КРАСНОВ

«Вот ее действительно можно называть трассой: сел и едешь». Краснов исследовал M1 до российской границы

10 ноября 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Коллаж: Максим Тарналицкий
КРАСНОВ

«Вот ее действительно можно называть трассой: сел и едешь». Краснов исследовал M1 до российской границы

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Коллаж: Максим Тарналицкий
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

«Олимпийка» M1 — трасса для Беларуси особая. Это основной транзитный маршрут между востоком и западом: более 600 километров прочерченной по диагонали прямой от Бреста до российской границы. Но целиком ее, как ездят фуры, мало кто осиливал, и M1 для каждого белоруса своя. Для одних это участок, включенный в состав МКАД-2, другие хорошо знают отрезок между Брестом и Дзержинском. Ну а мы с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, специально сделали крюк, чтобы изучить трассу от самой российской границы до поворота на Минск. Какая она, эта M1?

Основной маршрут

Любопытно, что M1, хоть и является заведомо транзитным маршрутом, многими используется в качестве основного, в том числе для не самых очевидных направлений. Из Минска в Витебск вы как поедете: по витебской трассе M3 или по «олимпийке» до развязки, что под Оршей, а оттуда на север? А сколько тех, кто из Минска добирается в Смолевичи, Жодино, Борисов не напрямик, мимо Кургана Славы, а в объезд по M1, полагая, что так быстрее, пусть километраж и побольше? Мы по M1 возвращались в Минск из Могилева, и в этом был умысел. Брестскую трассу от МКАД-2 до Бреста мы уже осматривали, настал черед изучить «олимпийку» в обратном направлении — вот и пришлось делать крюк: доехали до российской границы, развернулись и оттуда рванули до самой развязки с трассой M2, ведущей к главному аэропорту страны.

Обновленный участок: M8 — граница России

Тот, кто в старые времена ездил на машине в Москву, хорошо помнит, что за развязкой с трассой M8 (E95, как в песне у «Алисы») наша «олимпийка» внезапно становилась другой, непривычной.

— Трасса M1 в классическом для нас понимании была проложена от Кобрина до вот этой развязки: направо — на Оршу, налево — на Витебск. А дальше M1 была другой: по одной полосе в каждую сторону, никакого ограждения не было — обычная дорога, «эрка», к которым мы сегодня привыкли. Улучшение этого фрагмента произошло условно недавно, в последние лет 15. Дорогу расширили до двухполоски, натянули разделительные тросы, — рассказал нам один из опытных водителей, часто ездивший по M1 с конца девяностых.

— Я впервые поехал по этой дороге в Москву году в 2010-м. И здесь уже было проложено по две полосы в каждую сторону, — отмечает Юрий Краснов. — Но сейчас, как мы видим, именно на отрезке за Оршей ведется реконструкция. Асфальт свежий, видна даже временная желтая разметка. Появились полосы разгона и торможения там, где они всегда были необходимы. Не без неприятных неожиданностей, правда: только выехали на M1, как едва не напоролись на какой-то мусор в полосе движения, никем не убранный и никак не обозначенный, — запросто могли обзавестись проблемами на ровном месте.

— Что еще сразу бросается в глаза — разделительное ограждение. Ведь на всей протяженности M1 есть широкая разделительная полоса — все белорусы к этому привыкли. А тут полосы нет: тросовое ограждение установлено на асфальте разделительной зоны. Хорошо еще, что она здесь довольно широкая, потому что, к примеру, в России пространства между направлениями еще меньше. Едешь и невольно напрягаешься: скорость на трассе высокая, а встречные машины пролетают как-то непривычно близко, — говорит ведущий рубрики.

Ограничение скорости воспринимают в штыки?

Кстати, по поводу скорости. Опытные водители вспомнят, что на этом участке вблизи границы контроль всегда был серьезный. Использовали и радары, и патрули. Сейчас задача возложена главным образом на камеры фотофиксации. Есть даже участок, где контролируется средняя скорость: четыре или пять километров после отметки 599-го километра.

— У меня есть определенный скепсис относительно такого метода контроля. Да, эти четыре километра все или почти все будут ехать по правилам. Но у нас люди такие — они любое ограничение скорости воспринимают в штыки. Дескать, он нормально себе ехал, и вдруг камера. И вот такой водитель знак увидел, скорость снизил, чтобы на штраф не нарваться, а дальше поедет, как и ехал, а то и еще больше ускорится, чтобы отыграться и раздражение сбросить. То есть возникает негативный, провокационный эффект, — рассуждает инструктор.

