ВелоПетрович

Ружье, которое выстрелило. Почему велосипедная авария на самом свежем участке МКАД-2 была неизбежна

17 мая 2020 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Видео: Михаил Кашалотов
ВелоПетрович

Ружье, которое выстрелило. Почему велосипедная авария на самом свежем участке МКАД-2 была неизбежна

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Видео: Михаил Кашалотов
Выигрывай AirPods 3 за покупки с доставкой Onlíner Prime

Трасса М2 буквой «Г» уводит из большого города: сквозь леса и пашни до самого аэропорта. Но у нас другой маршрут. Возле Кургана Славы уходим налево, а дальше снова по прямой, никуда не сворачивая. Дорога то изгибается, обходя стороной сонные деревни, то забирается на холм, чтобы затем аккуратно с него спуститься, — хороший рельеф, нескучный. Под колесами будто сами по себе проплывают километры: честные, потому что добыты не сожженными литрами топлива, а напряжением в ногах и соленым потом. Эта дорога много лет была излюбленным тренировочным маршрутом у велосипедистов: мастеров и начинающих. Затем приехала техника и закатала дорогу в бетон, завершив возведение МКАД-2. Вот только этот участок, реконструированный последним, стал настоящим проклятьем для тех, кто так долго им пользовался. Разломанный велосипед, помятый кузов авто, проблесковые маячки — все это было лишь вопросом времени. И вот час пробил.

Самый опасный участок МКАД-2

Трасса Р80 — вы знаете эту дорогу

«Слобода — Паперня» — правильное название трассы Р80 — наверное, мало кому знакомо. Эта дорога ведет от шпилей Кургана Славы к развязке с витебской трассой (М3) и еще дальше, к Острошицкому кольцу и водохранилищу Вяча. Еще пару лет назад это был уютный лесной маршрут: полоса в одну сторону, полоса в другую, широкие обочины, идеальный асфальт. Легковушки, вырвавшись из городской суеты, плыли на дачу. Изредка в обход Минска шли с холмов накатом польские фуры с яблоками.

Потерпев два-три коротких подъема, велосипедист наконец начинал видеть перед собой флаг на самом высоком трамплине комплекса «Раубичи». Спортсмены любили эту дорогу: здесь тренировались велосипедисты, иногда, стуча палками по широкой обочине, выезжали лыжники на лыжероллерах. Никто никому не мешал, а почти отсутствующий трафик не был угрозой и не действовал на нервы.

Фото: rau.by

Затем мы стали строить МКАД-2. Автомобилей не стало больше, и широкое бетонное кольцо даже сегодня кажется необжитым, будто что-то необязательное, купленное впрок и позабытое на антресолях. Трасса Р80 была последним участком в очереди на реконструкцию, и многие ожидали этого этапа с опасением. Оказалось, не зря. На 15-километровый участок у строителей ушел почти год. Уложили бетонные плиты, поставили ограждения, добавили несколько развязок на разных уровнях.

— Обочины, так называемые остановочные полосы, на этом участке будут. В целом это будет практически аналог того, как сейчас устроена МКАД-2 на всех эксплуатируемых участках, — обещали в РУП «Минскавтодор-Центр».

Слова остались словами. Широкой и безопасной обочины, которая действительно есть на бетонных секторах второй кольцевой, на участке от Кургана Славы до Острошицкого кольца нет. Вопросы возникли не только у велосипедистов. Любой водитель понимает, что отсутствие обочины на скоростной трассе чревато неприятностями. Обочина — это подушка безопасности в непредвиденной ситуации, а ее вдруг не стало. И неприятности не заставили себя ждать.

Авария

Это случилось в выходной день в самом начале мая. Никита и его подруга ехали на велосипедах со стороны Раубичей в направлении Кургана Славы.

Никиту наши читатели хорошо знают. Он — победитель конкурса челленджей Onliner, велогонщик, который испытал себя, проехав 4 тыс. км во время летней ультравеломногодневки. В общем, человек понимает, что такое велосипед и как на нем ездить. Но одно дело — тысячи километров по Европе, и совсем другое — 15 км по реконструированной трассе Р80.

