ВелоПетрович

Велосипед зимой: безумие или нормальный способ поддерживать форму?

23 526
05 февраля 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
ВелоПетрович

Велосипед зимой: безумие или нормальный способ поддерживать форму?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Многие потому зиму и не любят, что не пойми чем заняться. Велосипед — вроде как не вариант. Лыжи — ну здорово, когда все в снегу будто из детской сказки, но ведь куда чаще «каля нуля» с грязной жижей впридачу. По этой же причине неприятно бегать, а тренажерка — это в любом случае статика. Погодите-ка, что-то слишком быстро отбросили велосипед. Как вам мнение, что зимой на велосипеде можно ездить и даже получать от этого удовольствие? И для этого даже не обязательно приобретать трактороподобный фэтбайк, а достаточно сделать всего один нетрудный апгрейд вашего базового велика. Мы устали от зимы и поехали крутить педали и месить снег — поверьте, это классно!

Исходные данные

В городе соль. В городе не всегда есть снег, но всю зиму есть соль, которая ест обувь и кузов автомобиля. Соль должна растопить лед, но это не всегда работает.

Две главные проблемы зимнего катания на велосипеде — гололедица и снежные заносы, сугробы. Правила дорожного движения запрещают двигаться на велосипеде в снегопад и гололедицу, это же подсказывает и здравый смысл, но кто ж заранее разберет, что ждет впереди. Уж если выбираете этот вид активности, нужно с этим как-то справляться, нужно, чтобы с этим как-то справлялся велосипед. Не всегда есть возможность обзавестись чисто зимней моделью: это дополнительные траты, еще и место ему поди найди — неудобно.

Наша идея в том, что многие велосипеды, в том числе, возможно, и ваш самый обычный горник, способны сносно вести себя на зимней дороге. Возможно, с некоторыми несложными дополнениями.

Мы уезжаем из города с его хорошо расчищенными тротуарами туда, где край проезжей части иногда можно определить лишь по специальным столбикам, туда, где туман льется с неба будто парное молоко из стакана. Какой там горизонт, если за пределами вытянутой руки уже ничего не видно — белым-бело, куда ни глянь. При этом снегопада нет, как нет и гололедицы, — лишь снег толстенным покрывалом, а уж что под ним — узнаешь по сносу заднего колеса.

Обкатаем три велосипеда, как три философии зимнего катания. Первый вариант: велосипед со злой резиной в 2,2 дюйма. Ничего, в принципе, особенного, это примерно то, что в базе установлено на вашем горнике. Но у нас гравел, и резину мы переставили (в стоке была более дорожная, узкая, зато накатистая).

Вариант номер два: тот самый обыкновенный МТB, велосипед массовый и всеми любимый, если судить по тому, на чем катаются по городу в сезон. Изменение одно, но принципиальное: установили шипованную резину. Если видели такую на автомобилях, хорошо представляете суть: в резиновый протектор внедрены металлические шипы, не острые, но цепкие, по 402 шипа на покрышку — ультимативный вариант.

Третий велосипед — «пухлячок», то есть фэтбайк. На самом деле полуфэт — с резиной шириной 3 дюйма (на полноразмерных фэтах устанавливают покрышки в 4 дюйма, то есть на 2,5 см шире). Полноценный фэтбайк — велосипед крайне неуниверсальный, тот самый чисто зимний вариант, которого мы пока решили сторониться. А полуфэт, еще и со складной рамой, — вполне себе круглогодичный вариант. В теории не самый накатистый на асфальте, зато ширина покрышки должна чудесно отрабатывать неровности, включая городские бордюры. И не нужно никакой дополнительной амортизации.

Ширина покрышки или шипы — что решает зимой? Или все это хитрости маркетологов, и с сугробами справимся на хорошей, но все же базовой внедорожной резине? Оставим выводы на потом, давайте прокатимся!

Базовый вариант — внедорожная резина

Тяготея к шоссейному велосипеду, мы выбрали не MTB, а гравел. Хорошо знакомый нам Borant Phantom белорусского бренда. Прежде мы не раз обкатывали первое поколение этой модели — быстрое, накатистое, все как надо. Обновленный «Фантом» адаптирован для дальних поездок и даже велотуризма, появились бонки для крепления дорожных сумок. У нас же не вполне стоковый вариант: к примеру, получили среднепрофильные карбоновые Zipp, на которые установили внедорожную резину от Continental шириной 2,2 дюйма. Zipp — как хотите, а вот пару широких покрышек на зиму увлеченный велосипедист наверняка сможет себе позволить. Вот чем хорош гравел: хочешь — оставь вседорожные покрышки, хочешь — используй слики для шоссейных заездов или даже грязевую резину — для неизведанных троп и зимних покатушек. Для понимания: на шоссейник или какой-нибудь гибрид такая резина не станет, зазоров не хватит.

28", рама L, гравел, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 11 скор. (1х11), переключатели: задний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 8.6 кг
Нет в наличии
28", рама L, гравел, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 11 скор. (1х11), переключатели: задний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 8.6 кг
Нет в наличии
28", рама L, гравел, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 11 скор. (1х11), переключатели: задний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 8.6 кг
Нет в наличии

Но резина не шипованная, а 2,2 дюйма — примерная история массового MTB (посмотрите, что у вас на горнике). Ну и каково на этом ехать по сугробам? Мы попробовали.

Первые 20 минут — очень трудно. Причем не понятно, вопрос в резине, в самой затее или сказывается агрессивная посадка, когда корпус заметно смещен вперед и заднему колесу не хватает догруженности. В результате колесо на снегу так и норовит сбежать куда-то в сторону при малейшем неосторожном движении. Поездка больше похожа на работу на эллипсоиде, когда плечевой пояс загружается больше ног: ты больше держишь велосипед, чем едешь. Рывок, набор скорости, и вроде катишься по зыбкой, уходящей из под колес поверхности. Потом переднее колесо утыкается в рытвину, темп теряется, заднее колесо начинает буксовать и вырываться то влево, то вправо. Попытка рестарта, 30 секунд, и все повторяется. Пульс за 180. Плохо.

Возникает версия, что обычная резина, пусть и с неплохим протектором, не «переварит» зиму. В городе, где тротуары чистые, а лед видно заранее, — может быть, но на заметенном покрытии — никак. Легкая передышка, еще рестарт. И покатило — спустя полчаса. Что называется, поймал ритм, понял, чего хочет велосипед, и перестал с ним бороться. Снос. Хорошо, друг, поехали по другой траектории. Еще снос. Что ж тебе неймется? Ну ладно, будь по-твоему. Плечи расслабились, ноги включились — едем. Голова соображает, что траектория в повороте должна быть образцово простой, без заваливания, что при сносе не нужно сразу бить в педаль, а лучше дождаться, когда колесо зацепится хоть за что-то. И оно работает. На базовой резине, равной по ширине покрышкам массового горного велосипеда, можно ехать по нечищенной зимней дороге: это непросто, но тело быстро адаптируется к условиям.

На базовой даже грязевой резине зимой ездить сложно. Но возможно. Многое зависит от особенностей дороги.

Чудеса бывают, но не требуйте от велосипеда невозможного. Резина шириной 2,2 дюйма плохо справляется с сугробами — закапывается. Если не хватает динамики для движения вперед даже стоя на педалях — спрыгивайте. Вираж зимой — точно не вариант, поэтому повороты лучше проходить максимально прямо, тянитесь макушкой к небу. Если под снегом окажется лед (даже в небольшом количестве), колесо уйдет в снос, и это чревато падением. Контактные педали дают больший потенциал за счет эффективности, но и создают дополнительные риски. И начинайте очень легко, к снегу нужно привыкнуть.

Но в целом это кайф, пусть даже труднопредсказуемый и негарантированный.

«Толстяку» все ни по чем?

