Аккумулятор умер… Не спешите! Возможно, его удастся «откачать» и даже продлить ему жизнь

26 441
27 января 2024 в 8:00
Автор: Иван Кришкевич. Фото: Александр Ружечка, архив Onlíner

Аккумулятор умер… Не спешите! Возможно, его удастся «откачать» и даже продлить ему жизнь

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Александр Ружечка, архив Onlíner

Морозное утро, открытые капоты, попытка «прикурить». Классика жанра: после тридесятой попытки завести двигатель садится «живой» аккумулятор. Но почему он вдруг умирает в более тепличных условиях?

По чуть-чуть — никто и не заметит!

Вы давно проверяли заряд батареи на своем автомобиле? Честно скажу, сам я давно этого не делал, а тут как раз и повод появился. Выждав несколько часов после поездки, чтобы не искажались результаты, подключаю мультиметр и вижу всего лишь чуть более 12,2 В без нагрузки. Это мало: считайте, около 50% заряда батареи (при полностью заряженной должно быть 12,6—12,7 В, вот как на машине нашего фотографа). Куда делось остальное?

Думаю, всему виной короткие поездки. От дома до офиса всего четыре километра и 15—20 минут работы двигателя даже с прогревами. Этого может элементарно не хватать, чтобы восстановить батарею: в момент запуска мотора она тратит больше, чем получает затем в ходе поездки. Вот постепенно заряд и теряется — до того момента, пока его не хватит уже для запуска двигателя.

Иной автовладелец тут же кинется покупать новый аккумулятор, более опытный или дотошный сначала попробует выяснить, в чем проблема (может быть недозаряд из-за неисправного генератора или ненадежных контактов, утечка тока, или же действительно вышел из строя сам аккумулятор).

— Да, из-за коротких поездок аккумулятор постепенно разряжается, его нужно подпитывать зарядным устройством или просто совершая длительные (хотя бы на два часа) поездки. Бывает, что батарея разряжается после очень долгой стоянки, — рассказывает Павел, имеющий богатый опыт работы автомобильным механиком. — Современные машины батарею берегут — уходят в режим сна, выключают работающие потребители, например подсветку салона, багажника. На старом автомобиле горящая лампочка может убить аккумулятор, высадив его в ноль, на современном такого не будет.

С другой стороны, у свежих автомобилей в принципе больше всяких мощных потребителей, которые создают большую нагрузку на аккумулятор. Взять те же подогревы сидений, руля, лобового стекла, которые используются в первые минуты после запуска двигателя, когда батарея и так отдала запас энергии. Современные генераторы — мощные, недозаряда в таких случаях не будет, но восстанавливать заряд аккумулятору все-таки будет сложнее.

Как зарядить?

Запускаю двигатель, снова измеряю напряжение — 14,7 В. Это выше нормы (13—14 В при выключенных мощных потребителях), что можно объяснить как раз разряженным аккумулятором, который сейчас активно заряжается от генератора. Более высокие значения свидетельствуют о неисправности генератора (реле-регулятора) и грозят выходом из строя АКБ.

Но наша проблема — наполовину разряженный аккумулятор. Как его подзарядить? Варианта два. Или совершить в ближайшее время несколько длительных, многочасовых поездок, то есть пополнить заряд при помощи штатного генератора, или же подключить зарядное устройство. Тот, кто с техникой на «ты», может использовать старые громоздкие приборы с ручными регулировками, а рядовым автолюбителям лучше посмотреть в сторону современных автоматических устройств или вовсе отдать батарею на обслуживание специалистам.

Как помочь батарее

— Современные аккумуляторы часто идут с корпусом без пробок. Это значит, что нельзя проверять и пополнять уровень электролита. А он все равно может снижаться! Если пластины оголяются, долго такая батарея не протянет. А еще современные АКБ не любят глубоких разрядов, многие их просто не переносят. Если такое случилось, я клиентам сразу говорю, чтобы иcкали новый аккумулятор, — говорит Павел.

И в самом деле, современные батареи, как правило, имеют корпус без пробок, то есть нельзя, как раньше, проверить уровень и плотность электролита, нет возможности его долить, так что аккумуляторы оправдывают характеристику «необслуживаемые». Но минимальную заботу о них проявить стоит. Прежде всего следует держать в чистоте сам корпус, а также токовыводы (обычно их ошибочно называют клеммами). Последние часто покрываются окислами, из-за чего ухудшается контакт. Окислы нужно удалять с помощью наждачной бумаги, токовыводы и клеммы следует смазывать техническим вазелином, литолом или спецсредством для защиты контактов.

