Зимой мало кто задумывается о том, работает ли кондиционер. Но вот пришли теплые денечки и поставили вас перед фактом: что-то с микроклиматом в автомобиле не так. Быстро расскажем о причинах проблем и их решениях.
Пожалуй, самая распространенная проблема: при включенном кондиционере из дефлекторов вместо холодного поступает теплый воздух уличной температуры. И причина, как правило, в том, что в системе отсутствует фреон. Его утечка в районе 5—10% считается нормальной, но внезапная потеря в значительном количестве указывает на нарушение герметичности системы кондиционирования. Происходит это по причине механического или коррозийного разрушения радиатора (конденсатора) или соединительных трубок, но в старых автомобилях утечки могут происходить в самых разных местах, в том же испарителе, например.
Как минимум, требуется диагностика системы и поиск тех мест, из которых фреон уходит, далее в идеале — замена поврежденных деталей на новые. Но по факту стоимость оригинального или качественного лицензионного конденсора может неприятно удивить, если он вообще будет доступен к покупке. В случае с некоторыми моделями это по сути расходник, который больше 3—4 лет с нашими зимними рассолами не живет. С трубками проще и дешевле, с испарителем — как повезет, но сама замена последнего может оказаться трудоемкой и потому недешевой.
В любом случае замена деталей может быть дорогостоящей, так что некоторые владельцы готовы к альтернативным решениям — установке подержанных узлов или дешевых заменителей более низкого качества, попытке ремонта. Если утечка относительно небольшая, когда фреон улетучивается не в течение нескольких часов или дней, а удерживается в системе несколько недель, то кто-то готов даже ездить раз в месяц на дозаправку — так удается пережить самые жаркие летние месяцы, и это будет куда дешевле дорогостоящего ремонта.
Но подобная экономия может выйти боком. Рано или поздно владельцам надоедает постоянно заправлять подтекающую систему, или они принципиально этого не делают в зимний период. Если же кондиционер долго не работает, остается без фреона, то это может привести к другим проблемам.
Так, один из уязвимых узлов системы — компрессор. Он смазывается маслом, которое добавляется во фреон при заправке. Недостаточное количество смазки приводит к быстрому износу механизма, а полное ее отсутствие или длительное бездействие грозят обернуться развитием внутренней коррозии.
Само собой, вывод из строя компрессора приводит к тому, что вы моментально остаетесь без кондиционера. Новый узел стоит дорого, в случае с возрастными моделями целесообразно искать б/у деталь.
Если у вас не просто кондиционер, а климат-контроль, способный поддерживать заданную температуру в автоматическом режиме, то в какой-то момент вы можете столкнуться и с другими неисправностями.
Климат-контроль представляет собой более сложную систему, которая использует ряд датчиков (температуры, солнечного излучения), распределение потоков воздуха осуществляется за счет электрически управляемых заслонок. Выход из строя этих деталей может сказаться на адекватности работы «климата», а вот неисправность электронного блока управления грозит тем, что вы, опять же, рискуете мигом остаться без кондиционера — впрочем, как и без иных режимов работы климатической установки.
Хорошая новость заключается в том, что последний вариант — маловероятный. А вот менее серьезные проблемы вполне возможны, особенно если возраст автомобиля превышает 5—7 лет.
Во-первых, систему стоит периодически проверять на исправность и обслуживать — это включает и заправку системы хладагентом, и визуальную проверку состояния тех же трубок и конденсора, и своевременную замену салонного фильтра.
Чтобы защитить радиатор от механических повреждений, возможно, стоит использовать сетку — если декоративная решетка радиатора слишком крупная. Также имеет смысл промывать снаружи радиатор после зимнего сезона, избавляя его от внешних загрязнений и соли.
Напомним и про услугу очистки системы кондиционирования от бактерий — именно они приводят к появлению неприятного запаха при включении кондиционера. А если работа климат-контроля в автоматическом режиме вам кажется неадекватной, имеет смысл провести диагностику системы.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро