«Это страна, которая покорила мое сердце», — так описывает свои впечатления от ноябрьской поездки в Словению минчанин Александр. Почему путешественник решил поделиться своей историей? Потому что считает: это направление крайне недооценено на фоне более раскрученных Исландии, Норвегии или Швейцарии. Кстати, в Словению мужчина отправился не на личном авто, предпочтя ему сервис по аренде машины на месте. Рассказываем подробности.
— Самое сложное в планировании поездки — визовый вопрос, — рассказывает Александр о подготовке к путешествию. — Цены на услуги посредников начинаются от тысячи рублей на одного человека. Поэтому мы с братом выбрали долгий, но бесплатный путь через немецкое посольство, которое как раз представляет интересы Словении в Беларуси. Подали заявку в мае, а в середине июля нам назначили подачу на сентябрь. Важный момент: ответ приходит на почту, и если вы не подтвердитесь в течение 3 суток, то регистрация сгорает.
Добираться до любой европейской страны сейчас непросто, поэтому от поездки на авто из Беларуси до страны назначения отказались, предпочли взять в аренду машину уже на месте. Почему ехать из РБ на личном автомобиле в Словению — плохая идея? Слишком большие интервалы ожидания на границах, а также масса сложностей по ходу движения.
Словения относится к тем странам, которые принимают у себя крайне мало лоукостеров. Но при этом все соседи, наоборот, активно это делают: Италия, Хорватия, Венгрия, Австрия. Мы прилетели из Вильнюса в итальянский Тревизо (Венеция), оттуда до Словении нам оставалось преодолеть небольшое расстояние примерно в 170 км. Из аэропорта можно добраться трансфером GoOpti либо железной дорогой до Триеста, а там автобусом.
О деньгах: в среднем билет на поезд обойдется где-то в 20 евро. Сам же перелет в ноябре нам удалось забронировать по 30 евро за билет в одну сторону и по 50 евро — в обратную. Добавляем трансферы до Вильнюса прямо в аэропорт по 60 рублей.
Почему Словения? Александр рассказывает: это 27-я по счету страна, в которой ему удалось побывать. Наш герой создавал автобусные туры по Европе, жил и работал в США и Великобритании.
Все дни путешествия белорусы проживали в городке Копер, расположенном на побережье. В нем находится самый крупный грузовой порт Словении. Автомобиль для передвижений по стране Александр с братом арендовали в местном сервисе. Выбрали дизельный внедорожник B-класса марки Mercedes, оборудованный АКПП.
— В горах на механической коробке вы очень замучаетесь, так как количество поворотов зашкаливает.
Дороги в стране отличного качества, удобная и простая в навигации сеть автобанов. Единая виньетка для проезда по платным дорогам уже включена, нет ограничений для выезда в соседние страны. Аренда машины — без залога кредитной карты и блокировки средств. Стоимость аренды варьируется от 60 евро за одни сутки и от 40 евро в сутки при аренде от 5 дней.
Стоимость топлива на каждой заправке отличается. На трассах она выше, в городках — ниже. В среднем литр дизеля — около 1,65 евро. Учитывайте, что расход при подъеме в горы может возрастать в несколько раз. Парковки в стране очень простые. Места с белой разметкой бесплатные, с синей — платные. Рядом находятся паркоматы, стоимость — от 0,4 до 1 евро в час.
Манера вождения у местных жителей очень спокойная и вежливая. Нам сказали, мол, если видите, как кто-то едет быстро — с большой долей вероятности это более горячие сербы или боснийцы. Отмечу, что за неделю нас ни разу не остановили, а дорожную полицию мы встретили единожды на границе с Италией. Периодически сейчас идет проверка паспортов и виз.
Какой он — автопарк Словении? В основном компактные «европейцы» 2000—2023 годов. Здесь мы не увидели ни одной китайской машины, а электрокаров очень мало.
Словения — очень маленькая и компактная страна. По площади она меньше Гродненской области, а население составляет чуть более 2 млн человек, упоминает Александр. И подробно описывает свой план экскурсий по дням:
— Надо отметить, что в Словении четыре климатические зоны, поэтому, проехав, к примеру, от побережья на север страны, вы можете получить абсолютно другую погоду. В регионах у моря даже зимнюю резину ставить не требуют, снег здесь является диковинкой, а вот в горах и суровые морозы не исключены.
