«Однажды покупатель просил на Porsche батарею за 120 рублей». Какие аккумуляторы сейчас продают в Беларуси

28 404
07 марта 2024 в 8:00
Автор: Иван Кришкевич. Фото: Анна Иванова

«Однажды покупатель просил на Porsche батарею за 120 рублей». Какие аккумуляторы сейчас продают в Беларуси

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Анна Иванова

На смену новым европейским автомобилям пришли китайские. А что происходит на рынке аккумуляторов? Какие бренды ушли, какие остались, как к этому относятся белорусы и сколько теперь они вынуждены платить за ходовые варианты? Расспросили специалистов в этой области.

Все привязано к морозам

Можно ли говорить о том, что мы находимся в конце сезона продаж аккумуляторов? Есть ли вообще понятие «сезона» в этой сфере?

— На самом деле можно говорить про сезонность продаж аккумуляторов на легковые автомобили и про сезонность B2B, когда мы работаем с предприятиями промышленного и агропромышленного комплекса, — объясняет Алексей Матузко, начальник отдела оптовых продаж «Первой аккумуляторной компании». — У нас традиционно сезоном принято называть пору зимних холодов. Он стартует, когда начинаются первые заморозки — соответственно, когда АКБ начинают подводить. Это происходит примерно с середины или конца сентября и до января-февраля, в зависимости от погодных условий.

Обычно бывает так, что первые морозы проходят до Нового года, потом продолжаются в январе-феврале. Но эти морозы уже не настолько сильные, чтобы аккумуляторы снова подвергались массовой замене.

В этом году сезон немного продлился за счет морозных дней в январе. Обычно все заканчивается в декабре. Январь-февраль — это зимние месяцы, но они не характерны для больших продаж аккумуляторов. Теперь пик прошел, дальше мы готовимся к сезону работы с предприятиями.

— Покупка аккумулятора в этот сезонный период — спонтанная? Ведь она часто вызвана внезапным отказом техники. 

— С одной стороны, если человек утром в мороз не может завести машину, ему важно решить эту проблему. До кого он первого дозванивается, кто предлагает решение проблемы (например, доставку батареи), у того АКБ и покупается. Но если мороз еще несильный и батарея только начинает подавать признаки скорого выхода из строя, то у владельца есть время сравнить разные варианты, выбрать по брендам и ценам.

— Добавлю, что это находит прямое отражение и на конверсии на сайте, — вступает в разговор Кристина Климович, заместитель директора по маркетингу «Первой аккумуляторной компании». — В первые морозы конверсия выше, просмотр страницы переходит в звонок, потому что у человека нет выбора. А когда у него есть время, то он присматривается, сравнивает, ищет, смотрит видео и так далее.

Без европейских «грандов»?

— Давайте поговорим о том, как изменилась ситуация на рынке аккумуляторов с точки зрения присутствия брендов. Какие-то из них наверняка ушли, но ведь какие-то остались?

— Действительно, рынок меняется, — говорит Алексей. — Человек, который покупает аккумулятор не так часто, мог бы потеряться в том обилии брендов, что есть сейчас, и ему было бы сложно разобраться, что есть что.

Почти полностью ушли такие производители, как Varta, Bosch, Exide. Почему говорю «почти»? Потому что у разных продавцов имеются какие-то остатки. Если вы обратите внимание, то в обычных магазинах такие батареи уже несильно представлены. На полке может быть одна-две позиции, которые еще не продались (или неходовых размеров, например с «азиатским» корпусом, или дорогие и старые). Также ушли многие японские производители аккумуляторов, такие как Yuasa, например.

емкость 60 А·ч, пусковой ток 540 А (EN), полярность: обратная, 242×175×190 мм
Выбор покупателей
емкость 74 А·ч, пусковой ток 750 А (EN), полярность: обратная, 278×175×175 мм

Еще к вопросу, как менялся рынок. Ушли не только марки, но и сами продавцы — небольшие специализированные компании, имеющие один онлайн-магазин или несколько торговых точек. И потребители столкнулись с проблемой гарантийного обслуживания: сейчас они не могут ни к кому обратиться. Мы говорим именно про те марки, которые ввозились в небольших объемах и у которых не осталось в нашей стране других представителей.

Но одновременно с этим ряд брендов, представленных на рынке, остался. Это аккумуляторы белорусского производства (бренд Zubr и вся его линейка, а также марки Volat и Master Batteries), российского (Forse, АКОМ), казахстанского (Kainar), турецкого (Mutlu).

— При этом есть премиальные марки с европейского рынка, которые до сих пор имеются в продаже. Например, Topla, которая производится в Словении, — дополняет Кристина.

— Как покупатели отреагировали на то, что с рынка ушли европейские «гранды»?

