Год назад в Беларуси заработал сервис «Попутка», созданный на основе чат-бота в Telegram. Идея проста: разработчики в онлайн-режиме сводят водителей и пассажиров, которым нужно ехать в одном направлении. Денег за это не берут, но попутчик по своему желанию может отблагодарить рублем того, кто довез его до точки назначения. Есть в этой истории место и дорожной романтике, и вопросам правового поля (возьмешь деньги с пассажира — можешь попасть на штраф?). Рассказываем подробности и знакомимся с разработчиками.
«Попутка» — это по сути обычный чат-бот. Разработчики активно ведут соцсети, внедряют в сервис новые опции и думают над тем, как монетизировать стартап. Идейные вдохновители — столичные студенты Богдан и Влад, к дуэту которых вскоре присоединился отец последнего (хотя Владимир на старте совсем не верил в задумку сына с приятелем).
Найти попутчика через чат-бот можно всего за пару кликов. Пассажир? Тогда кликай на кнопку «Найти поездку/доставку», а после выбирай место отправления и прибытия. Сервис выдаст в виде карточек созданные пользователями-водителями поездки по нужному маршруту. На них будет информация о машине, на которой предстоит преодолеть путь, дата и время. А еще стоимость — она не фиксированная (водитель может не взять оплаты вовсе, попросить скинуться на топливо или назвать любую сумму. В общем, пользователи договариваются между собой). В финале остается связаться с водителем и отправиться в совместную поездку.
За рулем? Все ровно наоборот. Создаешь поездку — и ждешь сообщений от потенциальных попутчиков.
— Мы с Богданом ехали в Гродно, чтобы там посмотреть машину. Хотели сэкономить, поэтому долго листали всякие группы и чаты вроде «Попутчики Минск», «Попутчики Гродно» и другие. Не нашли ни одного подходящего варианта, поэтому начали обсуждать, как бы здорово было объединить всех их на одной платформе. Эдакий BlaBlaCar, только в Telegram. В тот момент был пик популярности телеграм-ботов: буквально все — даже госструктуры — их запускали, — рассказывает Влад.
Три недели бессонных ночей, и «Попутка» была готова.
— Сравнение с BlaBlaCar вас не задевает? Не говорят, мол, украли идею?
— Мы, конечно, вдохновлялись их успехом. Если они могут, условно, полтора миллиарда на этом зарабатывать, то почему мы не можем, если конкурента-монополиста у нас в стране нет? — говорит Владимир.
— Они из Беларуси ушли какое-то время назад, — замечает Влад. — Мы изначально рассматривали для запуска только нашу страну. Сейчас уже расширились: есть поездки и по России.
— На чем вы как разработчики планируете зарабатывать, если сервис никаких денег с водителей или пассажиров не берет?
— Изначально планировали только на рекламе (и пару рекламных постов у нас уже было). Потом думали о комиссии с водителя. Сейчас проект держится исключительно на инициативе, — продолжает Влад. — Но мы решили, что наша фишка — это то, что для пользователей сервис останется абсолютно бесплатным. Как же хотим монетизировать старания? Мы готовим к запуску второй проект — бот, через который пользователи будут получать информацию о скидках в разных заведениях: барбершопах, кофейнях и т. д. Что важно — это будет не сплошной поток сообщений, скидки будут фильтроваться в зависимости от интереса юзера. То есть минчанин не получит рассылку о подешевевшем кофе в Орше.
Влад дополняет:
— Аудитории «Попутки» и «Скидок» пересекаются — это пользователи, которые стремятся сэкономить. Поэтому мы считаем, речь не о напрягающей рекламе, а о полезной информации. Работаем, кстати, еще над одним ботом, связанным со знакомствами.
— И сколько времени сейчас тратите на проект, который пока не приносит денег?
— Около трех часов в день. И это не считая модерации. Мы просматриваем все поездки, которые создают пользователи. Мат, неправильная дата, просто глупость — сразу отфутболиваем. Буквально на днях у нас появился отдельный человек, который за это отвечает, — рассказывает Владимир. — В свое время я сам занимался модерацией. Честно, просто крыша от этого ехала.
