Вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, мы добрались до МКАД-2. Позади много трасс и много обзоров, везде мы старались подметить как недостатки, так и достоинства. С этим багажом опыта мы выехали на вторую кольцевую, о которой было столько разговоров и во время ее строительства, и уже после его завершения. Что же мы увидели? Это очень разная дорога на разных отрезках. Ее можно считать лучшей трассой страны, но не целиком и не во всех аспектах. А еще на ней одиноко, очень одиноко.
Мы выехали из Минска по витебской трассе. Соответственно, на вторую кольцевую выезжали у деревни Белые Лужи неподалеку от Раубичей, чтобы отправиться по кольцу в направлении Кургана Славы. Эта дорога существовала здесь и раньше, ее название Р80 (Слобода — Паперня). И на участке между Курганом Славы и развязкой с М3 это была спокойная и очень живописная двухполоска с широченными обочинами. Затем она вошла в состав МКАД-2 и изменилась кардинально.
— Ну вот первое, что бросается в глаза: мы съезжаем с витебской трассы, а полосы разгона нет, мы сразу оказываемся в том ряду, где по МКАД-2 на скорости могут ехать автомобили. Это как? Ведь такое чревато аварийными ситуациями: человек выезжает и не осознает, что может кому-то помешать. И водитель на кольцевой не ожидает, что кто-то перед ним сейчас вылезет на куда меньшей скорости, — замечает Краснов.
Но это та же развязка, что была здесь и во времена старой Р80. Реконструированная, бетонная, модифицированная МКАД-2 начинается чуть дальше.
И вот что сразу обращает на себя внимание: на этом участке, буквально на пяти километрах, расположились сразу три регулируемых пешеходных перехода. Соответственно, светофоры, торможение и вот это вот все. Для второй кольцевой это вообще нетипично, здесь и наземных-то переходов больше нет, не то что светофоров. А тут сразу три да один за одним. Причина в том, что рядом расположен и крупный спортивный комплекс, и несколько населенных пунктов, поэтому на дороге организовано довольно интенсивное движение общественного пригородного транспорта. Соответственно, здесь есть остановки, возле которых нужны пешеходные переходы.
— Странно, что на самом свежем участке МКАД-2 во время реконструкции никак не учли этот момент. Можно было дорогу выше пустить, а люди бы переходили под землей, или, наоборот, дорогу ниже, а пешеходы шли бы сверху. Но уж как есть, — размышляет ведущий рубрики.
К слову, Раубичи со всей инфраструктурой, включающей несколько пунктов общепита на любой вкус и бюджет, — естественное и, возможно, самое популярное место притяжения на всей этой дороге. Сюда ездят из Минска, чтобы хорошо провести время вне городского шума и суеты. Соответственно, суеты на трассе здесь как раз побольше, чувствуется какой-никакой трафик. Обязательно сделайте остановку и перекусите, если запланировали большой маршрут, — других таких мест на всей почти 160-километровой МКАД-2 не будет.
А мы едем дальше, отмечая бесспорный факт: модернизированная Р80 выглядит самой современной, самой оснащенной и самой безопасной трассой в стране.
— Здесь применяются решения, нетипичные для наших дорог. Посмотрите, какие интересные развязки с длинными съездами и выездами, поворотами к деревням, остановками. Мне очень здесь нравится. Сделано реально хорошо, безопасно. Если бы у нас все трассы были сделаны по такому принципу — было бы очень круто, — восхищается наш водитель. — Смотрите, здесь даже велодорожку проложили, параллельно трассе.
Правда, к самой велодорожке вопросов у нас немало — когда-то мы уже касались этой темы. Она действительно проложена параллельно автостраде, что типично для какой-нибудь Голландии, но в диковинку у нас. Вместе с тем эта велодорожка из ниоткуда в никуда. Она начинается где-то в районе Белых Луж, точнее не сформулировать. Чтобы выехать на нее, скажем, с той самой раубичской велодорожки, нужно, во-первых, знать, на какую тропинку свернуть, а во-вторых, влупить по высокой траве да сыпучему пригорку вдоль деревенского забора — немного странно, не находите? Обрывается эта велодорожка тоже внезапно, в районе остановочного пункта «Ляды» за поворотом на Околицу. Куда она в итоге ведет, куда по ней можно доехать — загадка.
Прибавьте сюда то, что при всех достоинствах реконструированной Р80 на ней не осталось полноценной обочины с твердым покрытием. Соответственно, тем же велосипедистам здесь безопасно не проехать, а рядом спорткомплекс, откуда спортсмены регулярно выезжают на тренировки (да, даже лыжники ездят на велосипедах). Чем заканчиваются заезды по трассе без обочины мы тоже рассказывали.