— Сначала было видно, что люди продолжают искать то, к чему привыкли. Но сейчас уже нет массового спроса на старые известные бренды, покупатели перестраиваются, — утверждает Алексей. — Продавцы аккумуляторов ведь тоже занимаются рекламой, проведением маркетинговых мероприятий, обеспечивают сервисное, гарантийное обслуживание. Рынок перестраивается на новые бренды.

Выбор покупателей
емкость 75 А·ч, пусковой ток 720 А (EN), полярность: обратная, 278×175×175 мм
емкость 75 А·ч, пусковой ток 820 А (EN), полярность: прямая, 277×175×190 мм, 19.5 кг

— Добавлю, что те же Varta, Bosch и Exide не имели такую уж большую долю продаж, — замечает Кристина. — Безусловно, они стояли во многих европейских автомобилях, и была определенная категория владельцев, которые хотели купить именно аккумуляторы этих марок. То есть да, был определенный сегмент, но это была не массовая история.

Цена вопроса

— А на что вообще обращают внимание покупатели при выборе АКБ?

— Это по-прежнему соотношение цена-качество, — говорит Алексей. — Есть люди, которые отдают предпочтение среднеценовому сегменту, где этот баланс как раз хорошо выверен. Это бóльшая часть покупателей, которые сейчас берут белорусские, российские казахстанские, турецкие аккумуляторы.

Есть люди, которые готовы переплатить за известный бренд, понимая, что они покупают не только качественную батарею, но и своего рода чувство безопасности. Они знают, что это за производитель, доверяют его сервисному обслуживанию.

Ну и есть определенный сегмент покупателей, которые берут аккумуляторы для автомобилей, выставляемых на продажу. Там чаще всего покупаются самые бюджетные батареи.

— Кстати, как раз была одна история. Как-то к нам обратился покупатель, которому был нужен аккумулятор на Porsche 911 Carrera 2015 года. Мы начали ему предлагать соответствующие варианты, а он спросил, что у нас есть за 120 рублей. Еще удивился, что мы б/у батареи не продаем. Очевидно, машина готовилась к продаже, поэтому аккумулятор должен был быть самый дешевый, — вспоминает Кристина.

— У меня тоже есть похожая история. Позвонил покупатель, хотел взять самый бюджетный аккумулятор. Мы ему попытались объяснить, что автомобиль просто не примет эту батарею, а он нам говорит: «Вы не понимаете. У меня есть старый аккумулятор с наклейкой Porsche, я куплю у вас батарею в черном корпусе, автомобиль продам, а тот оставлю», — рассказал про свой случай Алексей.

— А что со стоимостью? Кажется, в сравнении с декабрем 2022-го, когда мы изучали рынок аккумуляторов, уровень цен сильно не изменился. 

— Нет, особо не изменился. Как раз таки из-за того, что немного трансформировался рынок. Европейские производители ушли, но если бы они остались, их продукция стала бы стоить дороже. А так как бóльшая часть товара поставляется с рынка СНГ, Китая и Турции, где не такая дорогая логистика и нет дополнительных ограничений, ценовой уровень, соответственно, примерно такой же, как в 2022 году.

емкость 75 А·ч, пусковой ток 690 А (EN), полярность: обратная, 278×175×190 мм, 18.9 кг
емкость 77 А·ч, пусковой ток 750 А (EN), полярность: обратная, 278×175×190 мм, 19.15 кг

Если мы возьмем стандартную батарею на 60 А·ч, в среднем она будет стоить от 250 до 300 рублей. Хороший вариант с нормальными показателями, который будет работать без всяких неприятных сюрпризов. А если возьмем стандартный «дизельный» вариант на 75 А·ч, он обойдется в 270—350 рублей.

Если мы берем не старый простой автомобиль, а современный, с большим числом электропотребителей и системой Start-stop, то там ставится батарея с такой же емкостью, но, скажем, AGM. В итоге за счет более сложной и дорогой технологии ее стоимость будет выше примерно в два раза.

— Некоторых автовладельцев это не устраивает, и они пытаются ставить обычные батареи вместо AGM…

— В этом случае аккумулятор прослужит не так долго, как могла бы прослужить AGM-батарея. Производитель не зря дает рекомендацию по использованию тех или иных деталей. И если он предписывает установку аккумулятора EFB или AGM, такая батарея и должна ставиться.

Здесь учитывается и количество электропотребителей, и то, какими системами автомобиль оснащен. Если есть Webasto, Start-stop, это дает дополнительную нагрузку на аккумулятор. Обычный кислотный не будет успевать заряжаться, будет высаживаться. В итоге произойдет процесс сульфатации, пластины осыплются. А вот AGM-аккумулятору это не грозит: он быстрее заряжается, у него не испаряется электролит, он служит дольше.

