28 642
24 ноября 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
КРАСНОВ

«Это ностальгия, когда-то такой же была МКАД». Обзор трассы М15 — самой новой в Беларуси «эмки»

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

По сути, в Беларуси три МКАД: минская кольцевая, МКАД-2 и теперь еще могилевская кольцевая, участок которой был сдан в эксплуатацию в этом году и получил титульное название М15 — Кольцевая автомобильная дорога вокруг г. Могилева. Это самая новая «эмка» в стране. Вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, мы отправились ее изучать.

Камера средней скорости есть, а разделительного ограждения нет

По могилевской кольцевой мы отправились от развязки с трассой М4 (Минск — Могилев) по часовой стрелке, то есть по внутреннему кольцу в направлении деревни Новое Пашково. Это не новая дорога. В М15 помимо нового участка вошла часть автодороги Р123 (Селец — Мосток — Дрибин — Горки) от трассы Р93 до трассы М8.

У развязки дорога широкая, но почти сразу она сужается. Поэтому разделение этого участка на внутреннее и внешнее кольцо весьма условное. Никакого разделительного ограждения здесь нет, как нет и асфальтированной обочины. Свежий асфальт, по одной полосе в каждую сторону — не к таким МКАД мы привыкли.

— А к хорошему вообще быстро привыкаешь, — посмеивается Юрий Краснов. — Но когда-то такой и была минская кольцевая. Одна полоса: упрешься в какой-нибудь «ГАЗон» или «Москвич» и катишься со скоростью 60 км/ч.

У поворота на Пашково велосипедист вяло перекатывает свой транспорт через дорогу. Пешеходных переходов, забегая вперед, мы на М15 особо не обнаружили: ни наземных, ни надземных — никаких. С одной стороны, на кольцевой они и не к месту. С другой стороны, наблюдая за такими пешеходами, невольно думаешь о том, что какое-то предусмотренное место для пересечения дороги не помешало бы.

Вдруг дорога расширяется, но ненадолго. Направо — поворот на Новопашково, налево — на Застенки. Разделительная полоса на М15 имеет разрывы, то есть тем, кто выезжает со второстепенной дороги, можно поворачивать налево. Движение здесь явно не слишком интенсивное, поэтому и развязка наверняка была бы излишней. Но и более бюджетного варианта — так называемых «капель», когда для поворота налево и разворота создается специальный карман, — здесь нет.

Зато есть камера средней скорости. Даже на М4 мы не видели ни одного участка, который бы так контролировался, а здесь — пожалуйста.

Круговой перекресток. И 60 вместо 90

Приближаемся к Шкловскому кольцу — пересечению трассы М15 с автодорогой Р76. Черная Toyota Land Cruiser не хочет ехать вместе со всеми за тихоходной автоцистерной и идет на обгон через двойную сплошную.

За этой же автоцистерной не видно, как выглядит перекресток впереди, поэтому мы не торопимся, ориентируемся на знаки. Вот только знаков маловато. Краснов уходит в свободный правый ряд и уже на кругу узнает, что движение по нему разрешено только направо, ехать дальше по кругу нельзя.

— Вот опасная ситуация на ровном месте. Мы подъезжали к перекрестку: не увидели ни одного знака, куда и из какой полосы можно ехать. В итоге занимаешь ряд, а потом вдруг узнаешь, что из него не попадешь туда, куда тебе нужно. И что делать? А установили бы знаки заранее — мы были бы готовы, сориентировались бы, — ворчит наш водитель.

Дорога снова становится узкой. Впереди медленно тянутся грузовики, причем даже не сразу разберешь, кто именно тормозит весь поток.

— Интересно, а почему эту трассу назвали именно М15, что здесь такого от М? — задается вопросом ведущий рубрики. — Асфальт новый — это бросается в глаза. Идеальным его не назовешь, кое-где видно, что он уже плывет, но все же ехать приятно. А в остальном — ни ограждений, ни обочин. Это больше похоже на типичную трассу с буквой Р, от которой и не ждешь ничего такого.

Желание критиковать лишь усиливалось по мере того, как на участке с разрешенной скоростью 90 км/ч приходилось тянуться не быстрее 60 км/ч. Зато разобрались с причиной: какой-то грузовичок с досками не был в состоянии разогнаться быстрее, остальным пришлось терпеть. В результате образовалась достаточно длинная колонна, преимущественно из грузовиков, а мы с Красновым были замыкающими.

— Такая ситуация провоцирует обгоны, и я не сомневаюсь, что их здесь совершают часто. Вообще, заметно, что на этом участке трассы много коммерческого транспорта. Иногда он подуставший, что, конечно, накладывает свой отпечаток на общую ситуацию на дороге. Возможно, близко промзоны. Конечно, именно здесь расширение дороги было бы очень кстати, вторая полоса изменила бы ситуацию, — анализирует инструктор.

