27 марта 2024 в 8:00
Автор: Иван Кришкевич. Фото: архив Onliner, из открытых источников

Машины станут дороже, вопрос в том, какие, когда и на сколько. Что говорят специалисты о повышении ставок утильсбора

Автор: Иван Кришкевич. Фото: архив Onliner, из открытых источников

Постановление Совмина №185 было официально опубликовано на Национальном правовом портале 20 марта и вступает в силу через 10 дней после этого. То есть новые ставки утилизационного сбора начнут действовать с 31 марта. Значит ли это, что автомобили мигом подорожают для покупателей? Вовсе не обязательно. Но тренд на повышение цен как минимум для некоторых категорий транспорта заложен.

Ставки для легковых автомобилей

Начнем с хороших новостей. Ставки для автомобилей, ввозимых физлицами, не изменились: 544,5 рубля за машины в возрасте до трех лет включительно и 816,7 рубля за машины старше трех лет. Аналогичные ставки действуют для электромобилей, последовательных гибридов (причем независимо от того, кто их ввозит) и — внимание — для машин, ввозимых с территорий государств — членов Евразийского экономического союза. Это важный момент, но о нем чуть позже.

Выходит, для физлиц ничего не меняется — но только в случае, если легковой автомобиль они ввозят сами. Однако если вы покупаете новую машину у дилера, то можете столкнуться с повышением цен. Ведь дилер — юрлицо, и утильсбор он закладывает в цену автомобиля. Если в случае с той или иной маркой применяются повышенные ставки, то есть вероятность, что и цены увеличатся. Это же касается и тех компаний, которые ввозят и оформляют на себя новые и подержанные машины: их затем могут покупать как физлица, так и юрлица.

А вот повышенные ставки грозят серьезным удорожанием тех автомобилей, для которых они будут применяться:

  • с объемом двигателя не более 1000 см³ — 3145,69 рубля (до трех лет) и 8026,93 рубля (более трех лет). Это больше на 2209 и 2255 рублей соответственно (по сравнению с прежними суммами);
  • с объемом двигателя свыше 1000 см³, но не более 2000 см³ — 11 645,24 рубля (до трех лет) и 20 485,71 рубля (более трех лет). То есть ставка повысилась на 5530 и 11 490 рублей соответственно;
  • с объемом двигателя свыше 2000 см³, но не более 3000 см³ — 32 727,55 рубля (до трех лет) и 49 548,46 рубля (более трех лет). Итого плюс 23 075 и 31 994 рубля соответственно;
  • с объемом двигателя свыше 3000 см³, но не более 3500 см³ — 37 577,8 рубля (до трех лет) и 57 528,9 рубля (более трех лет). Сбор вырос на 33 799 и 26 492 рубля соответственно;
  • свыше 3500 см³ — 47 851,65 рубля (до трех лет) и 62 906,01 рубля (более трех лет). Повышение составило 41 862 и 24 780 рублей соответственно.

Вроде все понятно, но остаются некоторые вопросы и много всяких нюансов. Именно поэтому мы пообщались с самыми разными представителями автомобильного бизнеса, начиная от дилеров легковых автомобилей и коммерческой техники и заканчивая компаниями, помогающими пригнать машины под заказ.

Коснется не всех, но…

Директор ООО «Автоцентр на МКАД» и председатель правления БАА Сергей Варивода утверждает, что повышенные ставки затрагивают примерно четверть объема продаж — если говорить о рынке новых автомобилей, реализуемых дилерами, большинство из которых являются членами БАА. Именно эти машины ввозятся из-за пределов Евразийского экономического союза, и это не только импорт из европейских стран.

для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 94 (670 кг)

— Много китайских марок поставляется непосредственно из Китая, и на них это распространится. Знаю, что есть импортеры, которые ввозят автомобили из стран СНГ, которые не являются членами ЕАЭС. Например, из Азербайджана, — объясняет Сергей Варивода. В числе таких импортируемых марок оказываются Jetour, FAW, Dongfeng и прочие.

— Повышение ставок не распространяется, например, на Geely / BelGee, Lada, ГАЗ, УАЗ. А что насчет машин китайских марок, собираемых в России? Haval, BAIC, Kaiyi? 

— Для этой категории изменения ставок утильсбора не произошло, в подпункте 1.4 Приложения 1 постановления вы увидите ту же самую сумму — 544,5 рубля для автомобилей, ввозимых с территории государств — членов Евразийского экономического союза. Естественно, эта норма распространяется и на машины китайских марок, которые вы назвали. И не только на производимые в странах ЕАЭС, но и ввозимые оттуда. То есть это может быть реэкспорт через территорию РФ. Допустим, марка Chery импортируется в Россию, а уже из нее поставляется белорусским импортерам. Для нее ставка утильсбора тоже не меняется.

При этом Сергей Варивода предлагает посмотреть на вопрос импорта автомобилей чуть шире:

— У нас большинство автомобилей ввозится в страну по каналам неорганизованного импорта и в первую очередь физическими лицами. Для них изменения ставок не произошло. Есть незначительный объем ввоза юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которые не являются официальными дилерами, но, тем не менее, занимаются импортом, — на них это скажется.

По моим оценкам, если брать дилерский ввоз и ввоз иными субъектами хозяйствования, то непосредственно повышение ставок утильсбора коснется в течение года нескольких десятков тысяч машин, но в целом это рано или поздно скажется на уровне цен всего автомобильного рынка.

— Почему?

— В том случае когда у вас повышаются издержки на ведение бизнеса, рано или поздно вы их включаете в отпускную розничную цену для потребителя. Дилер, как правило, делает это не одномоментно (в силу конкуренции на рынке), поэтому процесс может занять некоторое время, месяц-два.

Безусловно, само по себе решение по повышению ставок утильсбора для автомобилей, ввозимых из-за пределов ЕАЭС, это мера проинфляционная. Можно сказать, что она проинфляционная для одного сегмента. Но конкуренция — такая штука, при которой если в одном из сегментов (четверть рынка — это немало) возрастают цены, то и остальные игроки подтягивают цены до рыночного уровня.

— Затронет ли это и рынок подержанных машин?

— Да, конечно. Я говорю обо всех сегментах рынка. Если у вас не выросли издержки, но ваш сосед поднял цену, то у вас возникает вполне оправданное искушение сделать то же самое — зачем терять прибыль? То есть у кого-то вырастут издержки и он поднимет цену, а кто-то сделает так же, потому что конкуренция это позволяет и в данной ситуации он просто получает дополнительную прибыль.

С пикапами пора попрощаться

— Если говорить о дилерах БАА, то нас в большей степени беспокоит факт очень существенного повышения ставок (в три с лишним раза) на легкие коммерческие автомобили категории N1, — говорит Сергей Варивода— Дело в том, что техника N1 и M1 (легковые автомобили) на самом деле не сильно различаются по конструкции и потребительским качествам. Если взять рамный USV и пикап, то обычно это одно и то же шасси, отличается тип кузова (полностью закрытый или частично открытый, предназначенный для перевозки груза).

Пикапы категории N1 не производятся в Беларуси, и я вообще не вижу смысла повышать ставки утильсбора там, где мы не защищаем интересы местного автопроизводства. Там, где защищаем, то понимаем, что повышение ставок — это плата за развитие внутреннего производства. Но если него нет, есть ли смысл повышать цены для белорусских потребителей? 

Пикапы достаточно популярны, и это не только машины для охотников и рыболовов. Это и фермеры, и малая развозная торговля, и малые строительные предприятия, энергетики, газовики, связисты и так далее. И в этой нише у нас теперь остается (по сути, безо всякой конкуренции) только «УАЗ Пикап», все остальные автомобили такого класса неоправданно подорожали. 

Момент неопределенности

— В вопросе вероятного изменения цен на новые автомобили FAW Bestune многое будет зависеть от спроса на конкретные машины и от действий наших конкурентов. Но сейчас рынок реагирует в первую очередь снижением цен. И мы движемся в том же фарватере. Мы не планируем повышать цены на ранее ввезенные автомобили FAW Bestune. Это необходимая мера для того, чтобы оставаться конкурентоспособными, — уверяют в ООО «ФелОкт-Сервис», являющемся дистрибьютором FAW Bestune в Беларуси.

В беседе «не под диктофон» некоторые представители дилерских компаний подтверждают, что «цены, наверное, придется поднимать, но нельзя», потому что «иначе конкуренции не выдержать», однако «как их удержать, непонятно».