— А как раскручиваете проект?
— У нас нет возможности вбрасывать большие деньги в рекламу. Ведем Instagram, TikTok (некоторые ролики залетали на миллион просмотров). Именно благодаря TikTok случился первый успех — за ночь тогда мы набрали 15 000 пользователей. А еще участвовали в гивах у блогеров на правах спонсоров и т. д.
@poputkatg Вот и думай. Ссылка на бот с совместными поездками в шапке профиля. #попутка#попуткабот#поезд#выходные#лето#лето2023#маршрутка#машина#снг#попутчик#отдых#cis♬ оригинальный звук - travmavmarte
— И сколько по итогу потратили на «Попутку» за год?
— В общем около $1000, не учитывая ежемесячную оплату серверов. Сумма относительно небольшая, если оглянуться на то, что мы уже имеем.
— Кто чаще всего пользуется «Попуткой»?
— Мы целимся на студентов и тех, кто недавно закончил университет. До них легче достучаться через соцсети, и у них нет, как у людей в возрасте, предрассудков, мол, «как это я с кем-то незнакомым поеду». Они рады общению, новым знакомствам, — говорит Владимир.
— У нас есть десятки историй, как пользователи познакомились благодаря «Попутке» и потом начали регулярно путешествовать вместе или просто поддерживать общение, — добавляет Богдан.
— Недавно читал в наших «Отзывах», как водитель подвозил попутчика и в процессе рассказал ему, что работает психологом. По итогу они договорились на сеанс прямо в машине — к концу поездки «клиент» плакал и благодарил, — утверждает молодой человек.
Если верить счетчику бота, то более 54 000.
Разработчики говорят о 40 000 активных юзеров.
— Замечу: мы стартовали в апреле прошлого года, а в ноябре перезапустились. 54 000 пользователей — это с конца осени. Если считать с начала, то «Попутку» попробовали тысяч сто, — уверен Владимир.
— Самое главное ноябрьское обновление — это отзывы на пользователей, — считает Богдан. — Такое решение позволило «почистить» поездки.
— А черный список есть?
— Конечно. В первое время школьники 10—13 лет из TikTok создавали фейковые поездки: обещали на Bugatti Chiron отвезти в Брест. Сейчас такого уже нет, — делится Богдан.
— Кстати, о крутых машинах. У нас поездки и на Tesla были, и на Porsche. Так что, с одной стороны, это сервис «для экономных», но многим просто прикольно с кем-нибудь прокатиться, — дополняет Владимир.
@poputkatg Выбирай свою поездку в нашем боте ☺️Ссылка в шапке профиля #переписка#Минск#Беларусь#Гродно#Могилев#Витебск#Брест#Гомель#попутчик#audi#bmw#passat#vwpassat#tayota#mitsubishi#supra♬ suono originale - Tiktok edits
— А треш-истории были? Что водитель высадил посреди леса, например?
— Треша не было, но были конфликты, кто водитель «кидал» пассажира: не приезжал на место встречи и удалял переписку. Попадались скамеры: просили предоплату и потом пропадали. Был случай, когда мы сами возвращали пассажирке деньги, которые она перевела и потеряла. А потом связались со скамером — им оказался 13-летний школьник — и намекнули, что у него могут быть проблемы в школе, с ИДН, а еще и родители узнают, чем он промышляет. В итоге он нам те деньги добровольно вернул и извинился.
@poputkatg В Попутке ежедневно более 1000 новых поездок, найди и ты свою! #минск#беларусь#поездки#рождество#зима#попутка♬ оригинальный звук - DenTon-BrawlStars
— Таксисты и маршрутчики как к вам относятся? Не смотрят как на конкурентов?
— Таксисты, наоборот, писали, мол, молодцы, не хватало стране такого сервиса, — говорит Влад. — Пользователи утверждали, что сталкиваются с отсутствием билетов на нужную маршрутку (особенно перед большими выходными или праздниками). Так и пишут: «„Попутка“ была единственной возможностью добраться куда мне нужно».
Сколько поездок состоялось благодаря «Попутке»? Около 100 000.
Сколько водителей находят попутчиков через сервис? Примерно каждый третий.
Самое популярное направление у пользователей «Попутки»? Брест и Барановичи.
Самая популярная стартовая точка? Минск.
Самая дальняя поездка через «Попутку»? Минск — Владивосток (но разработчики не уверены на 100% в ее правдивости).
Идея с сервисом попутчиков не нова. Но есть и подводные камни: лет 5—6 назад налоговая предупреждала о рейдах в адрес тех, кто берет деньги с таких случайных пассажиров. Правда, обещали, что проверять будут только водителей, которые уж слишком часто подбирают попутчиков. Но тем не менее. Получается, за то, что человек подбросил кого-нибудь в обмен на символическое вознаграждение, можно получить штраф как за незаконную предпринимательскую деятельность? Что на этот счет думают разработчики и филиал Транспортной инспекции?
— Мы много дискутировали на эту тему. Допустим, везу я тещу на дачу, а она мне в ответ отдает закатки в качестве оплаты. Это, получается, мой доход, а значит, мне нужно было заключить с тещей договор на ее перевозку? — Владимир приводит аналогию (пусть и не пересекающуюся с законом).
— Деятельность BlaBlaCar в России признали законной. А вот в Беларуси на моей памяти были рейды, когда налоговики подсаживались к водителям и штрафовали тех, кто брал с попутчиков деньги. BlaBlaCar у нас по итогу не задержался — в том числе из-за этого, на мой взгляд. Но в то же время различные группы, где люди ищут попутчиков, продолжали и продолжают существовать, их не искоренить. Я считаю, нужно разграничивать бизнес от простых поездок по делам с возвратом денег на топливо и амортизацию.
Пока что к пользователям «Попутки» вопросов от госорганов не было. Но мы видим: контроль в сфере перевозок ужесточается. Поэтому создатели сервиса отправили в Министерство транспорта письмо, в котором рассказали, в каком формате предлагают сотрудничество.
— Во-первых, «Попутка» может быть инструментом для выявления водителей, которые под прикрытием осуществляют регулярные перевозки по определенному маршруту и зарабатывают на этом деньги. Мы готовы по запросу предоставить доступ к нашей базе в любом виде.
— Во-вторых, мы могли бы обязать пользователей регистрироваться в системе (и тут могут возникнуть вопросы насчет хранения и обработки персональных данных. — Прим. Onlíner). И каждый участник поездки должен будет оплачивать онлайн «дазвол» — небольшую сумму (допустим, рубль), с которой 33% будут уходить на страховку (она будет служить компенсацией в случае ДТП), а еще 33% — в бюджет. И оставшаяся сумма — нам за обслуживание системы.
— И как отреагировали в Минтранспорта на инициативу?
— По телефону мне сказали, что в ведомстве рады любому виду транспорта, который будет способствовать здоровой конкуренции. Запрос перенаправили в Транспортную инспекцию.
А что думают контролирующие органы? Своим мнением поделился начальник управления филиала Транспортной инспекции по Минску и области Александр Коваленко:
— Для того чтобы перевозить пассажиров в нерегулярном сообщении, нужно, чтобы прием заказов осуществлял либо сам перевозчик, либо диспетчер. Соответственно, поездка должна быть оформлена договором между пассажиром (заказчиком) и второй стороной. Да, если водитель как физическое лицо разово подобрал пассажира и взял вознаграждение — один раз это может «прокатить», ведь можно не попасться инспекторам. Хотя и единичный случай считается нарушением. Но если человек занимается этим систематически, то здесь можно говорить о незаконной предпринимательской деятельности. Особенно если он целенаправленно зарегистрировался в боте, чтобы найти пассажира.
Отмечу: прием любой денежной суммы считается получением дохода (исключение — от близких родственников). Вопросы могут возникнуть и у налоговой.
Onlíner договорился о трехсторонней встрече с филиалом Транспортной инспекции по Минску и Минской области: сотрудники ТИ пообещали встретиться с разработчиками лично и обсудить нюансы работы сервиса. Как только беседа состоится — мы расскажем о ее результатах.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by