В Беларуси запустили сборку автомобилей Hongqi. Репортаж с завода

26 сентября 2023 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка

В Беларуси запустили сборку автомобилей Hongqi. Репортаж с завода

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Александр Ружечка

В конце прошлой недели наконец раскрыли тайну о запуске сборочного производства автомобилей еще одного китайского бренда в Беларуси. То есть легковушки намерены собирать не только под Борисовом («БелДжи»), но и на другом заводе — «Юнисоне» в Обчаке, что под Минском. Интриговали с июля. И вот наконец подтвердили официально: будут собирать кроссоверы бизнес-класса Hongqi, модель под названием HS5. Планы озвучили серьезные: намерены выпустить около 1000 автомобилей до конца года. Насколько это выполнимо и будет ли спрос на машину стоимостью от $52,9 тыс. в эквиваленте? Чтобы узнать ответы, мы заглянули на производство.

Легковушки на другом заводе? Он существует?

Да, существует. И работает уже много лет. Правда, по признанию представителей компании, им долгое время не везло.

Завод в Обчаке начинал с Ford Transit и Ford Escort еще в 1996-м. Именно в этом году началось строительство нового конвейера в бывших производственных корпусах МТЗ. Ленточку перерезали 30 июля 1997-го. «Эскорты» продавали как физлицам, так и организациям (поставляли в том числе в МВД), наладили поставки и в Россию. Но в 2000-м Ford ушел с рынка из-за изменений в законодательстве, которые сделали производство невыгодным. Успели выпустить чуть более 3800 автомобилей.

В 2004-м на «Юнисоне» начали выпускать микроавтобусы Daewoo Lublin 3. Проект окупился за год. Но корейцы продали компанию, и о Lublin пришлось забыть.

Следующим партнером белорусского завода стал иранский Iran Khodro — в 2006-м. С конвейера стали сходить те самые известные многим «Саманды». Партии, выпускавшиеся в Обчаке, на Востоке сочли недостаточно большими (всего 2000 экземпляров), да и были перебои с поставками машинокомплектов. История сотрудничества закончилась в 2013-м.

Уже в следующем году на заводе похвастались новым партнером — General Motors. «Мы инвестировали в новое оборудование около $2 млн и начали собирать Opel Mokka, Chevrolet Tracker и Tahoe, Cadillac Escalade и XT5», — заявляли тогда на «Юнисоне». В этот период поставляли и модели Peugeot/Citroen (даже премиальный DS4) — с завода прямо в Россию.

Параллельно появились сведения о сотрудничестве с китайской Zotye. В 2018-м стали сходить с конвейера первые электромобили: седан Z500EV, готовый пробежать 300 км на одном заряде, и E200 — двухместный городской микрокар с запасом хода в 200 км. Но вновь что-то пошло не так.

Летом 2020-го с завода в Обчаке пришла очередная новость. На сей раз — о сборке китайских кроссоверов Changan CS35PLUS. И вновь автомобили белорусской сборки отправлялись прямиком российскому импортеру, а не местным дилерам. Уже осенью 2021-го в Changan решили, что будут импортировать машины напрямую из Китая.

И вот спустя полтора года простоя на производство прибыла первая партия из 36 комплектов Hongqi HS5. В конце прошлой недели состоялось торжественное открытие линии. Со стороны все выглядело серьезно: высокие чины, делегация из КНР, перерезание ленточки с напоминанием о «всепогодном сотрудничестве двух стран», эффектное появление первой машины в клубах искусственного дыма.

Процесс сборки

После торжества последовали трудовые будни. Именно они и должны обеспечить наш рынок новым премиумом по сравнительно небольшой цене. Опишем основные этапы процесса.

На завод приходит разобранный машинокомплект для крупноузловой сборки. Салон готов, кузов собран, электроника в сборе (на мультимедиа и интерфейс уже установлена прошивка на русском языке). Для того чтобы автомобиль полноценно назывался таковым, не хватает нескольких элементов. Они приезжают в отдельных ящиках. Собственно, навесить их — задача работников «Юнисона».

Начинается все с входного контроля: проверяют отсутствие дефектов, комплектность. Машинокомплект поступает на склад.

Затем формируется партия для сборки. В соответствии с технологией производства кузовá вместе с комплектующими поступают на главный сборочный конвейер.

Уже там устанавливаются элементы трансмиссии, выхлопной системы, передний и задний мосты, а вместе с ними, соответственно, элементы передней и задней подвески.

Также на этом этапе машина получает двигатель.

Когда основные элементы в сборе, проходит электронная обвязка.

Позже автомобиль наконец становится на колеса.

Далее один за другим проходят этапы заправки техжидкостями (антифриз, хладагент кондиционера, бензин и другие), затем — технический контроль.

После этого машина попадает на линию инструментального контроля. Тут проверяют фары, углы схождения колес, работу тормозной системы. Выхлоп измеряют на соответствие экологическим стандартам. Следующий этап — «камера дождя»: автомобиль интенсивно обливают водой (говорят, имитируют тропический ливень), чтобы проверить герметичность кузова и компонентов.

После испытания водой машина попадает на финишную стадию — в отдел технического контроля. Здесь финально проверяют отсутствие дефектов (например, царапин). Если есть замечания, кроссовер отправляют на участок доработки и мелкого ремонта.

