Больше двух не собираться. Белорус создал сервис попутчиков, но что-то пошло не так

02 декабря 2019 в 7:58
Автор: Андрей Рудь. Фото: Александр Ружечка, Алексей Матюшков

Больше двух не собираться. Белорус создал сервис попутчиков, но что-то пошло не так

Автор: Андрей Рудь. Фото: Александр Ружечка, Алексей Матюшков

Простой торговый агент из Мозыря Владимир Жолуд создал приложение для поиска попутчиков. Да, он не первый и не последний, кто придумал этот велосипед. Идее «скинуться на бензин», чтобы не гонять порожнюю машину, уже миллион лет. Но Владимир говорит, что есть сложности в отношениях с контролерами. Даже написал об этом президенту. Верит, что если тему раскрутить, то жить и путешествовать станет комфортней, не надо будет переплачивать, кормить посредников.

Шашечки или ехать?

Локальные стартаперы периодически стараются создать что-то более удобное, чем гигант «Блаблакар». Если задаться целью, можно с ходу найти несколько тематических белорусских сайтов с приятными интерфейсами. Знай забивай параметры в фильтр: откуда, куда, когда, почем...

Правда, результат там какой-то вялый. По простейшим направлениям может написать, что «нет доступных поездок». Ясно, что это ненормально — в наш-то век, когда все куда-то едут. Видно, водители и пассажиры почему-то не могут (или не хотят) найти друг друга. В результате автомобилисты возят воздух, травят атмосферу сверх необходимого, скучают и не поют в дороге хором песню бременских музыкантов про «еее». Пассажиры — переплачивают за билеты штатным официальным перевозчикам, теряют время... Вообще-то, это краткое изложение идеологии таких сервисов.

Кроме того, не счесть региональных групп в соцсетях и веток на форумах. У нас на сайте тоже имеется прекрасная тема для поиска попутчиков в Вильнюс и все остальные места Вселенной.

У нас будет собственный сервис попутчиков. (Еще один.)

Владимир, вообще-то, работает региональным представителем одной большой компании в Мозыре. К перевозкам и высоким технологиям прямого отношения не имеет. Но именно из-за специфики основной работы о-о-очень в теме. Говорит, во времена расцвета сервиса BeepCar здорово экономил на рабочих поездках. Когда этот сервис был поглощен «Блаблакаром», вдоволь помыкался по многочисленным группам в соцсетях — но это долго и неудобно.

В результате не выдержал, создал собственный сайт https://www.mymotion.by/ — чтобы стало удобно! На нем потихоньку собирается народ: Владимир говорит, уже около тысячи попутчиков. Но все равно для национального проекта, который должен перевернуть систему перевозок, масштабности маловато.

Мозырянин объясняет, что проект вообще не коммерческий, делал его сам, безо всякой поддержки и сторонних инвесторов. Раскруткой тоже занимается сам, как умеет.

— Но зачем? Есть тот же «Блаблакар»...

Владимир принимается объяснять, что его сайт другой. Например, предусмотрена возможность брать попутные грузы, находить поездки даже в пределах одного населенного пункта — а не только с большим плечом, как предпочитает «Блаблакар».

В общем, хорошая штука, которая может повысить качество нашей жизни. В любом случае, Владимир ни у кого ничего не просит, создает что-то, что может оказаться полезно множеству людей. Если б еще оно работало.

Так в чем проблема?

— Ну и ездите. Кто мешает?

Автор проекта считает, что не все так просто: контролеры не любят такие сервисы. Или наоборот — слишком любят.

«Прошу рассмотреть несправедливые запреты на пользование сервисами поиска попутчиков в социальных сетях и интернете. На водителей устраивают облавы с представителями налоговой и милиции, обвиняют в незаконной предпринимательской деятельности только за то, что они принимают деньги от попутчиков, согласных разделить расходы на совместную поездку, выписывают огромные штрафы...» — так пишет мозырянин президенту.

И еще: «Практика совместных поездок популярна во всем мире, и только в нашей стране данные услуги считаются незаконными, а водители личных автомобилей преследуются постоянными рейдами с подставными пассажирами».

В своем обращении Владимир требует прекратить искать преступников в гражданах, которые организуют поездки с целью элементарной экономии своего ограниченного бюджета.