Оставляем велодорожку в стороне, проезжаем тот самый поворот на Околицу. Здесь расположен третий (и последний) светофор на второй кольцевой, и здесь же перекресток двух дорог в одном уровне — также невиданное дело на такой современной дороге.
— Очевидно, это бюджетный вариант. Здесь бы развязку сделать, но у нас ради таких маленьких разъездов не принято развязки возводить. Еще и лес бы пришлось пилить. В общем, поставили светофор, — комментирует инструктор.
Едем дальше, и вдруг Краснов вспоминает:
— О, это же здесь и было! Мы однажды ехали с курсанткой, смотрим, машины впереди аварийки включают. Подъезжаем, а в низине лось стоит с рогами — здоровенный!
Между тем на новых участках МКАД-2 ограждение от животных как раз таки есть. Но описанный случай еще раз доказывает, что против крупных зверей оно зачастую оказывается неэффективным.
— Смотрите-ка, шумовые экраны в районе населенных пунктов. Здорово! Что-то похожее сейчас реализуют при реконструкции трассы до Смолевичей и Жодино, — подмечает преподаватель.
А еще это очень красивая дорога: перепады высот, изгибы, лес кругом — залюбуешься!
Преисполненные восхищения подъезжаем к Кургану Славы, бетонное покрытие сменяет ровный, как стекло, асфальт.
— И вот тут прикол. Мы — дисциплинированные водители, едем по крайней правой полосе, подъезжаем к Кургану Славы. И правая полоса уходит на Минск. Хорошо, все логично, но как мне — водителю — об этом узнать? По знакам или по разметке — хорошо. Но информация появляется в последний момент. Почему нельзя повесить знак раньше, чтобы я заранее мог сориентироваться? Выезжаешь из-за поворота и узнаешь, что твоя полоса уходит в сторону — нормально? А тебе, может, прямо надо — и что делать? — говорит Краснов.
На противоположной стороне развязки, за путепроводом, еще одно опасное место: если спускаться со стороны борисовской трассы, нет полосы разгона на выезде на М2. То есть со стороны аэропорта летят машины, а здесь кто-то вываливается без скорости сразу в правую полосу, не имея возможности разогнаться. Потому за путепроводом кому-то уезжать вправо и вверх, а другим брать левее, чтобы ехать по прямой.
— Я недавно видел, как здесь жестко подрезали водителя. А ведь таких конфликтов можно было бы избежать, будь все организовано как следует, — отмечает инструктор.
Кстати, имело смысл крутануться на развязке и заехать на Курган Славы. Там хотя бы есть где чаю попить: на второй кольцевой такими местами нельзя пренебрегать, потому что их очень мало.
Этот участок МКАД-2 (от Кургана Славы до развязки с М1) по сути является частью другой трассы — М2 (Минск — Национальный аэропорт Минск).
— Дорога довольно старая, но она не выглядит таковой. Посмотрите, в каком состоянии здесь асфальт. Да, его стараются поддерживать как могут, но он по-прежнему вполне хорош. И, что важно, этот участок дороги освещается в темное время суток. Понятно почему — все-таки главная трасса на аэропорт, — подчеркивает ведущий рубрики.
К М2 действительно не придерешься. Населенные пункты в сторонке, пешеходных переходов нет, автобусы тут не останавливаются, разъезды организованы через двухуровневые развязки.
На развязке уходим направо и оказываемся на единственной и неповторимой «олимпийке» — трассе М1 (Брест — Минск — граница России). Тут асфальт заметно хуже.
— Типичная история для М1 — какая-то чехарда с разделительным ограждением. То оно есть, то его нет, то оно тросовое, то металлический отбойник, то бетонные блоки. Кому как, но мне чисто психологически больше нравится бетон или металл. Я верю в надежность тросового ограждения тоже, но как-то не так спокойно, когда едешь, а встречная несется совсем рядом и между вами только эти тросы, — говорит наш водитель.
Зато на М1 есть обочина, правда велосипедистам на ней все равно делать нечего: «олимпийка» — дорога для автомобилей, установлены соответствующие знаки, движение на велосипедах здесь запрещено.
В районе Сокола проезжаем АЗС: первую с тех пор, как свернули на МКАД-2. Вообще, заправочные станции на всех без малого 160 километрах второй кольцевой можно сосчитать по пальцам одной руки. Здесь их мало, как мало и мест для отдыха, туалетов и всех прочих удобств. Причем на М1 они еще встречаются хоть в каком-то виде, дальше будет хуже.