В то же время если говорить о моделях массового сегмента, то для них ставка утильсбора подорожала на 5500 рублей, притом что не так давно мы отмечали тренд на снижение цен на модели ряда марок. С одной стороны, это означает, что дилеры как-то изыскивают возможности для оптимизации цен, с другой — увеличивать стоимость сейчас действительно губительно для конкурентоспособности на рынке.

— Пока ничего нельзя сказать. Скорее всего, на какое-то время будет момент неопределенности — что делать и как быть с ценами, — говорит один из собеседников.

А вот еще один официальный комментарий:

— Повышение утильсбора не затронет бренды Voyah и M-HERO, в модельном ряду которых представлены автомобили с электрическими двигателями, на которые ставка утильсбора с 1 апреля остается неизменной. А с учетом гибкой ценовой политики производителя, машины 2024 года стали даже более доступными относительно машин прошлого года, — отметили в компании «Автопромсервис», которая является импортером этих брендов в Беларуси.  

— Что касается автомобилей с бензиновыми моторами, то в самой популярной их категории с рабочим объемом от 1,0 до 2,0 литров размер утильсбора повышен на 5500 рублей. 

По результатам переговоров белорусского импортера с Dongfeng Motor производитель согласился взять эту часть расходов на себя и ввести мораторий на повышение цен для своих моделей в Беларуси.  

Поэтому ближайшие изменения цен на модели Dongfeng если и будут, то будут связаны исключительно с появлением новых улучшенных комплектаций автомобилей 2024 года выпуска.

А что вторичный рынок?

Рост цен на автомобили с пробегом оценить сложнее. Как правило, большинство этих машин уже давно циркулируют внутри Беларуси и пространства Таможенного союза, для них не требуется дополнительных таможенных процедур, поэтому рост ставок утильсбора не приведет к очевидному изменению цен.

Последние новости с границы таковы: до 1 апреля нет четкого понимания, что будет с автомобилями с объемом двигателя более 1,9 литра, а также ценой свыше 50 000 евро. Скорее всего, по этим сегментам произойдет постепенное повышение цен, и, возможно, будет ощущаться дефицит. Но в первую очередь речь идет о новых машинах премиум-сегмента. Эти автомобили занимают сравнительно небольшой процент от общего количества транспортных средств, предлагаемых на вторичном рынке Беларуси. Большинство покупателей это вряд ли затронет, — отмечают в ООО «ФелОкт-Сервис» (компания также работает в секторе автомобилей с пробегом).

— Рынок постоянно изменяется, особенно с 2020 года. Новости, ограничения, санкции, регуляторы, способные оказать влияние на состояние рынка, — как из рога изобилия, — говорит в свою очередь директор AutoGroup Дмитрий Больдюсов. — Если обратиться к анализу, а после — к прогнозам на 2022—2023 годы, то на тот момент сложно было сказать, как рынок способен отреагировать на введение «дорогого» утильсбора в России (основной рынок потребления) или, скажем, на курс в 90+ российских рублей за доллар. Прогнозы на этот счет были весьма пессимистичные…

Тем не менее все случилось — и курс, и утильсбор в РФ, и закрытие погранпереходов. Однако поток сохранился на прежнем уровне, а значит, прогнозы не сбылись. Почему так произошло? Потому что прогнозы можно строить лишь на прежнем опыте, в то время как мы живем в новое время, в котором появляются новые вводные данные.

Так, к примеру, закрытие транзита через Казахстан для российского рынка могло бы увеличить поток через Беларусь. Но появились новые ограничения. Среди них — необходимость доплачивать таможенную пошлину для России после 1 апреля. Здесь же — дорогой утильсбор для юрлиц. И последнее — введение ограничения с 19 марта на ввоз транспорта с объемом ДВС свыше 1,9 литра и электромобилей через погранпереход с Польшей.

Когда казалось, что все ограничения уже введены и все гайки уже закручены, «прилетают» новые ограничения. Способны ли они сказаться на рынке? Безусловно. Как именно они скажутся? Сложно ответить. Тем не менее, опираясь на опыт 2020—2022 годов, наиболее урожайных на новости, мы можем предположить, что рынок может приостановиться на некоторое непродолжительное время. Это время необходимо для того, чтобы рынок привык к новым правилам. После чего он вернется к прежним показателям, а возможно, даже покажет рост.

Что касается пригона

— Компаний, которые занимаются привозом автомобилей, достаточно. В основном они пригоняют машины до трех лет, а вот в возрасте 3—5 лет на юрлицо — редко, если говорим про легковые автомобили. Коммерческие — да, попадаются, — объясняет заместитель директора WestMotors Максим Пархимович. — Все юрлица, независимо от того, что они будут пригонять (за исключением электромобилей), автоматически попадают на повышенный утильсбор. 

— Вы тоже попадаете?

— Мы тоже возим для юрлиц. И для себя пригоняли для последующей реализации. Мы возим еще и коммерческие автомобили категорий N1 и N2 — пикапы, фургоны массой до 3,5 тонны.

Соответственно, мы тоже понесем дополнительные расходы, нам придется увеличивать стоимость машины на эти расходы. И тут уже возникает вопрос целесообразности — стоит ли вообще покупать такой автомобиль с учетом его конечной цены?

— Приведет ли повышение ставок утильсбора к росту цен на всем вторичном рынке?

— Рынок разделится на две части. Первая — это те, кто продает подержанные автомобили любой категории, любого возраста, ввезенные ранее, под льготу или нет. На них изменение ставок не скажется, ведь для них ничего не поменялось, продажи никаких повышенных издержек не несут. Искусственно повышать цену из-за того, что юрлицам подняли ставки — где связь? Вторая категория — это автомобили от юрлиц, которые будут продаваться с НДС. У них, естественно, цена вырастет. Но покупатели этих машин, как правило, не физлица. Это покупатели премиум-сегмента, все юридические лица. Вот они пострадают.

— Если говорим про подержанный коммерческий транспорт, то заниматься им будет уже нецелесообразно?

— Бизнес из-за того, что подорожал утильсбор, не умрет. В любом случае он нуждается в обновлении автопарка. Коммерческий транспорт используется регулярно и интенсивно, он изнашивается. Крупные компании в любом случае будут обновлять автопарк, просто по более высокой цене. 

Ну а премиум-сегмент сильно подорожает, если говорим про новые машины, ввезенные легально, официально, с НДС. Как минимум на разницу в ставках утильсбора.

Импорт тяжелых грузовиков под угрозой

— На сегодняшний день у нас и у конкурентов остались какие-то остатки автомобилей, которые были ввезены по старым ставкам. В то же время есть договоренности с клиентами — соответственно, мы эти договоренности выполняем, и эти машины достаточно быстро разойдутся. А вот что будет после введения новых ставок, это большой вопрос. Скорее всего, рынок замрет на какое-то время, — считает директор ООО «Белтракэндбас» Виктор Давыденко. — Если мы говорим про тягачи, то это очень большое повышение, 16 500 долларов в эквиваленте, если брать с НДС. А если возьмем грузовые автомобили массой свыше 20 тонн (а сюда попадают шасси 6×4, 6×4, самосвалы 6×4, 8×4), то там повышение более 26 000 долларов в эквиваленте (ставка за грузовики до трех лет массой свыше 20 тонн, но не более 50, будет составлять 89 082,63 рубля; ранее за грузовики массой свыше 20 тонн, но не более 30, она составляла 12 600 рублей, за грузовики массой свыше 30, но не более 50, — 23 685,7 рубля. — Прим. Onlíner).

Понятно, что технику нужно обновлять. Но с учетом высоких ставок по финансированию, а теперь и по утильсбору, нашим перевозчикам будет сложно выживать. Соответственно, и нам. Наши клиенты очень чувствительны ко всем изменениям.

— Будут ли попытки изменять стоимость автомобилей плавно? 

— Разумеется, мы будем индивидуально со всеми договариваться, общаться, но цены должны измениться.