Зимой хочется фэтбайк, но в течение остальных девяти месяцев не вполне понятно, что с ним делать и где его хранить. Поэтому мы искали компромисс и нашли Shulz Easy Fat — складной велосипед на покрышках диаметром 3 дюйма (7,6 см), полуфэт, который в сложенном состоянии помещается в багажник автомобиля, а это вполне себе заметный плюс. К примеру, как транспортировать полноразмерный байк в машине даже с велобагажником на крыше, решительно не понятно, а тут — никаких проблем.

24", городской, алюминий, складная рама, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 7 скор. (1х7), переключатели: задний Shimano, тормоз дисковый механический, вес 15.8 кг

У человека, который хочет кататься на велосипеде зимой, есть два варианта: бить в увеличение сечения резины или в ее цепкость. На шипах летом особо не покатаешься, а на широкой резине — вполне. На трехдюймовке так и вовсе это не будет казаться странным: ну чуть шире, чем в обычном горнике, что здесь такого. Слышали гул, когда по велодорожке проезжает горник? Ребята на шоссейниках всегда кривятся. Так звучит компромисс.

Но зима — время реванша. Шоссейники попрятались по красным уголкам, а 3 дюйма на снегу — это аргумент. Как оказалось, неплохой: обошлось без адаптации, поехалось сразу и вполне уверенно.

С этими раскладушками странная история. У них более прямая посадка даже по сравнению с МТВ, не говоря уже про шоссейник и гравел. Допустим, в сезон можно кривить нос: посадка как на дедовском велосипеде — это на любителя, для тех, кто не любит гнуть спину. Но зимой вот эта «табуретка» оказывается на удивление эффективной: заднее колесо загружено как надо, тяга есть, широкая покрышка держит. По памяти не кладем поворот — и кажется, что зимнее катание не имеет ничего общего с экстримом: едешь и едешь, физкультура для всех и каждого.

У полноразмерного фэтбайка резина будет шире аж на дюйм — эффект, по идее, должен быть еще сильнее. С другой стороны, посадка там как на горнике, то есть сидишь с бóльшим акцентом на переднее колесо, что может создавать обратный эффект. Впрочем, мы договорились не сравнивать чисто зимний велосипед с плюс-минус универсальным. Если есть где хранить фэтбайк — можно попробовать и его, а если нужно выбрать один велик на все случаи жизни, такой полуфэт — вполне себе заявка для тех, кто хотел бы сохранять активность вне зависимости от поры года.

Главный вопрос: позволяет ли ширина резины компенсировать все риски зимней дороги? Нет, на гололедице колесо уходит в сторону вне зависимости от того, сколько дюймов в охвате ваша резина. А вот по сугробу широкая покрышка гребет лучше.

Велосипед на широкой резине может быть вариантом на зиму, только сверх меры лучше не рисковать. Ширина покрышки не творит чудес на скользком покрытии. А слишком широкая приводит еще и к тому, что велосипед становится трудно использовать летом (полноценный фэтбайк по асфальту едет откровенно так себе, покрышка изнашивается, а все преимущества превращаются в излишества. Еще и вес — mamma mia!). А полуфэт — интересный вариант, который мы проверили и заапрувили в зимних условиях.

Восемьсот шипов решают?

Третий вариант, если разобраться, самый простой — поменять резину на базовом велосипеде (если позволяет рама). Шипованную покрышку можно найти на все ходовые размеры обода, включая 26, 27,5, 28 и 29 дюймов. Конечно, в последние пару лет сделать это стало сложнее, но уж если задумали кататься зимой, то наверняка готовы к трудностям, правда?

У нас в распоряжении оказался велосипед с действительно зимней резиной с восемьюстами шипами на оба колеса — что-то более подходящее трудно себе представить. При этом ширина — 2,25 дюйма — не слишком отличается от того, что у нас было на гравеле. Объективный тест: держат ли шипы?

29", рама 23", горный, кросс-кантри, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano/передний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 14.3 кг
Нет в наличии
29", рама M, горный, кросс-кантри, углепластик (карбон), вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 12 скор. (1х12), переключатели: задний SRAM X01 Eagle, тормоз дисковый гидравлический
Нет в наличии
28", рама XXL, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 24 скор. (2х12), переключатели: задний Shimano Ultegra/передний Shimano Ultegra, тормоз дисковый гидравлический
Нет в наличии

Держат. Еще как держат!