— Есть и еще кое-что, что встречается на М1, в том числе на этом участке, и чего больше не встретишь на остальной МКАД-2, — мрачно добавляет Краснов. — Это камеры скорости.
Если рассматривать вторую кольцевую целиком, то этот отрезок М1 будет самым старым ее участком. И действительно, к состоянию дорожного полотна здесь больше всего вопросов.
— Видно, что во многих местах полотно откровенно уставшее, — подтверждает инструктор. — Где-то заметно, что асфальт ремонтировали, где-то он новый уложен, и никаких особых усовершенствований. На отдельных участках даже колейность ощущается.
С М1 снова уходим направо, на наш бетонный автобан.
— Сама дорога здесь классная. И бетон уложен хорошо — это чувствуется. В общем, дорога действительно располагает к тому, чтобы по ней ехать быстро, — отмечает наш водитель.
Но тут один важный нюанс: как бы вы там не ехали, всегда найдется кто-то, кому хочется быстрее. И нас так опережали: то упорный микроавтобус, то стремительные авто с номерами из ближнего зарубежья.
— Да, на этой дороге люди будут ездить так, как им хочется, — задумчиво продолжает Краснов.
— Считаете, нужен контроль?
— Я не знаю. С одной стороны, нарушения — это плохо, значит, контроль нужен. Но с другой стороны, на МКАД-2 так мало машин, что даже эти лихачи не вызывают каких-то сложностей. Так стоит ли из-за них городить огород с камерами скорости или даже патрулями?
Снова красивые пейзажи, снова безлюдность той самой второй кольцевой. Нет, машины тут есть, их не меньше, чем на той же могилевской трассе за развилкой с М5. И если случается ДТП, даже пробки здесь вырастают. Но все же ощущается какая-то уединенность, даже одиночество.
— Ни тебе заправок, ни мест для отдыха — ничего нет. Едешь и едешь, но зато быстро, с удовольствием. У меня, знаешь, есть какая-то ассоциация с компьютерной игрой. Ровная дорога, симпатичные картинки, и ты летишь сам себе, — сравнивает ведущий рубрики.
Этот длинный участок МКАД-2 выглядит куда проще, чем отрезок возле Раубичей. Нет здесь таких мудреных разъездов, но, с другой стороны, и населенные пункты особо не встречаются.
— Кстати, есть огрехи покрытия. Едешь-едешь, вроде бетон хороший, но где-то заметны износившиеся участки, там-сям уже асфальтированные латки, — подмечает инструктор.
— Как-то монотонно здесь.
— Монотонность зависит не от дороги, а от того, как подготовлен водитель. Я могу ехать целый день, и для меня нет понятия монотонности — у меня внимание натренировано, мне будто постоянно все интересно. А в дорожный гипноз попадают люди неподготовленные: они едут так, как будто это единственное, что имеет значение. А нужно ехать и даже в скучном искать что-то интересное, замечать какие-то новые вещи вокруг. И тогда постоянно будет устойчивое нормальное внимание.
А внимание сохранять нужно: неожиданностей-то хватает. К примеру, за развязкой с гродненской трассой вдруг куда-то пропали все люки с ливневок. Вот просто подряд — нет, и все. То ли злой умысел чей-то, то ли полтергейст. Кое-где стоят деревянные заглушки, а где-то зияют провалы. Никому не хочется влететь туда колесом, останавливаясь на обочине.
— Обращает на себя внимание и то, что на МКАД-2 редко можно встретить тихоходов. Хотя, казалось бы, раз повсюду сельхозугодья, значит должна быть и техника. Но, наверное, есть местные дороги, где вся эта техника ездит и не вываливается на трассу, — рассуждает наш водитель.
Вот так за разговорами мы замыкаем круг. Есть, к слову, своя отдельная окружность на всей этой большой МКАД-2 — Острошицкое кольцо. Вот уж куда нужно выезжать внимательным, несмотря на всю рутинность оставшихся позади километров.
— Мне задавали вопросы об этом перекрестке: у кого здесь преимущество при выезде на круг? Так ведь все понятно, знаки висят: на кругу главная дорога, значит машины там имеют преимущество, — говорит преподаватель.
Снова развязка с витебской трассой.
— Что сказать: пусть и бюджетненько, но как-то так аккуратненько все, нормальненько, — подводит итог Юрий Краснов. — Отдельные участки и вовсе образец того, какой должна быть дорога. Едешь, все кругом красиво, удобно, безопасно. Вот бы так везде.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by