В феврале Литва приняла решение закрыть два пограничных пункта (из работающих четырех) на границе с Беларусью: «Котловка — Лаворишки» и «Привалка — Райгардас». Казахстан вновь разрешил белорусам осуществлять международные перевозки грузов из третьих стран по своей территории после процедур перецепки или перегрузки, а еще нашим перевозчикам открыли возможность ездить в Кыргызстан без разрешений.
«Литовские пограничные пункты практически весь прошлый год оставались самыми загруженными на белорусско-европейской границе. И следует ожидать, что с закрытием двух из них возрастет нагрузка на оставшиеся. Соответственно, еще больше вырастут очереди. Скорее всего, вслед за ними вырастут и цены на перевозки», — говорит директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко.
Однако, по словам эксперта, за прошлый год перевозчики уже успели адаптироваться под подобные условия. Грузопоток повернулся в сторону Азии. В 2023 году через восточную часть белорусской границы было перемещено втрое больше грузов, чем через западную. И эта тенденция продолжает набирать рост.
Несмотря на полученные разрешения, белорусам нужно иметь при себе соответствующий допуск, выданный на доставку грузов в Казахстан первому перевозчику, у которого перегрузили или перецепили груз.
«Несмотря на бюрократические нюансы, это хорошие новости. Перевозки с Казахстаном составляют существенный объем рынка для белорусов, это чуть ли не единственная возможность работать с европейским товаром. Кроме того, через Казахстан пролегает ряд популярных транзитных маршрутов. Правда, учитывая опыт взаимоотношений с этой страной в прошлом году, разрешение на указанную работу может внезапно отмениться», — комментирует Татьяна Солдатенко.
«Договоренности с Кыргызстаном упростят для нас проезд в Азию в целом, а для них — путь в Европу. Безразрешительный порядок не только избавляет от лишних бюрократических процедур, но и значительно удешевляет перевозки. Особенно это ощутимо, когда маршрут проходит через несколько стран, ведь в таком случае платить за разрешение на проезд нужно по каждой из них», — отмечает эксперт.
«На подходе безразрешительный порядок перевозок и с Ираном (соответствующее соглашение уже подписано). Переговоры по введению „безвизового“ режима в перевозках ведутся с Арменией, Узбекистаном, Таджикистаном и Сирией. На недавнем заседании Евразийского межправительственного совета белорусская сторона высказалась по поводу того, что переходить на безразрешительную систему международных автоперевозок грузов нужно всем государствам ЕАЭС», — добавила Татьяна Солдатенко.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро