Узнаваемый силуэт, установленная за задней осью оппозитная «шестерка», замок зажигания слева от рулевой колонки, славное наследие и всемирная слава! В этом году знаменитый и вечно молодой Porsche 911 отмечает 60-летний юбилей. Самое время оглянуться назад и вспомнить, с чего все начиналось.
Историю Porsche 911 принято отсчитывать с 12 сентября 1963 года, когда на автосалоне во Франкфурте публике был представлен предсерийный образец спорткара — причем под индексом 901. Задумывался он в качестве преемника модели 356, у которой было немало общего с Volkswagen Beetle, в том числе и мотор. Соответственно, требовалось поднять на новый уровень планку динамических возможностей и характеристики управляемости.
Разработка новой машины велась с конца 50-х годов. Формальное направление дизайна преемника 356-й модели задал прототип Type 754 1959 года. Его созданием занимался сын Ферри Порше и внук Фердинанда Порше (основателя компании) — Фердинанд Александр, который работал и над обликом серийного спорткара нового поколения. Заднемоторная компоновка сохранилась, цилиндры двигателя также располагались оппозитно, но теперь их было шесть вместо четырех. Мощность двухлитрового агрегата составила 130 л. с.
В продажу спорткар поступил в 1964 году, но уже под новым обозначением: французская Peugeot заявила свои права на трехзначную номенклатуру моделей с нулем посередине, так что Ферри Порше принял решение заменить первоначальный индекс 901 на 911.
Шестьдесят лет назад никто и представить не мог, что 911-й станет настоящим рыночным хитом. В мае 2017 года с конвейера завода в Цуффенхаузене сошел миллионный экземпляр модели. История успеха продолжается и по сей день: в прошлом году было произведено 40 410 спорткаров 911-го семейства, что стало рекордным показателем годового выпуска за всю историю модели. Сейчас в строю 911-й восьмого поколения (серия 992), дебют которого состоялся в 2018 году.
Так в чем же секрет успеха Porsche 911? Во-первых, конечно же, в выдержавшем испытание временем дизайне. Знакомый каждому автомобилисту на планете образ на протяжении десятков лет изменялся в эволюционном ключе — дизайнеры не отступали от канонов Фердинанда Александра Порше, нарисовавшего первое поколение легендарной модели. Стопроцентная узнаваемость!
Но на одной внешности, как известно, далеко не уедешь. Свою лепту в формирование имиджа и репутации 911-го внесло и качество: спорткар регулярно занимает высшие строчки в мировых рейтингах надежности, а более 70% всех выпущенных экземпляров до сих пор на ходу.
Наконец, важной составляющей успеха модели стала ее универсальность — разумеется, по спорткаровским меркам. Тут уместно вспомнить цитату Ферри Порше: «911 — единственный автомобиль, на котором можно участвовать в африканском ралли „Сафари“ и гонках в Ле-Мане, после чего отправиться в театр или прокатиться по улицам Нью-Йорка». Это актуально и сегодня — 911-й одинаково хорошо подходит и для покатушек на гоночном треке вроде Нюрбургринга, и для повседневной эксплуатации в городе и за его пределами.
К слову, минувшей осенью в гамме 911-го появилась модификация 911 Dakar, предназначенная для плохих дорог и проселков и вдохновленная раллийной 911 Carrera, в 1984 году победившей в марафоне «Париж — Дакар». В ее основе лежит купе 911 Carrera 4 GTS с 480-сильной «шестеркой» 3.0, но дорожный просвет был увеличен на 5 см. Подвеска имеет новые настройки и регулируемые амортизаторы, которые могут поднять «двухдверку» еще на 3 см. Тираж 911 Dakar ограничен 2500 единицами.
В Porsche постоянно совершенствовали свою легенду. Так, с переходом в 1997 году на модель серии 996 из гаммы исчезли моторы воздушного охлаждения: их заменили новыми «оппозитниками» с жидкостным охлаждением. И если самый первый 911-й со 130-сильным мотором весил 1080 кг и мог разгоняться до 210 км/ч, то показатели нынешней базовой 911 Carrera серии 992 таковы: 1,5 тонны снаряженной массы, мотор на 385 л. с., 293 км/ч максималки.
В планах Porsche — электрификация всего модельного ряда, однако 911-й станет исключением. Спорткар хоть и получит гибридную модификацию, но все же сохранит ДВС. Заменять икону электромобилем в компании пока вообще не собираются, за что поклонники модели наверняка скажут большое спасибо.
По случаю 60-летнего юбилея культового спорткара производитель подготовил спецверсию нынешнего 911-го с приставкой S/T в обозначении. Из главных особенностей машины — пакет Heritage Design с эстетикой гоночных 911-х конца 60-х — начала 70-х годов, атмосферная «шестерка» 4.0 в паре с 6-ступенчатой «механикой» с укороченными передаточными числами, а также широкое использование облегченных компонентов из углепластика. Разгон до сотни у 911 S/T занимает 3,7 секунды, максимальная скорость составляет 300 км/ч. Будет выпущено только 1963 экземпляра юбилейного купе. Стоимость соответствующая: в Германии такой 911-й обойдется минимум в 292 000 евро.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by