Никита

— Мы ехали парой, я и моя подруга: она чуть впереди, я чуть позади. Я двигался на расстоянии чуть меньше метра от края дороги и линии разметки — так потом указали в протоколе, — говорит Никита. — В какой-то момент нас догнали две фуры. Водители, видя нас, заблаговременно перестроились в левый ряд. 

В это время, по имеющейся информации, в левой полосе двигалась женщина на Volkswagen Polo. Мы готовы опубликовать ее версию произошедшего, связаться с редакцией просто — pv@onliner.by. Пока же придется ориентироваться на предварительные данные.

— Водитель решила, что это самый подходящий момент для того, чтобы перестроиться из левой полосы в правую и опередить эти самые фуры, — отметил собеседник.

По всей видимости, велосипедистов женщина не видела из-за движущихся впереди автопоездов. Кто-то скажет, что следовало предвидеть ситуацию, догадаться, что фуры перестроились не просто так. Но вышло иначе.

Никита даже не услышал приближения автомобиля сзади. На трассе вообще достаточно шумно, в особенности если сбоку тебя обходят грузовики.

— У меня стал просто заваливаться горизонт, я почувствовал, что заваливаюсь на спину, услышал взрыв заднего колеса. Подумал, что раз падаю на капот, то нужно попытаться схватиться за него, чтобы не свалиться на асфальт. Но все, что я успел сделать, — это раскинуть руки. В следующее мгновение я оказался на земле, — рассказал велосипедист.

Столкновение произошло на относительно небольшой скорости, и в словах Никиты чувствуются нотки благодарности, когда он рассказывает о том, что водитель все же среагировала быстро и тормозила изо всех сил — это спасло молодому человеку ну как минимум здоровье.

— Да, она меня вовремя не заметила и, по информации ГАИ, начала тормозить за 27 метров до места столкновения. Но сбросила скорость достаточно, чтобы меня мягко посадить на капот и остановиться так, чтобы я не перекатился через машину, — добавляет собеседник.

Мягкая посадка на капот — это фигуральное выражение ввиду тех последствий, которые могли наступить при неблагоприятном развитии ситуации. На самом деле авария мягкой не была: это видно и по серьезной вмятине на капоте Volkswagen, и по разломанному заднему колесу велосипеда, и по нарушенной геометрии его рамы — карбонового монокока. Но, что главное, Никита остался цел и невредим. Да, немного гудела голова от всего произошедшего, но серьезных повреждений не было.

На место вызвали ГАИ. Инспектор вынес решение — в ДТП виноват водитель автомобиля. Молодой человек получил справку для обращения в страховую компанию. Большой вопрос, какую компенсацию ему насчитают: спортивные велосипеды такого класса трудно купить в Беларуси, да и чаще всего их собирают «под себя» из отдельно приобретенных комплектующих. Стоимость таких аппаратов обычно составляет несколько тысяч евро в эквиваленте.

— Велосипед новый, он у меня появился только в апреле. Я на нем меньше месяца откатал — это вдвойне обидно, — говорит Никита.

Правила, которые для всех. Часть 1

Предвосхищая аргументы в духе «велосипедистам вообще на таких дорогах делать нечего», отметим, что это разговоры в пользу бедных. В том смысле, что никакого проку от них нет. Давайте освежим знание правил дорожного движения.

Трасса Р80 — это не автомагистраль. Здесь также нет знаков 5.3 «Дорога для автомобилей», которые бы означали, что движение велосипедистов запрещено. Соответственно, ехать на велосипеде можно, соблюдая все прочие правила.

  • П. 148 ПДД: «Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края».

Движение по велосипедной дорожке — это мечта адекватного большинства велолюбителей, та больная мозоль, которую лучше не задевать. Чаще всего двигаться по велодорожке не представляется возможным, потому что этой велодорожки просто не существует. У Р80 в этом плане своя специфика, о ней мы тоже поговорим. Пока важно отметить как факт: на участке, где произошла авария, велодорожки нет, так же как нет тротуара или пешеходной дорожки. Вывод, исходя из правил дорожного движения, следующий: велосипедист обязан был ехать по обочине.

И тут придется сделать отступление для того, чтобы рассказать о той уникальной ситуации, которая сложилась на одной из самых свежих белорусских дорог.

Где обочина?