Краснов ранее высказывался за другие методы контроля скорости на трассах, в том числе за более активное использование автомобильных патрулей. Читателей мы тоже спрашивали, и большинство, пусть и без подавляющего перевеса, высказались против таких инициатив. Похоже, это и есть то самое восприятие в штыки.

За знаком «Буда», обозначающим начало населенного пункта, видим знаки ограничения скорости аж до 60 км/ч. Выполнение опять же контролируется автоматикой.

— А иначе так никто не снизится, — комментирует преподаватель. — Вообще, это выглядит странно. Знак населенного пункта я видел, а самого населенного пункта не вижу, он где-то в стороне. Тем не менее скорость снизили, припугнули камерой. Широкая, прямая, свободная дорога, ты едешь со скоростью 60 км/ч — это действительно вызывает определенное раздражение у водителей. То есть мы снова достигаем нужного эффекта на коротком отрезке дороги, но в целом провоцируем человека, вызывая негатив.

Краснов приводит в пример участок M1 на подъезде к Бресту, где населенных пунктов и таких отрезков снижения скорости гораздо больше.

— Там к вопросу подошли более рассудительно. За знаком населенного пункта установлен знак ограничения скорости — 80. И 80 — это не 60! Водитель понимает, что ему нужно сбавить, но также понимает, что ему не нужно два километра плестись, будто он на оживленной городской улице, а не на пустой широкой автостраде. Снизился до 80, на небольшом участке, где реально есть пешеходный переход, едешь 60, а затем снова разгоняешься — ведь разумно! — припоминает наш водитель.

За Будой знак 100 для легковых автомобилей.

— В остальном же здесь мы видим почти ту же дорогу, что и по всей протяженности M1. Недавняя реконструкция и разделительная зона с ограждением ближе к полосе движения — возможно, поэтому здесь ограничение 100, а не 120, — предполагает ведущий рубрики.

Граница

Транспортный поток уплотняется: близко граница. Нас обгоняет новенький Porsche с европейскими «транзитами» — все еще можно повстречать такие автомобили, мчащиеся в направлении Москвы.

Вскоре виден и хвост очереди — стоят в основном грузовики. Снова знак контроля скорости.

— Это что же, можно ехать, а камера скорости тебя не увидит из-за грузовика? — Краснов посмеивается, но сам держит безопасную скорость. — Интересно, а со стороны России такая же очередь стоит?

Несколько фрагментов разделительного ограждения сильно повреждены. Здесь явно случилось ДТП, но когда-то раньше: других следов не видно, а ограждение восстановить еще не успели. Нам повезло, пробка плотно застревает на дороге аккурат за местом для разворота. Сегодня у нас не заграничная поездка, берем курс на Минск.

Классическая M1

Быстро отматываем назад 35 километров до развязки с трассой M8, и в этот раз никуда не поворачиваем. Солнце грозит вот-вот свалиться за горизонт: осень.

— Вот она — классическая M1, к которой мы привыкли, — почему-то со вздохом облегчения говорит Юрий Краснов. — Мне здесь как-то комфортнее, спокойнее почему-то. Может быть, близкое разделительное ограждение до этого нервировало, не знаю.

За развязкой стоит дорожная техника. Проезжая мимо, вспоминаем, что реконструкция трассы M1 пока не планируется, о чем недавно заявляли в Министерстве транспорта. Точнее, концепция есть, но требуется серьезное финансирование проекта, поэтому вместо полноценной реконструкции ведется ремонт отдельных фрагментов трассы, которые больше всего в нем нуждаются.

— Да, асфальт кое-где подуставший, да и фуры выкатали колею. После свежего участка с новым покрытием это бросается в глаза, — задумчиво говорит наш водитель.

M1 никогда не была дешевым проектом. Она и не могла им быть по умолчанию. Сегодня в различных исторических источниках сохранилась информация о том, что в 1930-х, когда проект строительства автомобильной дороги, которая бы вела из Москвы в направлении Минска, оценивался в 1 млрд советских рублей — одна из самых масштабных строек того периода. Потом, правда, были пересмотры и пересчеты. Сегодня белорусы традиционно зовут M1 «олимпийкой», припоминая, что свой современный вид трасса приобрела именно к Олимпийским играм в Москве. То есть старую M1 как бы заменили новой, реконструировав и построив участки в обход многих населенных пунктов.