Ну а если все в норме, собранная модель попадает на склад хранения готовой продукции. Подчеркивают: современные автомобили — весьма сложный механизм, если не сказать гаджет. Потому требуют особого подхода к сборке с тщательным соблюдением технологии.

Что за модель?

Представители завода уточняли: это не контрактная сборка, а лицензионное производство. Следовательно, машины считаются made in Belarus. Об этом факте говорит даже VIN-код каждой выпущенной под Минском модели. В качестве доказательства — идентификационный номер первого выпущенного в стране Hongqi HS5. Он уже катается по столице (как говорится, видели своими глазами).

HS5 — полноприводный кроссовер, оборудованный 2-литровым бензиновым двигателем с турбонаддувом мощностью 218 л. с. и 6-ступенчатым автоматом. По паспорту разгон до сотни занимает 8,7 секунды, максимальная скорость — 204 км/ч. Расход составляет 8,2 литра на 100 км в смешанном режиме.

Размеры самого авто: 4760 мм в длину, 1907 мм в ширину и 1700 мм в высоту. Снаряженная масса — 1805 кг, колесная база — 2870 мм, а сами колеса — 20-го диаметра. Тип передней подвески — независимая пружинная McPherson, задней — независимая пружинная. Подвески — с интеллектуальным управлением амортизаторами. Все тормоза дисковые, передние к тому же вентилируемые.

Комплектация довольно богатая. Выделим лишь основные опции: приветственный свет, интеллектуальное управление дальним светом, автоматическое выравнивание фар, комбинированные светодиодные фонари, подогрев зеркал, накладки на пороги со светодиодами, панорамная крыша, стеклоподъемники с защитой от защемления, крышка багажника с функциями комфортного закрывания и сенсорного открытия, двойное остекление передних дверей, парктроники и камеры (спереди и сзади).

В салоне выделяются: кожаная отделка сидений (Nappa + Alcantara), электрорегулировка водительского кресла в 12 направлениях с функцией памяти положения, подогрев и вентиляция передних сидений, подогрев задних, помощь водителю при посадке и выходе, 253-цветная система окружающего освещения, декоративные элементы в стиле карбон, акустика Bose с 12 динамиками, два 12,3-дюймовых сенсорных дисплея, подрульные лепестки, зеркало заднего вида с мультимедиа, 2-зонный климат-контроль, датчик качества воздуха, ионизатор, фильтр пыльцы.

Еще несколько интересных опций: система Start/Stop, бесключевой доступ, помощь при парковке со сканированием параметра, AutoHold, помощь при спуске, пять режимов вождения («Эконом», «Комфорт», «Спорт», «Снег», «Бездорожье»), адаптивный круиз-контроль, автономное экстренное торможение, предупреждение о покидании полосы, о лобовом столкновении, мониторинг слепых зон, проекция на лобовое стекло, беспроводная зарядка, электронный ручник, ABS, ESP, гидравлический усилитель тормозов. Отдельно выделяют системы безопасности: защиту пешеходов, ГЛОНАСС, автономный GPS.

В Беларуси предусмотрена 5-летняя гарантия (или 150 тыс. км), а также складской запас запчастей.

Кому пойдут машины?

Из уст представителей завода звучат довольно амбициозные планы — около 1000 автомобилей за три месяца, то есть до конца года. По слухам, китайцы хотели еще больше повысить планку (отлично зная емкость белорусского рынка), но их убедили закрепить в контракте более реалистичные цифры.

Отвечая на вопрос, где найти тысячу покупателей на не самую дешевую модель нераскрученного бренда, представители завода заявили, что у них есть договоренность с крупными игроками транспортного рынка. В частности, говорили о 5-летнем договоре с «Яндексом» на поставку машин в такси: две модели Hongqi попали в классификатор российской компании. Очевидно, речь идет как минимум о классе поездок «Бизнес». Во время открытия производства намекали и на госзакупки.

Представитель бренда — мистер Ванг — на церемонии заметил, что госконцерн FAW выпускал машины с 1959 года, но только для руководства страны. А в 2018-м на заводе решили делать легковушки для всех автомобилистов. «За пять лет увеличили продажи в 85 раз, — заявил господин Ванг. — Сейчас на родине выпускают 400 тыс. машин в год. Беларусь стала первой страной, в которой разместили завод Hongqi вне КНР. А HS5 стала первой моделью бренда, которую произвели за рубежом. В планах — развитие и инвестиции в завод, прокладывание торгового коридора в Россию и, как результат, сборка 10 тыс. автомобилей в 2024-м, еще через год — 20 тыс. Линейка будет расширена до четырех моделей».

Известно, что собранные в Китае HS5 стоят у дилера $52,9 тыс. в эквиваленте, за счет производства в Беларуси эта сумма может снизиться примерно на 10%. Было озвучено намерение запустить в следующем месяце выгодную финансовую программу (вплоть до рассрочки), сопоставимую по ставкам с кредитами на Geely.


Onlíner рекомендует
ирригатор, мягкая чистка/глубокая чистка, питание от аккумулятора, регулировка струи, в комплекте: чехол, USB-кабель

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by