Что будет с импортной коммерческой техникой

— Мы занимаемся всем спектром техники, от небольших грузовиков массой 3,5 тонны, которые еще попадают в категорию В, до седельных тягачей. Есть небольшая доля крупнотоннажной, самосвальной техники, но мы никогда не делали на ней акцент и, наверное, делать не будем в текущей ситуации — с учетом новых ставок на автомобили массой свыше 20 тонн, — говорит Игорь Страчук, заместитель директора ООО «Трансконсалт Сервис», являющегося дистрибьютором марки JAC в Беларуси. — Понятно, что у нас есть отечественный производитель, который предложит более выгодное решение на рынке. Мы на этот сегмент никогда не ориентировались и, наверное, пока отложим. 

для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 91 (615 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 94 (670 кг)

— Приведет ли повышение ставок утильсбора к пересмотру цен на коммерческую технику? 

— По тем машинам, которые уже ввезены, ничего не поменяется. С автомобилями, которые у нас в поставке и должны успеть до введения новых ставок, ситуация аналогичная. Всем клиентам мы всегда предоставляем копию декларации об оплате утильсбора, там все четко и ясно видно.

Что касается новых цен, то, думаю, в ближайший месяц нас ждет небольшая чехарда. Цены будут колебаться в разные стороны. Лично мы сейчас заняты переговорами с заводом о компенсации какой-то части утильсбора. Ставки выросли существенно, и мы четко понимаем, что для белорусского перевозчика это очень неприятно и сильно снижает рентабельность бизнеса.

— То есть можно говорить о том, что есть вероятность лишь частичного увеличения цены относительно возросших ставок утильсбора?

— Если неделю назад, когда было опубликовано постановление №185, речь шла об увеличении стоимости на полную сумму ставок, то сейчас мы ведем к тому, чтобы какую-то часть утильсбора забрать на себя совместно с заводом. 

Поэтому возможны колебания в ту или иную стороны. Тем не менее всем хочется решить все максимально быстро, не затягивать решение, не оставлять клиента в зоне неразберихи. Если сегодня условная цена составляет 100 рублей, а ожидаемая — 110 рублей, но потом пойдут скидки и компенсация от завода, то это означает, что цена будет 107 рублей. И зачем тратить 110, если потом (возможно!) удастся купить за 107? Поэтому чем быстрее мы определимся с новой ценовой политикой, тем будет лучше. Мы планируем анонсировать новые цены на следующей неделе. Конечно же, какая-то часть утильсбора будет компенсирована. 

Сегодня мы ведем переговоры не только с заводом, но и с клиентами — по тем контрактам, которые подписаны, но еще не исполнены. Решение должно быть вин-вин для каждой стороны, чтобы в сложившейся ситуации выигрывали и мы, и перевозчики. 

Игорь Страчук обращает внимание на то, что меры по компенсации могут быть как прямые (стоимость автомобиля), так и косвенные, в том числе со снижением общей стоимости владения. Ведь коммерческие компании, как правило, считают не стоимость покупки, а именно стоимость машины за гарантийный период или за привычный для компании срок эксплуатации автомобиля (3—5 лет, например). И задача — снизить затраты не только в моменте, но и на дистанции от двух до пяти лет.

— А можно ли компенсировать увеличение стоимости автомобиля за счет более дешевого обслуживания?

— Все-таки сервис не настолько дорогостоящий, чтобы говорить о существенной компенсации возросшего утильсбора. Наша задача сейчас сделать все, чтобы стоимость владения коммерческим автомобилем для перевозчика не выросла или же увеличилась не так существенно, если брать простое арифметическое сложение старых цен и нового утильсбора с НДС на него. 

Я полагаю, что компании-конкуренты с прошлой недели заняты аналогичными действиями. Думают, как снизить затраты, ведут переговоры с заводами, смотрят на остальные составляющие. Так что некоторая непродолжительная чехарда по формированию устойчивых цен нас ждет. Ну а дальше будет понятно.


Реклама

ООО «Автоцентр на МКАД» уже более 17 лет является официальным дистрибьютором GWM, в том числе автомобилей HAVAL, что говорит об устойчивой репутации бренда на рынке, сложившейся системы сервисного и гарантийного обслуживания.

Сегодня бренд HAVAL — это:

   • гарантийная поддержка 5 лет или 150 000 км;

   • выгодные программы финансирования, в том числе «Рассрочка 0,1% до 4 лет» от партнера;

   • скидки и выгода до 7600 рублей на автомобили;

   • сеть салонов и сервисных центров во всех областных городах Беларуси.

Подробности на haval.by

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by