— Кстати, это главное отличие, которое я бы выделил, сравнивая разные части трассы M1: от МКАД-2 до Бреста и до границы с Россией. Когда едешь на запад, то поток плотный: кто-то едет до Бреста, кто-то свернет на Барановичи, Ивацевичи, Березу. А в обратном направлении есть та самая развязка на Оршу или Витебск и как бы все, дальше — на Москву, — занимается географией Краснов.

Кстати, выполняя свою транзитную роль, автодорога M1 является одной из самых обжитых для водителей, хоть населенные пункты и остаются в стороне. Это компенсируется достаточным числом автозаправочных станций, мест для отдыха, придорожных кафе и мотелей. Вам не придется долго ехать, прежде чем найти, где бы остановиться перекусить.

— И обратите внимание на рельеф! Ведь красота! Когда подъезжали к границе, было не так. Прямая дорога — и все тут, и с российской стороны то же самое. А здесь уклончики, изгибы — здорово! — восхищается наш водитель. — Считается, что это более безопасное проектирование, так как автомобилисты менее подвержены так называемому дорожному гипнозу, расконцентрации внимания от многочасовой монотонности пути. Я за то, чтобы поддерживать уровень своего внимания, находить интересное вокруг. И эта дорога располагает к такому.

Благодаря удаленности населенных пунктов на трассе почти не встречаются наземные пешеходные переходы — то, что регулярно можно увидеть на всех прочих скоростных белорусских дорогах. Предусмотрена широкая обочина, по которой запрещено движение тех же велосипедистов и гужевых повозок: дорога для автомобилей, о чем предупреждают соответствующие знаки.

— Вот M1 действительно можно называть трассой: сел и едешь, ничего тебе не мешает, — нахваливает инструктор.

А ведь разработанная концепция реконструкции этой трассы предусматривает ее модернизацию до полноценной магистрали со всеми необходимыми средствами и параметрами. Но это когда-нибудь. А пока раз за разом снижаем скорость на тех участках, где ведется ремонт. Ну хотя бы не ямочный: слой асфальта снимают целиком в одной, а то и в двух полосах, затем укладывают новый. Получается вполне годно.

— Смотрите, как интересно. В месте проведения ремонтных работ ставят знак о фотофиксации, ограничение скорости 60, а иногда и 40. Все снижаются, а камеры-то нет. Похоже, это просто пугают, такой прием. Ну, логично: не будет знака о контроле — многие замедляться не станут, — отмечает Краснов.

Не хватает ограждений. На разделительной полосе чехарда: то ограждение есть, то его нет, то металлический отбойник, то натянутые тросы. По краям проезжей части обычно ничего нет, только на путепроводах и на участках с особым рельефом.

— С одной стороны, хорошо, что здесь довольно широкая разделительная полоса. Я не раз видел, как машины, уходя от удара или потеряв управление, вылетали туда, и бывало, что водители справлялись с ситуацией и аккуратно выруливали затем обратно. С другой стороны, ограждения нет, и сохраняется риск того, что машина вылетит на встречную, — говорит инструктор.

Темная ночь

Небо совсем погасло, и «олимпийка» растворилась в ночи. Как ни странно, в темноте стали хорошо видны некоторые недостатки.

— Трасса темная: мало столбиков по краям, разметка не отражается. Да что там разметка — даже некоторые знаки плоховато отсвечивают в свете фар. Все это, конечно, всерьез увеличивает риски, создает напряжение. И это на такой дороге! — качает головой ведущий рубрики.

Одна из реальных опасностей — дикие животные. Выйдет зверь на дорогу — заранее его не увидишь. Остается надеяться на какую-то водительскую удачливость, на то, что пронесет.

— Ограждений от животных мы тоже почти нигде не видим. И они-то защищают плоховато, но хоть какая-то подстраховка. А здесь — ничего, — продолжает собеседник.

Хорошо, что нам уже осталось немного. Вон огни впереди — это M2 светится фонарями. Дорога на аэропорт куда короче, и поддерживать ее в хорошем состоянии, конечно, значительно проще.

— Но и M1 мы все, конечно, по-своему любим. Она какая-то родная, знакомая, спокойная. Дорога для путешественника, — выдает напоследок водительскую романтику Краснов.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


Выбор покупателей
паровая швабра, 1200 Вт, пар 23 г/мин, бак 0.28 л
наушники с микрофоном, мониторные (охватывающие), геймерские, 15-25000 Гц, кабель 1 м
Onlíner рекомендует
умные, максимальная нагрузка: 180 кг, 9 измеряемых показателей

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by