Важно не допускать разрядов батареи, тем более глубоких (их особенно не любят кальциевые аккумуляторы), так что стоит периодически проверять напряжение. Если батарея быстро разряжается, имеет смысл проверить работу генератора (снять напряжение с выхода на массу и силовой провод), электрическую цепь. Также причиной разряда могут быть утечки в бортовой сети. При длительных простоях (например, месяц и больше) аккумулятор рекомендуется отключать или даже переносить в теплое и сухое помещение. При длительном хранении батарею также следует очистить от загрязнений, убедиться в том, что она заряжена. Не стоит держать ее в жилой комнате.

Как завести двигатель сейчас?

Многие автолюбители сталкиваются с проблемой разряженного или вышедшего из строя аккумулятора при безуспешной попытке завести двигатель. Они готовы решать проблему, но для начала надо бы оживить машину. Даже слабая батарея позволяет ездить на автомобиле, однако холодный пуск ей уже не под силу. Вот бы немного ей помочь — и можно еще поездить.

Сейчас в продаже есть специальные компактные пусковые устройства, своего рода пауэрбанки для автомобильной батареи. В свое время мы протестировали такие приборы и убедились в том, что они способны помочь при слабом аккумуляторе, но вряд ли сотворят чудо при полностью убитой батарее.

Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
ёмкость встроенного аккумулятора: 11100 мА·ч, максимальный пусковой ток: 250 А, масса: 0.41 кг
ёмкость встроенного аккумулятора: 10000 мА·ч, максимальный пусковой ток: 500 А

И остается еще старый дедовский метод — «прикурить» от другого автомобиля. Для этого нужны подходящие провода — с большим сечением и правильным креплением к «крокодилам» (в идеале они должны быть не только обжаты, но и припаяны). Также важно соблюдать правила «прикуривания», так как их нарушение чревато повреждением электрооборудования (в первую очередь автомобиля-донора).

Начнем с того, что батарея автомобиля-донора должна быть сопоставима или быть больше по емкости и пусковому току, чем разряженная батарея. Ну или тип двигателя или его объем должны быть близкими или бóльшими, чем у «прикуриваемой» машины. Иначе говоря, не стоит пытаться запустить 3,0-литровый дизель при помощи 1,0-литровой бензиновой малолитражки. «Прикуриваемый» автомобиль не должен иметь явных неисправностей по электрической части (прежде всего имеем в виду генератор и стартер), а также аккумулятор со следами вздутия или разрушения корпуса, с подозрением на короткое замыкание в одной из банок.

При подключении проводов зажигание в обеих машинах должно быть выключено. Важно убедиться, что полярность не перепутана, провода не касаются движущихся частей (приводных ремней, вентилятора) и надежно закреплены с помощью «крокодилов». Порядок подсоединения следующий: сначала «плюсовой» провод от севшей батареи к «донору», затем — «минусовой», причем на подзаряжаемом автомобиле его можно прикрепить не напрямую к токовыводу АКБ, а к блоку двигателя или, например, к его монтажной проушине.

Далее нужно подождать несколько минут и попробовать завести двигатель машины с севшим аккумулятором. Двигатель на «доноре» в этот момент должен быть выключен. Если есть опасения по поводу разряда батареи у него, заводить можно между попытками пуска «реципиента». Провода отсоединяем в обратном порядке.

Спросили у специалиста

На тему эксплуатации автомобильного аккумулятора мы дополнительно задали вопросы начальнику отдела послепродажного обслуживания «Первой аккумуляторной компании» Глебу Батовкину.

— Как определить, что АКБ нуждается в зарядке?

— Как только видите значок аккумулятора на экране, берите зарядное устройство и подключайте его к АКБ. Дополнительно вы можете определить снижение заряда по замедленному пуску: стартер уже не крутит коленвал с прежней скоростью, что говорит о потере качеств батареи. Хорошим маркером является падение плотности электролита. Чтобы ее определить, необходим ареометр. Для нашего региона нормальным уровнем считается 1,27—1,28 г/см³. Видите значение ниже — ставьте на зарядку.