«От этого преследования страдаем мы — обычные люди, живущие от зарплаты до зарплаты!» — резюмирует автор.

— Да где запреты-то? Кого конкретно наказали?

В ответ Владимир показывает видеоролики из интернета (снятые, вообще-то, довольно давно). Говорит, что в любом случае пользователи до сих пор напуганы рассказами о прессинге. Постоянно интересуются у него — а не будет ли за такие перевозки чего плохого?

Ответы на обращение ему пришли пока из двух инстанций. В этих письмах сообщают, куда последовательно спускают письмо: из АП — в Совмин, из Совмина — в Минтранс... Из министерства ответ еще не пришел.

Нелегалы все портят

Может, действительно, Владимир зря боится? Может, мрачные времена засад и подсадных попутчиков ушли в историю?

В то же время никто не отменял нелегальных коммерсантов, которым очень удобно было бы оседлать такие сервисы. С ними же надо что-то делать и, самое сложное, доказывать «систематическое получение прибыли».

На нашей памяти в последний раз налоговики публично высказывались по теме прошлой весной. Сообщили, что их интересуют только коммерсанты-нелегалы, сколько они зарабатывают и где поймать.

Говорили так: «Некоторые перевозчики используют подобные ресурсы, чтобы искать клиентов, и делают это на постоянной основе, а это уже незаконная предпринимательская деятельность. При оказании услуг по перевозке пассажиров за плату (оплату стоимости топлива) физическим лицам необходимо учитывать, что если оказание таких услуг направлено на систематическое получение прибыли, то гражданин, осуществляющий такую деятельность и получающий за это вознаграждение, может осуществлять ее только после государственной регистрации в качестве субъекта хозяйствования (индивидуального предпринимателя или юридического лица)».

По-прежнему ли ловят таких дельцов? Много ли наловили? Сколько машин отобрали? Мы направили в пресс-службу МНС вопросы про сервисы попутчиков 26 ноября. Если ответы будут получены — опубликуем.

Так можно подвозить за деньги? Комментарий юриста

Все же как быть простому водителю без двойного дна, который решил кого-то подвезти? Таки можно брать у попутчика деньги «за бензин»? Или тут же наденут кандалы?

Юрист Татьяна Ревинская объясняет, как выглядит ситуация с точки зрения закона:

— Согласно п. 1 ст. 22 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью только после регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Предпринимательская деятельность без регистрации влечет административную либо уголовную ответственность.

В рассматриваемом случае граждане, которые не зарегистрированы в качестве ИП и не являются наемными работниками, фактически выступают в качестве перевозчиков: систематически совершают подвоз за деньги, что можно расценивать как незаконную предпринимательскую деятельность.

В соответствии с ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП за занятие предпринимательской деятельностью без госрегистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, в случае если в этом деянии нет состава преступления, физическому лицу грозит административная ответственность в виде штрафа до 100 базовых величин с конфискацией предметов правонарушения, орудий и средств совершения правонарушения, а также дохода — или без конфискации.

Все упирается в практику

Выходит, не зря Владимир опасается? Формально многих можно привлечь, люфт только в трактовках — что считать систематическим получением прибыли...

— У нас приравнивают возмещение расходов к нелегальной прибыли, — рассуждает создатель сервиса попутчиков. — Но разве это прибыль? Деньги же идут на топливо и амортизацию. Или такой пример: я с друзьями хочу устроить совместное застолье, сбрасываемся на еду и напитки одному человеку, который будет рассчитываться в магазине. По существующей логике этого человека тоже нужно оформлять. Разве не абсурд? То же происходит при ловле водителей. А страдают как раз простые водители и пассажиры — ведь при зарплатах крупных предпринимателей и чиновников вряд ли имеет смысл брать попутчиков.

Владимир переживает: сервисы попутчиков — нормальная мировая практика, только у нас все не слава богу.

Тут нам не стоит забывать про устоявшийся рынок перевозок. Как ни крути и ни отрицай, сервисы попутчиков, помимо удобства для человечества, заточены под то, чтобы отхватить некий кусок пирога у маршрутчиков, таксистов, автобусников, железнодорожников, Саши-64. А это уже другая история — про налоги, занятость, гарантии безопасности и прочее...

туристический; унисекс; 22 л; 24x20x52 см

Читайте также:

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner теперь в Telegram! Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by