37 416
22 сентября 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка, коллаж: Максим Тарналицкий
КРАСНОВ

Водители — несчастные, а велосипедистам все дозволено? Разбор наездов на переходах

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка, коллаж: Максим Тарналицкий
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Так сложилось, что к ожидаемому завершению велосипедного сезона появилось немало новостей о происшествиях на пешеходных переходах и велопереездах. Велосипедисты, так же как и люди на средствах персональной мобильности, попадают под машины. А от водителей мы получаем отклики, дескать, напрасно на переходах разрешили не спешиваться. В ситуации мы попытались разобраться вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, пригласив для участия в диалоге нашу читательницу Ольгу, которая ездит за рулем часто и помногу и совершенно уверена в том, что с велосипедистами на переходах необходимо что-то делать.

Велосипедистам можно не спешиваться. При чем тут водители?

Велосипедисты не в одночасье получили право не спешиваться при пересечении проезжей части по переходу. Вспомните: перед этим была экспериментальная зеленая разметка, а рядом с пешеходными переходами стали наносить разметку велопереезда 1.15 (ее, кстати, наносят и сейчас), чтобы точно разграничить, где слезать с велосипеда нужно, а где — не обязательно.

Затем вышла обновленная редакция ПДД, где в пункте 150 было недвусмысленно указано: при пересечении проезжей части дороги велосипедист вправе не спешиваться. А проезжую часть он должен пересекать по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по пешеходному переходу, не создавая препятствий для движения пешеходов. Важный момент содержится в пункте 151: при подъезде к пересечению с проезжей частью велосипедист должен заблаговременно снизить скорость движения и, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен, пересечь ее со скоростью идущего шагом пешехода.

Водители все это в правилах прочитали, и многие возмутились. Тут слово передаем Ольге, активной автомобилистке с активной гражданской позицией.

— После того как велосипедистам разрешили не спешиваться на пешеходных переходах, у водителей с ними начался конфликт. Велосипедисты забыли о том, что обязаны двигаться со скоростью пешеходов, пересекая проезжую часть, и это проблема. Потому что когда водитель останавливается перед переходом, пропуская пешехода, он не ожидает, что в какой-то момент из-за угла вылетит с дикой скоростью велосипедист, равно как и человек на любом другом средстве передвижения, на которых теперь разрешено ездить по тротуарам. На моих глазах несколько раз велосипедисты влетали в автомобили, хотя лично со мной такого пока не случалось, — говорит девушка.

Она указала на то, что ДТП может быть чревато серьезными последствиями для жизни и здоровья велосипедиста, а для водителя может обернуться возбуждением уголовного дела.

— И часто водители в такой ситуации без вины виноватые, — считает читательница. — У меня уже появляется фобия: я подъезжаю к перекрестку и, как сова, верчу головой во все стороны, чтобы только заметить того велосипедиста, который, возможно, приближается. Да, водители должны быть внимательными, они лучше защищены в этой своей капсуле безопасности. Но и велосипедисты должны помнить о том, что машина не может остановиться за секунду.

Первый пласт — инфраструктура

— То, о чем говорит Ольга, я часто слышу и от других водителей, — отмечает Юрий Краснов. — Но важно понимать все обстоятельства. Еще не так давно ПДД предписывали велосипедистам ездить по проезжей части вместе с автомобилями. Потом велосипеды, как я это называю, убрали на тротуар, потому что автомобилей стало много, возросла вероятность возникновения опасных ситуаций. А инфраструктура оказалась к такому не готова. Не готова она и сейчас, и это первый пласт проблемы.

Ведущий рубрики уже высказывал свое мнение о праве велосипедистов не спешиваться на переходах.

— Давайте представим, что завтра в ПДД внесут такое требование: при подъезде к пешеходному переходу водитель обязан остановиться и перетолкать машину через зебру. Ну маразм же. То же самое с велосипедистами. Ему что, нужно перед каждым переходом остановиться и слезть с велосипеда, чтобы пересечь, по сути, тот же перекресток? — сказал он.

Преподаватель настаивает на том, что главное, от чего зависит безопасность движения, — это инфраструктура и организационные приемы. Можно пытаться решать проблему, перевоспитывая участников конфликта, а можно этот конфликт не допускать вообще.

— Можно настроить светофоры соответствующим образом, чтобы у велосипедистов была возможность проехать, когда машины стоят, и чтобы машины проезжали, когда на переход уже никому нельзя выезжать. Можно экспериментировать, как это сделано на улице Веры Хоружей, когда велосипедисты проезжают перекресток по дороге и не пересекаются там с автомобилями. Можно, в конце концов, создавать пересечения в разных уровнях, чтобы исключить всякие риски, — предлагает инструктор по вождению.

Второй пласт — отсутствие подготовки

Но все на инфраструктуру не спишешь. Она, возможно, будет улучшаться год от года, но и участникам дорожного движения нужно не попадать в неприятные ситуации, а этому можно научиться.

— Как случаются такие ДТП? Велосипедист подъезжает к пешеходному переходу и видит, что там идут люди. Он думает: я сейчас ускорюсь и проеду, пока они идут. Водитель же их видит, пропускает — значит, все безопасно. Но часто пешеходы проходят, велосипедист не успевает, а водитель его уже не видит. Он пропустил пешеходов и шустро поехал, а на пути другой такой же шустрый. С обеих сторон неверная оценка обстановки: велосипедист не хотел вылетать под машину, а водитель не хотел сбивать велосипедиста, — отмечает Краснов.