Также вы можете заметить, что, к примеру, фары стали светить не так ярко или музыка играет тише, то есть электроника в автомобиле начала отзываться с трудом и хуже работать. Но если вы замечаете эти признаки и при этом знаете, что и саму батарею ставили достаточно давно (более пяти лет назад), то вполне вероятно, что наступил закономерный износ устройства, и подзарядкой мало что решишь. Более надежным вариантом будет просто отдать АКБ в утилизацию и купить новую.

емкость 77 А·ч, пусковой ток 750 А (EN), полярность: обратная, 278×175×190 мм, 19.15 кг
емкость 100 А·ч, пусковой ток 850 А (EN), полярность: обратная, 354×175×190 мм, 22.75 кг
емкость 75 А·ч, пусковой ток 750 А (EN), полярность: обратная, 278×175×190 мм, 19.8 кг

— Как проверить заряд АКБ?

— На самом деле большинство современных машин оснащаются бортовым компьютером, который дает водителю необходимую информацию о состоянии той или иной детали. Если вы хотите удостовериться в исправности вашей батареи, возьмите мультиметр или вольтметр. Исправный, в рабочем состоянии и полностью заряженный аккумулятор покажет на тесте напряжение выше 12,6 В. Если цифра меньше, подключите зарядное и подзарядите батарею. А вот если вы получили значение 11,9 В или ниже, значит, аккумулятор уже находится в состоянии глубокого разряда. В таком случае подзарядку нужно провести максимально быстро.

— Какой средний срок службы АКБ, от чего он зависит?

— Обычно производители называют 3—5 лет в зависимости от технологии изготовления. Батареи AGM, GEL, как правило, могут проработать и до 10 лет. Многие современные модели производятся как раз с учетом высоких нагрузок: они должны справляться с частыми запусками в пробках, моментально реагировать на старт после стоянки на светофоре. Если вы решили остановиться и заглушить двигатель, как раз аккумулятор будет поддерживать работоспособность вашей аудиосистемы, фар, внутреннего освещения, кондиционера и так далее.

То, как долго вы сможете ездить без замены батареи, во многом зависит даже не от качества сборки, хотя это, безусловно, важный критерий. Очень многое зависит от самого водителя: какое зарядное устройство он подключает, как долго АКБ простаивает полностью разряженная. Считается, что морозы сильно снижают заряд аккумулятора. С одной стороны, это верно, так как если оставить машину, особенно с полуразряженной АКБ, ночевать на улице зимой, есть вероятность, что утром она не заведется. А если допускать такую ситуацию многократно, то емкость батареи снизится.

— Как продлить срок службы АКБ? Нужно ли обслуживать современную батарею?

— В целом современные модели отличаются от своих предшественниц необходимостью самого минимального вмешательства. Что водителю важно помнить, так это то, что любой аккумулятор не стоит разряжать и оставлять в таком состоянии. То есть после короткой поездки по городу желательно дать мотору поработать еще, чтобы генератор успел зарядить АКБ.

Если вы хотите продлить срок службы своей батареи, возьмите себе за правило следить за зарядом; если ставите зимой машину на прикол, каждые 2—3 месяца подзаряжайте аккумулятор. И самое главное, после поездки не забывайте отключать всю электронику в автомобиле.

емкость 75 А·ч, пусковой ток 750 А (EN), полярность: обратная, 278×175×190 мм, 17.8 кг
емкость 72 А·ч, пусковой ток 720 А (EN), полярность: обратная, 278×175×175 мм, 16.61 кг

— При каких показателях/неисправностях батарею можно считать вышедшей из строя?

— Конечно, самые очевидные признаки того, что аккумулятор нужно менять, это механические повреждения, утечка электролита. Все это видно и невооруженным глазом, хотя случается не так часто, ведь корпус находится под надежной защитой внутри автомобиля. Однако для своевременного реагирования водителю стоит уметь различать и сигналы своей машины.

Обычно неисправной батарея считается в тех случаях, когда она уже не может долго держать заряд, то есть интервал между подзарядками катастрофически маленький (например, 1—3 дня). Или если АКБ даже не принимает заряд: вы подключили аккумулятор к зарядному устройству, он стоит сутки, а проверка мультиметром все равно показывает разряженность.

Кроме этого, если вы замечаете, что машина теперь еле-еле заводится даже с 10-й попытки, то, скорее всего, вам предстоит поход за новой батареей. Аккумулятор в таком состоянии считается неисправным, ведь он уже не может выполнять свои функции.

Другие автомобильные лайфхаки в рубрике Onlíner

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by