8335
30 декабря 2023 в 12:24
Источник: Василий Колосов. Фото: Василий Колосов

Отмечаем столетие мотоциклов BMW: репортаж из заводского музея марки в Мюнхене

Источник: Василий Колосов. Фото: Василий Колосов

В уходящем году исполнилось сто лет подразделению BMW Motorrad, без продукции которого невозможно представить баварский концерн. Особую годовщину в своей богатой истории баварцы, разумеется, без внимания не оставили, посвятив двухколесной технике специальную экспозицию, которая была организована во всемирно известном музее BMW.

Экспонаты юбилейной выставки сгруппированы по 15 тематическим зонам, в которых представлено в общей сложности более 55 мотоциклов разных эпох. Самые значимые и яркие из них — в репортаже нашего корреспондента.

Освоение BMW производства мотоциклов напрямую связано с именем инженера Макса Фрица. Чертеж первого мотоцикла BMW он завершил в декабре 1922 года, а 28 сентября 1923-го модель R32 была представлена широкой публике на мотор-шоу в Берлине. Она оснащалась двухцилиндровым четырехтактным «оппозитником» объемом 486 «кубиков» (8,5 л. с.). На тот момент R32 был одним из самых дорогих мотоциклов Германии — стоил он 2200 рейхсмарок.

В 1931 году в условиях экономического кризиса BMW вывела на рынок модель R2 с одноцилиндровым 198-кубовым двигателем (6—8 л. с.). В Германии мотоциклы с объемом менее 200 «кубиков» освобождались от уплаты налогов, также разрешалось пользоваться ими без водительского удостоверения. Это предопределило успех модели — было продано около 15 000 таких мотоциклов.

BMW R2

В 1935 году, начиная с модели R12 с двухцилиндровым мотором объемом 745 см куб. (20 л. с. и 18 л. с. у версии для вермахта), мотоциклы BMW получили телескопическую переднюю вилку.

BMW R12

А появившийся в 1947 году прототип R10 примечателен тем, что на нем использовался двухтактный «оппозитник». При объеме 120 см куб. он развивал 5 л. с., сам мотоцикл весил всего 100 кг. Впрочем, после испытаний нескольких прототипов проект R10 был закрыт, а первым запущенным в серию послевоенным мотоциклом BMW в итоге стал показанный весной 1948 года в Женеве R24. Оснащался он привычным четырехтактным двигателем (247 см куб. и 12 л. с.).

BMW R10

Мотоциклам BMW сопутствовал и спортивный успех. Довоенные достижения марки связаны с именем конструктора Рудольфа Шляйхера, разработавшего, в частности, мотор для легендарного Typ 255 Kompressor. На этом мотоцикле в 1939 году Георг Шорш Майер выиграл знаменитую гонку Tourist Trophy на острове Мэн. Оснащенный компрессором мотор объемом 492,6 см куб. на гоночном байке развивал 60 л. с.

BMW Typ 255 Kompressor

В 80-е годы с подачи BMW в моду входят туристические эндуро. В 1981 году на специально подготовленном заводском R80 G/S француз Юбер Ориоль пришел первым в зачете мотоциклов тяжелейшего ралли-рейда «Париж — Дакар». Еще раз Ориоль победит в этом марафоне в 1983 году, а в 1984 и 1985 годах кубок победителя «Париж — Дакар» достанется бельгийцу Гастону Райе. Этим триумфам BMW была посвящена спецсерия мотоциклов R80 G/S Paris-Dakar, выпускавшаяся с 1984 по 1987 год.

Украшением юбилейной экспозиции стали еще два эффектных мотоцикла — модель R5 1936 года и стилистически подражающий ей концептуальный R5 Hommage, который был представлен в 2016 году. Классический R5 получился весьма передовым мотоциклом: рама из труб овального сечения, 500-кубовый четырехтактный «оппозитник» (24 л. с.), разгонявший байк до 135 км/ч, а еще — первая у BMW 4-ступенчатая коробка с возможностью переключения передач левой ногой.

С R5 визуально перекликается и семейство круизеров R18 с большим оппозитным 91-сильным мотором объемом 1,8 л.

BMW R18

Кроме стандартного R18, подробности о котором можно узнать здесь, оно включает также модели R18 Classic, R18 Transcontinental и R18 B. Они еще лучше подготовлены для дальних путешествий благодаря ветровому стеклу, боковым кофрам и богатому оснащению.

Учитывая современные тенденции по всеобщей электрификации, BMW Motorrad активно прорабатывает соответствующую техническую базу. В недалеком будущем у BMW может появиться модель по мотивам футуристического шоу-байка Vision DC Roadster.

BMW Vision DC Roadster

В центре фрезерованной алюминиевой рамы у Vision DC Roadster располагается тяговая батарея, под которой находится электродвигатель цилиндрической формы. Для лучшего охлаждения боковые поверхности оборудованы охлаждающими ребрами и встроенными вентиляторами. Для снижения общей массы байка используется не только алюминий, но и углеродное волокно.

Напоследок отметим, что посвященная столетней истории мотоциклов BMW выставка проработает как минимум до мая 2024 года.

BMW Museum

Ну а сама «чаша» музея BMW, построенная в 1972 году и примыкающая к головному офису компании в виде «четырех цилиндров», открыта для посетителей в любое время года. Так что будете в Мюнхене — обязательно заходите! Даже если вы автомобилями и мотоциклами не интересуетесь в принципе. О наших впечатлениях от автомобильных экспонатов музея BMW мы уже рассказывали, и менее актуальными с тех пор они не стали.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by