Стандартная опасная ситуация: водитель поворачивает направо, велосипедист выскакивает под машину. Оба могли друг друга видеть, а могли и не видеть, но каждый считал, что путь свободен.

— Я своих курсантов буквально натаскиваю на такие ситуации: поворот направо — обязательно обернуться, посмотреть через плечо направо. Замечаю, что водители, которых специально готовишь к таким ситуациям, заставляешь постоянно это контролировать, велосипедистов не сбивают. И мой вывод такой: велосипедистов и электросамокатчиков сбивают неподготовленные водители с недостаточным уровнем внимания. При этом большой стаж за рулем еще не означает высокий уровень водительской подготовки. Нужно натаскивать и автомобилистов, и велосипедистов на конкретные ситуации, — говорит инструктор.

Преподаватель считает, что обучение принципам езды на велосипедах и средствах персональной мобильности стоит начинать еще в школе.

— Хотелось бы, чтобы появилась программа развития велотранспорта и использования средств персональной мобильности. Следует прививать понимание того, как подъезжать к проезжей части, куда смотреть, как взаимодействовать с водителями, — подчеркивает он. — А у нас как получилось? Сказали: люди, у нас есть велосипеды, электросамокаты — берите, катайтесь. А когда те отъехали на 200 метров, вдруг добавили вслед: только не забудьте снижать скорость на пешеходных переходах. Услышал это кто-нибудь?

Ольга выступает с предложением.

— Когда приучали водителей пропускать пешеходов, что делали сотрудники ГАИ? Штрафовали. И, увы, как мне кажется, наше общество реагирует на какие-то изменения, только когда их начинают наказывать рублем. Давайте начнем наказывать рублем велосипедистов за то, что они небезопасно двигаются, — говорит девушка.

— Водителей почти 20 лет приучают уступать дорогу пешеходам, и все равно находятся те, кто не хочет это делать. То же самое с велосипедистами: обучение не будет быстрым, — замечает Краснов.

Разбор опасной ситуации

Одно из недавних видео, вызвавших резонанс, — случай на улице Гамарника в Минске. Велосипедист едва не угодил под колеса автомобиля на «зебре».

— Велосипедист не снизил скорость движения, хотя обязан был это сделать по ПДД, — констатирует ведущий рубрики. — Но ведь водитель подъезжал к пешеходному переходу, где был обязан уступить дорогу. Он видел велосипедиста, который ехал рядом с ним?

— Он его не видел! — убежденно заявляет Ольга.

— Как? Рядом с тобой по тротуару едет велосипедист, а ты его не видишь? — недоумевает преподаватель.

— Ну допустим, видел, но он же не ожидал, что этот велосипедист резко сменит траекторию движения и поедет в тебя, — уточняет читательница.

— Если настолько не ожидал, то, может быть, лучше вообще не ездить по дорогам? — парировал инструктор.

— Вы вообще на чьей стороне? — то ли в шутку, то ли всерьез спросила девушка.

— Я ни на чьей стороне. Я говорю как инструктор, который готовит водителей. Есть ПДД, которые они изучают в автошколе, а есть такая тема, как основы безопасности дорожного движения, где учат критическому мышлению. Я еду по дороге, я вижу велосипедиста, который едет по тротуару. Я должен сразу смоделировать возможные варианты, а их всего два: велосипедист поедет на переход или велосипедист не поедет на переход. Что делать мне? Снижать скорость и готовиться реагировать. Если не поехал на переход — все хорошо, едем дальше. Если поехал — я торможу и пропускаю его, я уже к этому готов. В этом и заключается мастерство водителя, — объясняет свою точку зрения Краснов.

Ольга не согласна: водителей она называет несчастными, а велосипедистов — участниками дорожного движения, которым все дозволено.

— Мы забываем о том, что водитель вынужден смотреть на светофоры, учитывать погодные условия, дорожную обстановку, смотреть, кто и куда несется. У водителей куча факторов, которые они должны проанализировать за секунды. Но мы же не роботы, — говорит девушка. — Хорошо, водитель виноват. Но те, кто с ним коммуницирует — велосипедисты, самокатчики, — абсолютно безответственно себя ведут. Надо обучать водителей критическому анализу и всему остальному. Но почему мы не говорим о том, что то же самое нужно делать и в отношении велосипедистов? Давайте права выдавать на управление таким транспортом, я не знаю. Пусть у них будет какой-то недельный курс о правилах дорожного движения.

Ведущий рубрики покачал головой:

— Опять все сведется к тому, что люди будут сидеть и слушать теорию, которую потом не смогут применить на практике.

— А что тогда делать? — спросила Ольга.

Что делать?

— Необходим системный подход, нужно создавать инфраструктуру, которая позволит избежать опасных ситуаций. Это раз. Процесс небыстрый, придется запастись терпением. Одновременно с этим необходимо прививать навыки безопасного поведения и водителям, и велосипедистам, и тем, кто передвигается на средствах персональной мобильности. Это два. И третье: заботиться нужно друг о друге. Водители должны понимать, что никто не хочет приехать им под колеса, люди просто хотят пересечь дорогу — дайте им такую возможность. Велосипедисты же должны заботиться о водителях и думать: а может ли он тебя увидеть, оставил ли ты ему достаточно времени и возможностей для этого, стоит ли выезжать на переход? Быстро не получится, каждый должен прилагать усилия, — считает Юрий Краснов.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by