— Полагаю, типичный вопрос покупателя: в чем разница между дешевыми и дорогими батареями?

— Здесь комплекс причин: это и маркетинг, и технологии. Батареи, которые стоят дешевле, обычно легче. Производители могут использовать в них меньше свинца. Есть разные технологии производства решеток, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки.

— Ну вот какая разница человеку, у которого обычный автомобиль без Start-stop, как сделана решетка и чем она покрыта?

— А от этого зависит ресурс всей батареи. Технология производства Punch подразумевает, что все процессы разрушения пластины будут происходить более медленно. Но сам процесс производства дороже, что сказывается на цене батареи.

Как насчет ресурса?

— Еще один любимый вопрос автомобилистов со стажем. Раньше аккумуляторы служили 7—8 лет, а сейчас хорошо если отходят 5. Почему так?

— Автомобили стали другими. Старые модели были без такого большого количества электропотребителей. Если все просто, то и сейчас аккумулятор будет служить долго. Но ресурс батареи зависит не только от ее качества и примененной технологии или автомобиля, на котором она стоит. Это еще и условия обслуживания, состояние самой машины, ее электрооборудования — факторов много, — говорит Алексей.

— Ну и за брендом скрывается многолетняя история производства, совершенствование технологий, работа с рекламациями. Этот производственный опыт сказывается и на качестве батарей, — замечает Кристина.

— Вы упомянули рекламации. А часто они встречаются в данной сфере? И с чем обычно связаны?

— Есть такая общепринятая норма — не более 3% от общего объема производства. У нас это менее 1%, — объясняет Алексей. — Чаще обращения случаются в сезон, когда батареи начинают выходить из строя, реже — в период с весны по осень. Если аккумулятор покупался в нашей сети (неважно, это бренд нашего собственного производства, импортируемый или стороннего поставщика), мы принимаем его в наш сервисный центр и исследуем там.

Проблемы чаще всего связаны с неправильным подбором по желанию потребителя (как раз тот случай, когда автомобиль «энергонасыщенный», а покупатель хочет купить аккумулятор подешевле), когда несвоевременно производится обслуживание, по какой-то причине батарею разрядили.

Бывают случаи обрыва цепи или короткого замыкания, но они диагностируются в первые месяцы и связаны с производственным браком. Если аккумулятор отработал несколько лет, то есть свой гарантийный срок, процент таких неисправностей очень мал. Если что и происходит, то это разряд, и приходится разбираться, с чем это связано.

Не только покупка

— Иногда аккумулятор меняют, не разобравшись в причинах его разрядки, а дело может быть в самой машине. Насколько востребована услуга по диагностике электрооборудования автомобиля, обслуживанию батареи? 

— Запрос на сервис есть. Люди перестают «ковыряться» в технике, переходят к обслуживанию. Например, востребована услуга тестирования старой батареи — как раз таки перед заменой АКБ. Был случай, когда к нам весной приехали покупать аккумулятор. Мы проверили батарею — с ней оказалось все хорошо, проблема была в электрооборудовании автомобиля.

За услугой зарядки аккумулятора тоже часто обращаются. Все-таки не у всех есть зарядное устройство, а ситуации, когда батарея садится, случаются у многих. Забыли фары выключить, например. Иногда нужно более серьезное обслуживание — скажем, если АКБ ушла в глубокий разряд и произошла сульфатация. Есть надежда, что батарею еще можно восстановить, но этим уже будет заниматься сервисный центр.

Выбор покупателей
ёмкость заряжаемой батареи: 120 А·ч, ток зарядки: 0–4 А, масса: 0.3 кг
ёмкость встроенного аккумулятора: 8000 мА·ч, максимальный пусковой ток: 400 А, масса: 0.29 кг

— И напоследок еще один технический вопрос. На что обращать внимание при покупке аккумулятора?

— Обязательно нужно смотреть дату производства. Это не самый простой вопрос, потому что производители с целью предотвращения подделок шифруют эту информацию специальным кодом, который наносится в виде маркировки на корпусе. Расшифровка указана на сайте производителя.

Если батарея выпущена не более полутора лет назад, находится перед покупкой в заряженном состоянии, она будет работать нормально. Если ей от полутора лет и больше, это уже не очень хорошо: чем дольше она так стоит, тем меньше у нее остается ресурса.

Вопрос еще в том, где вы эту батарею покупаете. Одно дело, если в специализированном магазине (она хранилась в отапливаемом помещении, ее заряд проверялся), и другое дело, если где-то в ларьке на рынке, где есть просто какой-то навес, идут постоянные перепады температуры и состояние АКБ никто не контролировал. Все это также может впоследствии сказаться на ресурсе аккумулятора.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by