Вы же помните обещание РУП «Минскавтодор-Центр» о том, что обочины будут? Вот и по нашей информации, в первоначальный проект реконструкции эти элементы дороги входили.

Подтверждение этому можно найти (по крайней мере, на момент публикации) и на сайте Министерства транспорта и коммуникаций, где размещен финальный отчет проекта реконструкции автомобильной дороги Р80 Слобода ― Паперня, км 0,000 ― км 14,770. Там много интересного, но нас волнует вполне конкретный вопрос об обочинах. И в основных технико-экономических показателях проекта обочины есть, да еще какие — шириной по 3 метра. Сказка, а не проект. В том-то и беда, что сказка, потому что в реальности дорога вышла другой.

На трассе Р80 нанесена разметка 1.2, обозначающая край проезжей части. При этом ширина асфальта справа от нее чаще всего не превышает ширину этой самой разметки — считанные сантиметры, а никак не 3 метра. И речь не о каком-то неблагополучном участке, а о всем 15-километровом отрезке трассы.

В проекте обочина была, однако после завершения работ ее не оказалось — наверное, не нужно объяснять, как такое бывает? Целые кварталы в Минске строятся не так, как нам обещали рендеры, или кто-то все же плавает по двору на гондолах?

Достоверно известно, что кредитное соглашение по проекту реконструкции «Автомобильная дорога Р80 Слобода — Паперня, км 0,000 — км 14,770» было подписано между Беларусью и Европейским банком реконструкции и развития. Ожидалось, что привлечение данного займа позволит выполнить реконструкцию участка автодороги Р80 по параметрам первой категории. Называлась и сметная стоимость работ — 96 млн рублей.

Наш источник озвучил версию, которую трудно проверить, но в которую легко поверить. Построили не совсем то, что было в проекте, так как стоимость могла быть пересмотрена. Как иначе объяснить то, что дорога первой категории осталась вообще без обочин? Как это согласуется с действующими техническими кодексами?

При этом заранее было известно, что на Р80, у которой расположен спорткомплекс «Раубичи», тренируются спортсмены. Но их, кажется, во внимание вообще не приняли, заложив между Слободой и Паперней мину замедленного действия, которая не могла не взорваться. Пока обошлось без жертв, но тревожный звонок прозвенел.

Правила, которые для всех. Часть 2

Вернемся к правилам дорожного движения. Мы уже выяснили, что велосипедистам не запрещено ехать по Р80, а после реконструкции на трассе с разрешенной скоростью 120 км/ч для легковых автомобилей фактически не осталось обочин. Правила предписывают велосипедистам в таком случае двигаться «по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края». Так Никита и поступил, и был бы абсолютно прав, если бы не одно «но».

  • П. 148.3 ПДД: «При наличии на проезжей части дороги линии горизонтальной дорожной разметки 1.2, обозначающей ее край, эта линия должна располагаться слева от велосипедиста».

Возникла абсурдная ситуация, когда на скоростной трассе обочины по факту нет, а разметка есть, и велосипедист обязан двигаться справа от этой разметки, по узкой полосе асфальта. Это примерно как пройти по доске или строго по бордюру — все же пробовали в детстве? В идеальных условиях у опытного велосипедиста не возникло бы проблем с таким заданием, но в реальной ситуации движение по самому краю — очень рискованное занятие. Любая ветка, любой дорожный мусор — и нужно сворачивать. А куда? Уйдешь влево и неожиданно для водителя окажешься в полосе, свернешь вправо — и с асфальта нырнешь в песок, а на скорости за 30—40 км/ч это почти гарантированное падение с велосипеда. Не говоря уже про воздушный поток от фуры, проезжающей рядом: кто ездил, тот хорошо знает, как он сначала резко бросает в сторону от дороги, а затем оттаскивает за прицепом. Слишком неустойчивое положение, чтобы дефилировать по краешку, не находите?

По этой причине Никита, как и подавляющее большинство велосипедистов, часто движется на разумном удалении от края проезжей части. Это безопаснее и не должно создавать неудобств водителям, которые, с учетом того, что движение велосипедистов по трассе не запрещено, должны вести транспортное средство по возможности ближе к левому краю в пределах правой крайней полосы движения (п. 78 ПДД).

