В уходящем году исполнилось сто лет подразделению BMW Motorrad, без продукции которого невозможно представить баварский концерн. Особую годовщину в своей богатой истории баварцы, разумеется, без внимания не оставили, посвятив двухколесной технике специальную экспозицию, которая была организована во всемирно известном музее BMW.
Экспонаты юбилейной выставки сгруппированы по 15 тематическим зонам, в которых представлено в общей сложности более 55 мотоциклов разных эпох. Самые значимые и яркие из них — в репортаже нашего корреспондента.
Освоение BMW производства мотоциклов напрямую связано с именем инженера Макса Фрица. Чертеж первого мотоцикла BMW он завершил в декабре 1922 года, а 28 сентября 1923-го модель R32 была представлена широкой публике на мотор-шоу в Берлине. Она оснащалась двухцилиндровым четырехтактным «оппозитником» объемом 486 «кубиков» (8,5 л. с.). На тот момент R32 был одним из самых дорогих мотоциклов Германии — стоил он 2200 рейхсмарок.
В 1931 году в условиях экономического кризиса BMW вывела на рынок модель R2 с одноцилиндровым 198-кубовым двигателем (6—8 л. с.). В Германии мотоциклы с объемом менее 200 «кубиков» освобождались от уплаты налогов, также разрешалось пользоваться ими без водительского удостоверения. Это предопределило успех модели — было продано около 15 000 таких мотоциклов.
В 1935 году, начиная с модели R12 с двухцилиндровым мотором объемом 745 см куб. (20 л. с. и 18 л. с. у версии для вермахта), мотоциклы BMW получили телескопическую переднюю вилку.
А появившийся в 1947 году прототип R10 примечателен тем, что на нем использовался двухтактный «оппозитник». При объеме 120 см куб. он развивал 5 л. с., сам мотоцикл весил всего 100 кг. Впрочем, после испытаний нескольких прототипов проект R10 был закрыт, а первым запущенным в серию послевоенным мотоциклом BMW в итоге стал показанный весной 1948 года в Женеве R24. Оснащался он привычным четырехтактным двигателем (247 см куб. и 12 л. с.).
Мотоциклам BMW сопутствовал и спортивный успех. Довоенные достижения марки связаны с именем конструктора Рудольфа Шляйхера, разработавшего, в частности, мотор для легендарного Typ 255 Kompressor. На этом мотоцикле в 1939 году Георг Шорш Майер выиграл знаменитую гонку Tourist Trophy на острове Мэн. Оснащенный компрессором мотор объемом 492,6 см куб. на гоночном байке развивал 60 л. с.
В 80-е годы с подачи BMW в моду входят туристические эндуро. В 1981 году на специально подготовленном заводском R80 G/S француз Юбер Ориоль пришел первым в зачете мотоциклов тяжелейшего ралли-рейда «Париж — Дакар». Еще раз Ориоль победит в этом марафоне в 1983 году, а в 1984 и 1985 годах кубок победителя «Париж — Дакар» достанется бельгийцу Гастону Райе. Этим триумфам BMW была посвящена спецсерия мотоциклов R80 G/S Paris-Dakar, выпускавшаяся с 1984 по 1987 год.
Украшением юбилейной экспозиции стали еще два эффектных мотоцикла — модель R5 1936 года и стилистически подражающий ей концептуальный R5 Hommage, который был представлен в 2016 году. Классический R5 получился весьма передовым мотоциклом: рама из труб овального сечения, 500-кубовый четырехтактный «оппозитник» (24 л. с.), разгонявший байк до 135 км/ч, а еще — первая у BMW 4-ступенчатая коробка с возможностью переключения передач левой ногой.
С R5 визуально перекликается и семейство круизеров R18 с большим оппозитным 91-сильным мотором объемом 1,8 л.
Кроме стандартного R18, подробности о котором можно узнать здесь, оно включает также модели R18 Classic, R18 Transcontinental и R18 B. Они еще лучше подготовлены для дальних путешествий благодаря ветровому стеклу, боковым кофрам и богатому оснащению.
Учитывая современные тенденции по всеобщей электрификации, BMW Motorrad активно прорабатывает соответствующую техническую базу. В недалеком будущем у BMW может появиться модель по мотивам футуристического шоу-байка Vision DC Roadster.
В центре фрезерованной алюминиевой рамы у Vision DC Roadster располагается тяговая батарея, под которой находится электродвигатель цилиндрической формы. Для лучшего охлаждения боковые поверхности оборудованы охлаждающими ребрами и встроенными вентиляторами. Для снижения общей массы байка используется не только алюминий, но и углеродное волокно.
Напоследок отметим, что посвященная столетней истории мотоциклов BMW выставка проработает как минимум до мая 2024 года.
Ну а сама «чаша» музея BMW, построенная в 1972 году и примыкающая к головному офису компании в виде «четырех цилиндров», открыта для посетителей в любое время года. Так что будете в Мюнхене — обязательно заходите! Даже если вы автомобилями и мотоциклами не интересуетесь в принципе. О наших впечатлениях от автомобильных экспонатов музея BMW мы уже рассказывали, и менее актуальными с тех пор они не стали.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ga@onliner.by