По пути вдоль береговой линии в первый день нас встречали просто удивительные городки: большинство поселений Словении возникли раньше создания Рима. Прямо в сердце попал Пиран. Пожалуй, это самый красивый город Словении на море: узкие каменные улочки, венецианские окошки, крепостная стена, с которой виден итальянский берег.
Далее по ходу — пляжный и молодежный курорт Порторож, где находится основная часть отелей, бойкая набережная, масса кафешек. В Словении на пляжах практически нет песка за исключением небольших частных с завезенным песком. Но в Портороже как раз такой.
Рядом с Порторожем расположилась Изола. Красивый городок, где с древних времен отдыхали от плавания моряки. Теперь здесь огромная стоянка для катеров и яхт.
В этом же регионе расположены соляные бухты Струньяна, где выпаривается соль. Дикие местные пляжи манят «инстаграмщиков» для фантастических фото. Вдоль всего побережья Словении проходит также историческая велодорожка, которая фиксирует все на счетчиках. Говорят, летом там даже бывают пробки.
— К концу дня мы отправились обратно в регион Копера, в деревушку Marezige, которая славится виноделием. Дегустационный пункт расположен на большой возвышенности.
На второй день мы выдвинулись на озеро, изображения которого массово используются для заставки рабочих компьютерных столов во всем мире. Его название — Блед. Осмотр рекомендуется начинать с Бледского замка на огромной скале. Билет стоит 15 евро, паркинг расположен на входе.
Самый крутой вид на озеро и остров открывается с трех горных маршрутов протяженностью от 20 до 40 минут. Именно здесь, на озере Блед, черпала свое вдохновение знаменитая Агата Кристи.
Совсем рядышком находится озеро Бохинь. Оно однозначно составит конкуренцию норвежским фьордам. В конце озера скрыта еще одна жемчужина Словении — водопад Савица.
— Третий день был запланирован на горы. Очень рекомендую предварительно посмотреть погоду на горе и перевалах, проверить, открыты ли автомобильные подъемы в горы. Нами была выбрана третья по высоте гора Словении — Мангарт (2700 метров). Путь к ней завораживает, бóльшая часть маршрута лежит вдоль изумрудной горной реки Сочи. Именно через нее проходит самый большой каменный железнодорожный мост в мире с его пролетом в 85 метров. Чуть дальше можно найти еще и подвесной мост над бурлящей водой.
Подъем на гору невероятно резкий, с массой поворотов на 180 градусов. Много тоннелей и свисающих в пропасть мест, смотровых площадок. Дорога платная, но в ноябре уже несезон и парковщика не было на месте, поэтому мы поехали без оплаты. Примерно за полчаса добрались до конечной автомобильной парковки, отсюда на самую макушку идут только пешеходные тропы.
После спуска с горы отправились в сторону знаменитого перевала Вршич. Этот путь носит название «Русская дорога», так как построили его русские пленные во времена Первой мировой войны. Чуть дальше на спуск — и получаем своеобразное чудо: большой лик девушки на скалистой горе.
В конце маршрута попадаем на горнолыжный курорт Краньска-Гора (граница с Австрией). Дальше держим путь на побережье.
Четвертый экскурсионный день оказался дождливым. Поэтому поехали в самую большую пещеру в мире — она называется Постойнска-Яма. Заодно посетили Предъямский замок, Шкоцянские пещеры, конезавод Липица.
— По природной красоте Словения легко может составить конкуренцию раскрученным среди туристов европейским странам — Норвегии, Исландии и Швейцарии, — резюмирует Александр. — Может быть, здесь нет марсианских пейзажей Исландии, огромного количества фьордов Норвегии, но зато есть Альпы, пещеры, самый большой каменный железнодорожный мост в мире, изумрудная горная река Соча, 500-летний конезавод… А еще — красивое побережье с историей, замки, знаковые озера, водопады, лошади, вино и вкусная еда.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by