопированы они с иностранных, цена которых может достигать €3000.

— В сентябре утеплим потолок, чтобы со второго, недостроенного этажа не тянуло холодом, проведем электричество... В октябре бетоном хотим залить пандус, чтобы создать безбарьерное пространство.

К сожалению, из-за решения переезжать в свое помещение пришлось пожертвовать возможностью помогать людям, которые хотят развивать свои проекты. Но зато для нас это стало пинком для развития. Думаю, все получится.


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by