«Осовцы» умерли, кто теперь правит бал? Как мы искали авторынок в Гомеле

18 марта 2024 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Анна Иванова

«Осовцы» умерли, кто теперь правит бал? Как мы искали авторынок в Гомеле

Автор: Вероника Сайко. Фото: Анна Иванова

Авторынки в традиционном понимании умерли, уверенно заявляем мы, объехав несколько областных городов. На смену им пришли автохаусы, перекупов сместили вежливые менеджеры. А что насчет Гомеля, за чертой которого когда-то находились громкие «Осовцы»? Выяснили, где теперь покупают машины гомельчане.

Не ищите в Гомеле авторынок, его тут нет

Когда-то в Гомеле была своя местная «Малиновка» — авторынок «Осовцы», где несколько десятилетий торговали подержанными и новыми автомобилями, а еще запчастями. Говорят, лет 15—20 назад туда на выходные съезжалась тысяча машин. Затем авторынок начал постепенно приходить в упадок. Почему? Возможно, повлияло бурное развитие интернет-площадок. Кто-то тогда сетовал и на неудобное расположение.

«В 90-е торговля машинами и автозапчастями происходила в Гомеле стихийно. Люди становились вдоль дороги на деревню Осовцы и торговали два дня, по субботам и воскресеньям. Желающих занять место на обочине было очень много, поэтому кое-кто начал делать на этом бизнес. Всю ночь жгли костры, охраняли точку, а утром перепродавали ее барахольщикам. К 1995 году рынок вырос до Речицкого шоссе к остановке „Солнечная“. В феврале того же года на заседании райисполкома приняли решение „О мерах по упорядочению авторынка в Гомеле“. Вскоре сельский исполком обратился к нам за помощью в строительстве рынка. Мы согласились — обозначили границы торгов», — такие воспоминания о рынке можно найти в интервью быв­шего главы администрации Советского района.

Лет 5—6 назад авторынок ушел в небытие. Куда разбрелись продавцы? «Частично рынок переехал на Давыдовский, частично — в новый ряд роллетов на Бакунинском, кто-то на Ефремовский пошел», — нашли мы такой комментарий в интернете и отправились в Гомель искать хоть что-то, напоминающее авторынок в традиционном понимании.

Начали с «Бакунинского», но встретили там лишь несколько рядов с запчастями. Некоторые павильоны были закрыты, несмотря на самый «вкусный» для продавцов день — субботу. На входе работали ларьки, где предлагали оформить страховку и договор купли-продажи.

— Где у вас в Гомеле можно найти авторынок, чтобы машину себе присмотреть? — спросили мы у двух беседовавших недалеко от входа мужчин средних лет.

— Авторынка как такового в Гомеле нет вообще, есть только автохаусы. Где выбор побольше? Ну, едьте на «Белавтомаркет».

Совпадение или нет, но торговая площадка находится на окраине Гомеля, выезд откуда ведет в те самые Осовцы. Автохаус соседствует со строительным гипермаркетом, а само здание он делит с СТО. Удобно: присмотрел машинку — и тут же продиагностировал ее.

До $10 000 по курсу — самый популярный сегмент

«Белавтомаркет» расположился в бывшем салоне Lifan. Это вам не бытовка и не фургон, в которых ютятся продавцы некоторых автохаусов. Как встретили журналистов? Дружелюбно, однако сразу обозначили, что суббота — день тяжелый и не у всех менеджеров есть время общаться. И правда: наш разговор то и дело прерывали покупатели.

Сезон уже начался, заявляют на площадке. Мол, зимой стоянка была заполнена битком, а сейчас автомобили «поразбирали».

— Все, что у нас выставлено, — это машины от клиентов на комиссионной продаже. Есть свежепригнанные из Европы и США, но наша компания пригоном не занимается. Какая комиссия? Пусть это будет коммерческой тайной, — делится менеджер Руслан.

— Не менее 35 автомобилей в месяц мы сейчас продаем. Нет ходовых моделей, скорее есть ценовой диапазон, в котором люди чаще всего покупают машины. Сейчас это до $10 000 в эквиваленте. Второй популярный сегмент — от $16 000.

— До $10 000 есть что живое вообще?

— Да. Из последних примеров — продали Passat B6 с 1,9-литровым дизельным мотором. Машина в родном окрасе и хорошем состоянии. Люди расставались с ней только потому, что решали жилищный вопрос. Недешево автомобиль выставлялся, но новые владельцы, я уверен, остались довольны. Сейчас машины такого формата попадают к нам все чаще.

Площадка в Гомеле (еще есть в Бобруйске и Мозыре, всего 300 автомобилей) поделена на две стоянки. И там, и там — полная «солянка»: машины от $1000 и до $50 000 по курсу. Старенький Golf (1990 г. в.) за $2190 делит площадку с 4-летним Dodge Charger почти за $29 000. А вон на сплошных «восьмерках» подъехал еще и Challenger — он, видимо, на дистанционной продаже.

Что насчет популярных у белорусов моделей? Lada Largus 2013 г. в. с 1,6-литровым двигателем продают за $7790 в эквиваленте. Toyota Yaris 2008 г. в. с 1,4-литровым дизельным мотором — за $6690.

Если докинуть пару тысяч, то можно взять Renault Duster 2014 г. в. с «механикой» ($9500). Или «бюджетник» 2013 г. в. Kia Rio (около $9800).

За 21-летнюю Audi A6 C5 просят $8790 по курсу (да, мы тоже до сих пор удивляемся ценам на «бэушку»). Посвежее на 10 лет Mazda 6 с 1,8-литровым двигателем сейчас продают со скидкой — за $10 690. А чтобы стать владельцем 5-летней Audi Q5, нужно почти $32 000.

Почему в Гомель за машинами перестали ездить россияне?

В автохаусе уверяют: к ним приезжают покупатели и из других областных центров, разве что гродненцы пока не заглядывали.

— Здесь, на востоке Беларуси, еще не выгребли нормальные варианты, поэтому к нам и едут. Россияне? Не особо, но заглядывают. Их стало меньше из-за повышения в РФ утильсбора и вводимых с 1 апреля новых пошлин на автомобили, растаможенные в ЕАЭС, — поясняет менеджер.

Наблюдаем за покупателями. Хватает и тех, кто приехал не за конкретной машиной, а ради неспешной прогулки по рядам. Слышим, как женщина что-то обсуждает с мужчиной. Звучит аргумент не в пользу Mazda: якобы ее дорого обслуживать.

— Пока что рассматриваем к покупке Mitsubishi Outlander. Машина нужна для дачи, семейная. Чтобы можно было загрузиться и поехать на отдых. Почему именно эту площадку выбрали? Знакомые здесь недавно покупали авто и нам посоветовали. Цены по Гомелю не сравнивала, но думаю, они примерно одинаковы на похожие модели. Будем брать в лизинг, диапазон — где-то $10 000 по курсу, — говорит покупательница.

О том, что $10 000 — как будто бы красная черта для гомельчан при выборе автомобиля, говорят и на площадке «ГомельАукцион» (сюда мы тоже заехали, по ошибке решив, что это конфискат). Салон продает машины, находящиеся на комиссии, а также занимается пригоном «бэушки» из Европы, США и Китая.

Сейчас на реализации суммарно 56 машин, уточняет менеджер. Чаще всего интересуются дизельными минивэнами с МКПП.

— Проснулись люди из районов, у которых есть свои хозяйства и которые занимаются молоком, свининой. Поэтому им нужно что-то тяговитое, чтобы тянуть прицеп, — поясняет собеседник.

— Россияне позабирали все хорошее...

— Когда говорите о соседях — имеете в виду перекупщиков или тех, кто покупает авто для личных нужд?

— Перекупов очень мало. В основном из Ярославля, берут 2-литровые полноприводные автомобили. Chevrolet Equinox, например. Я считаю, это сейчас оптимальная машина на рынке, — делится менеджер, прежде чем уехать по своим делам. — Сколько нужно денег, чтобы пригнать такую из Америки? Цены меняются каждый день. За $14 000 под ключ реально.

А что в других регионах? Мы уже успели заглянуть в Брест и Гродно, поискали авторынок в Витебске и прогулялись по столичным площадкам возле «Борисовского тракта» и Малиновки. Хотите посоветовать торговую площадку подальше от столицы, куда стоит заглянуть? Пишите нам: sv@onliner.by.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by