Впереди участок, где еще ведутся дорожные работы — укладывают свежий асфальт. Таким образом, для движения в обе стороны остается только одна полоса.

— Где хоть какие-то знаки? А если сейчас встречные машины появятся? — недоумевает преподаватель. — Вот вам пример неудачной организации дорожного движения. Если полоса закрывается, необходимо позаботиться о регулировании. На таком длинном участке нужны светофоры, которые бы исключали вероятность того, что встречные потоки заблокируют друг друга на узком участке. А здесь ни светофоров, ни регулировщиков, ни даже знаков нет. Мне непонятно, как здесь разъезжаться. Наудачу?

Удача была на нашей стороне, и мы успели проехать узкий участок до того, как появился грузовик, двигавшийся навстречу. Возможно, местные водители привыкли к ситуации, и это помогает им ориентироваться, но у тех, кто оказался на этой дороге впервые, могут возникнуть определенные трудности. Разумеется, как только дорожные работы будут завершены, проблема исчезнет.

— А вон Днепр-красавец. И мост через него хорош. Вот это мне нравится — простор, — Краснов быстро переключается на позитив.

М8 как часть кольцевой дороги

Мы продолжаем свой путь вокруг Могилева по трассе М8, которая тянется от границы России к границе Украины через Витебск, Оршу, Гомель.

— То есть могилевскую кольцевую делали примерно так же, как и МКАД-2. Задействовали уже существующие дороги, а недостающие части достроили, — отмечает ведущий рубрики.

Дорога здесь пошире. Там, где возможно, грузовики, едущие с меньшей скоростью, прижимаются к правому краю, пропуская остальных, — типичная история для многих белорусских трасс.

На М8 лучше развита инфраструктура: наконец нам повстречалась заправочная станция, была даже усадьба, где можно было бы остановиться при необходимости.

Развязка М8 с М15 — еще один перекресток с круговым движением. На этот раз простой и очень понятный.

— Я люблю такие круги: одна полоса на выезд, одна полоса по кругу. Конфликты здесь невозможны по умолчанию. Вот такими круги и должны быть, а то где-то понаделают полос непонятно зачем, а потом водители не могут нормально разъехаться: кто-то не разобрался, другой подловил, и пошло-поехало, — отмечает Краснов.

Новая бетонка. «Дорога — класс!»

И вот за перекрестком с М8 начинается новый участок могилевской кольцевой. Бетонное покрытие, полноценные обочины, ограждения, есть даже сетка от диких животных. И вот эта дорога — вполне себе «эмка».

— Дорога — класс! Почти автобан, не хватает только ширины. Хотя здесь, по идее, должно быть спокойно, поэтому четырехполоска как бы и не нужна. Разве что на отдельных участках, где трафик интенсивнее, — рассуждает наш водитель.

Хорошее впечатление оставляет и новый 82-метровый мост через Днепр. В Могилеве гордятся тем, что сами изготавливали для него пролеты, ведь раньше такие работы выполняли зарубежные производители.

Еще один круг — пересечение с трассой Р93, где, по сути, заканчивается отрезок новой дороги.

— Здесь интересно выполнен поворот на Бобруйск с внешнего кольца: отдельная полоса уводит направо, то есть на круг можно не заезжать. Бывает, полосу для поворота отделяют разметкой, но здесь это сделали конструктивно. С одной стороны, удобно: разгружается перекресток. Однако есть нюанс: перед кругом водители снижают скорость — им же там нужно всем уступить. А по этой отдельной полосе они, наоборот, разгоняются. И перед выездом на Р93 висит знак «Уступить дорогу» — нужно снижать скорость. Здесь могут возникать опасные ситуации, — подмечает преподаватель.

— Вообще, это любопытно. Третий круг проезжаем на одной дороге, и в третий раз движение организовано как-то по-другому. Как при этом ориентироваться водителям? Ты увидел, как все организовано на одном перекрестке, думаешь, что точно так же все будет и на следующем, а не тут-то было, — добавляет ведущий рубрики.

Завершаем объезд Могилева по уже привычной узковатой дороге с обновленным асфальтом.

— Неожиданно, но для меня эта поездка — ностальгическая. Когда-то такой же была минская кольцевая, до того, как ее реконструировали и расширили. Но Могилеву, возможно, такое расширение и ни к чему, здесь интенсивность движения совсем другая. В некоторых местах, конечно, просятся четыре полосы (наверное, эту проблему можно решить какой-то частичной реконструкцией), но чаще всего и двух полос хватает, — подводит итог Юрий Краснов. — Было бы здорово, если бы вокруг каждого города был такой объездной путь. И водителям было бы проще, и города бы избавились от лишнего трафика.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by