Рывок с восьми сотен шипов дается по снегу так, будто никакого снега и вовсе нет. То есть чувствуется, что покрытие сложное, что где-то колесо хочет сойти с траектории, но задача не выглядит трудной. Ты проедешь, может быть, не так резво, как по асфальту в летний день, но проедешь. Если гонял по неглубокой грязи или заросшему полю, то и вовсе не будет сюрпризов.

При этом в велосипеде, кроме резины, не менялось ничего: те же передачи, та же посадка, примерно то же обслуживание. Это и есть универсальный вариант: велик один, меняешь только покрышки — «зима» или «лето».

Самое главное — шипы держат на льду. Укладывать вираж все равно подсознательно не хочется, но резина не пробуксовывает, когда под слоем снега оказывается скользкое покрытие. По сугробу колеса гребут. Было бы больше ширины, гребли бы эффективнее, но шипы вгрызаются в поверхность куда лучше, чем «голая» резина, пусть и большей ширины.

Если говорить об относительно уверенном зимнем катании, когда можно надеяться на велосипед и не ждать сюрпризов при выходе из поворота, шипы — это must have. На фоне альтернатив пара зимней резины не выглядит чем-то чрезмерным. Она дешевле еще одного велосипеда и занимает куда меньше пространства.

Безусловно, шипованная резина — выход для тех, кто допускает возможность зимних покатушек. Причем шипы не добавляют объема: если есть модель, которая проходит на вашу раму, — все будет хорошо. Ничто не мешает на тот же гравел поставить шиповку шириной 2,25 дюйма и влупить на нем по заснеженной дороге на высоком пульсе — чем не гонка?

27.5", рама 20", горный/фэт-байк, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 8 скор. (1х8), переключатели: задний Shimano Altus, тормоз дисковый гидравлический, вес 14.2 кг
26", фэт-байк, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 27 скор. (3х9), тормоз дисковый гидравлический, вес 21 кг

В общем

  • Кататься на велосипеде зимой можно, если осторожно.
  • Заложить вираж, не зная дороги, — всегда плохая идея. Везде может быть лед, уход колеса в снос грозит падением с непредсказуемыми последствиями.
  • Выбор резины решает — все как и в автомобиле.
  • Шипы зимой работают лучше, чем ширина резины. Широкая покрышка хорошо гребет по сугробу, шипы дают уверенность еще и на льду. Если не сможешь ехать по сугробу — пойдешь пешком. Поскользнешься на льду — грохнешься на полном ходу, а это опаснее.
  • Велосипед, который используется зимой, нужно непременно обслуживать после каждой поездки. Отмыть от соли, высушить, заново промазать цепь — это базовый минимум. Плюс учащенный контроль состояния втулок, рулевой колонки, педалей.
  • Иногда недостаточную ширину покрышки можно компенсировать давлением в шине. Нетрудно даже в дорожных условиях стравить давление, спустить покрышку до разумного минимума. Грести будет лучше.
  • Чтобы не испортить зимнюю покатушку, нужно одеваться по погоде. Утепление под шлем, минимум три слоя на себя, включая хороший флис и непродуваемую и непромокаемую мембрану наверх. Не стесняйтесь надевать подштанники и теплые носки — скажете нам с мамой спасибо. Вместо фляги с водой можно брать термос с чаем: на морозе это кайф.
  • Не рискуйте здоровьем, отправляясь в зимнюю велопоездку. Велосипед — это про удовольствие и пользу для здоровья. Но главное, не переборщить.
спортивный, назначение: езда на велосипеде/катание на роликах/катание на скейтборде, размер: L
спортивный, назначение: езда на велосипеде/катание на роликах/катание на скейтборде
закрытый (fullface), назначение: езда на велосипеде, размер: S/M

Благодарим магазин Borant и магазин Veloman за помощь в организации репортажа.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by