30 977
29 сентября 2023 в 9:00
Автор: Антон Кажуро. Фото: открытые источники

Чудо-Yugo. «Худший автомобиль тысячелетия», который внезапно стал популярен

Автор: Антон Кажуро. Фото: открытые источники
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Возможно, для жителей нашей страны этот автомобиль является малоизвестным, но в США продали больше 140 000 экземпляров. И это притом, что данную легковушку создали в Югославии (да, вы не ослышались). Кроме того, это «худший автомобиль в мире» (не шутка, именно таких титулов удостоилась машина). Как же называется сие чудо? Запомнить несложно — Yugo.

Из Югославии в США

Для начала стоило бы разобраться, как вообще автомобиль из коммунистического государства оказался на рынке Соединенных Штатов. Впервые он появился там в 1984 году, однако настоящую известность ему принесли усилия эксцентричного бизнесмена Малкольма Бриклина (который в свое время представил североамериканской публике марку Subaru). Тот уговорил представителей завода Zastava наладить массовые поставки Yugo на североамериканский рынок. Стоит отметить, что у себя на родине машина уже пользовалась популярностью к тому моменту.

Автомобиль был дешевым. Очень дешевым. Даже если бы он продавался сейчас, то стоил чуть-чуть больше $10 000 в эквиваленте. Фабрика по производству хетчбэка была построена по образцу заводов Fiat начала 1950-х. Там работало 50 000 человек. Для экспортных американских вариантов открыли отдельную сборочную линию. В 1985-м на производстве отпраздновали, как тогда казалось, светлое будущее Yugo в США.

А что плохого?

Чем же машина заслужила такое обидное прозвище, как «худший автомобиль в мире»? Ну, она просто была крайне далека от идеала во всех аспектах. Самое смешное то, что в США авто продавали как Yugo GV (что расшифровывалось как «Great Value», или «Большая ценность»). Пожалуй, это один из самых ироничных фактов в истории автомобилестроения. Самый мощный двигатель, которым оснащался хетчбэк, имел объем 1,3 литра и выдавал примерно 65 лошадиных сил. Максимальная скорость составляла 138 км/ч, а разгон до сотни даже в идеальной ситуации занимал больше 13,5 секунды. Интересный факт: это был самый медленный автомобиль, продававшийся тогда в США.

Реклама автомобиля не была сильно пестрой, однако слоган «Каждому в жизни когда-нибудь нужен Yugo» вкупе с чрезвычайно низкой ценой смогли зацепить покупателей. Люди вставали в очередь, чтобы приобрести хетчбэк, а в рекламном видео со счастливыми лицами говорили, как здорово владеть этой машиной. Жаль, что спустя год с высокой вероятностью ездить было бы не на чем.

Дешево…

Многие покупатели Yugo не щадили и особо не заботились об автомобиле из-за его дешевизны. Учитывая довольно низкое качество продукта, машина была банально не способна ездить долго. Например, ремень ГРМ необходимо было менять примерно каждые 64 000 км пробега, но делали это далеко не все. Некоторые владельцы пренебрегали даже своевременной заменой масла. В то же время отмечалась простота автомобиля, позволявшая чинить его самостоятельно, а также доступность и дешевизна запчастей.

От завода предоставлялась гарантия один год. Это весьма красноречиво говорит о том, насколько надежным был Yugo. Перед выходом на американский рынок потребовалось внести более 500 изменений, чтобы авто соответствовало местным ограничениям в плане безопасности и экологии. Между прочим, именно вопрос выбросов отработанных газов в атмосферу (все-таки у Yugo под капотом стоял карбюратор) в начале 90-х закрыл для югославской машины двери американского рынка. Не помогло даже появление инжекторного двигателя.

...и сердито

По умолчанию в салоне не было ни кондиционера, ни радио. Их предлагали за доплату, которая составляла чуть ли не четверть от общей стоимости автомобиля. Шоу CarTalk удостоило Yugo сомнительного титула «Худший автомобиль тысячелетия». Журнал TIME включил модель в список 50 худших машин. В исследовании, проведенном J.D. Power & Associates в 1986 году, югославский хетчбэк занял последнее место по уровню удовлетворенности покупателей. Краш-тесты Института дорожной безопасности превратили авто в груду металла, а топливная эффективность была очень плохой для такой маленькой машинки (примерно 9 литров в комбинированном режиме). Кроме того, она изрядно шумела. И в то же время это был самый продаваемый европейский автомобиль в первый год своего появления в США.

Действительно ли это худшее авто из когда-либо сделанных? Безусловно, Yugo плох, но, если учитывать историю его появления, не настолько. В конце концов, автомобиль базировался на укороченной версии Fiat 128 и устарел еще в момент, когда первый собранный экземпляр сошел с конвейера. Сейчас часто можно услышать мнение, что «раньше машины были надежнее, могли ездить более десяти лет без проблем. А теперь нужно менять их гораздо чаще». В этом смысле Yugo опередил свое время, ведь уже спустя год или два с большой вероятностью владельцу нужно было покупать себе что-то новое.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by