Увидели же велосипедистов дальнобойщики, опытные водители, которые на всякий случай даже перестроились левее, избегая всякого риска. Водитель Volkswagen же совершила довольно рискованный маневр, поставив себя в итоге практически в безвыходное положение.

Отметим также, что за нарушение п. 148.3 велосипедист Никита получил предупреждение от ГАИ.

Велодорожка — так это называется?

Есть, правда, у трассы Р80 еще одна «изюминка» — велодорожка, которая появилась после реконструкции. Это нормальная европейская практика — создавать такие велодорожки-дублеры, чтобы люди могли выезжать на прогулки из душных городов, а иногда даже использовать велосипед для поездок между населенными пунктами. В том числе поэтому, например, в Бельгии и Нидерландах велосипед — полноценный и популярный вид транспорта. Беларусь — страна, конечно, побольше. Но многие увлеченные велосипедисты с радостью путешествовали бы и тренировались на таких загородных велодорожках, избавив водителей от своего общества.

Только не торопитесь фантазировать, иначе придумаете сейчас велодорожку, которая идет параллельно всей МКАД-2. Размечтались! То, что создано вдоль трассы Р80, — объект во всех смыслах уникальный. У этой велодорожки нет начала и у нее нет конца: на нее можно выехать примерно в районе Раубичей и проследовать ориентировочно до поворота на деревню Пристромы. Куда дальше, по мнению проектировщиков, должны ехать велосипедисты — вопрос риторический.

Еще одна интересная особенность этой велодорожки — она совершенно неожиданно обрывается на одном из пригорков. Набрав неплохую скорость на подъем, внезапно оказываешься на раздолбанном песчаном спуске, где основная задача — удержаться на велосипеде, лавируя между металлических свай. Триальчик? Строго говоря, строительные работы на объекте не завершены, но ведь о готовности участка МКАД-2 отрапортовали уже давно, да и никакой строительной техники вокруг не видно.

Теряется велодорожка в районе остановочного пункта «Ляды». Никаких предупреждений или знаков нет: влетаешь в траву, после чего выруливаешь на проезжую часть — других вариантов нет.

Эта велодорожка, доведенная до ума, могла бы стать спасением для велосипедистов, раз уж на Р80 не сложилось с обочинами. Да, она не идеальная, расположена слишком близко к проезжей части и не дублируется с другой стороны дороги, но это хоть что-то. Логично было бы организовать съезд на нее с той «олимпийской» велодорожки, ведущей из Минска в спорткомплекс «Раубичи», — раньше мы рассказывали об этом маршруте. Но и вести велодорожку следовало бы до Кургана Славы. Во-первых, это сама по себе классная локация, куда в таком случае вела бы прямая и довольно протяженная велосипедная дорога. Во-вторых, от Кургана Славы в направлении аэропорта и Минска идет трасса М2, на которой с обочинами, к счастью, все нормально: те, кому нужно продолжать тренировку, съезжали бы туда.

Но снова что-то помешало довести начатое до конца. Велодорожка на по-дурацки отреконструированной Р80 получилась такой же — дурацкой.

Вместо эпилога

Мы неплохо покатались с Никитой мимо живописных пейзажей совсем рядом с Минском. Многим понравились бы эти места, будь здесь более спокойные и безопасные условия для велосипедных прогулок. Во времена пандемии, когда границы закрыты и невозможно планировать даже ближайший отпуск, такие локальные путешествия стали бы настоящей отдушиной для сторонников активного образа жизни.

Но мнения велосипедистов не спрашивают, когда строят или реконструируют дороги. Велосипедисты терпят обиду и едут по краю, стараясь никому не мешать.

Велоспорт по рождению — не экстремальный вид. Парни и девушки, мужчины и женщины, которые выезжают на тренировки или велопрогулки, не хотят рисковать своими жизнями — им просто не оставляют выбора.

И все же добраться куда-то самому, поборовшись с ветром, заложить вираж и увидеть, как лучи восходящего солнца блеснут на штыках Кургана Славы, или же выпить чашку кофе в придорожном кафе в Раубичах — что может быть лучше этого?

— Готов ты, Никита, отказаться от такого?

— Ни в коем случае!


Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by