«За одну аварию меня наказывают дважды». И при этом все по закону?

15 апреля 2024 в 8:00
Автор: Виктор Бурый. Фото: Анна Иванова, архив Onlíner, ГАИ Минска

«За одну аварию меня наказывают дважды». И при этом все по закону?

Автор: Виктор Бурый. Фото: Анна Иванова, архив Onlíner, ГАИ Минска

Почти два года назад Ксения попала в неприятную ситуацию: стала виновником ДТП. По ее словам, развернувшись на перекрестке, она не заметила девушку, шедшую по переходу, и сбила ее. Несмотря на то что пострадавшая получила травмы, уголовное дело поначалу не возбудили. Однако через полтора года после происшествия оказалось, что Ксении нужно идти в суд. Причина — та самая авария.

Авария

ДТП случилось 23 июня 2022 года. Ксения на Honda Insight ехала по Городскому Валу со стороны Немиги. После разворота на пересечении с улицей Интернациональной она сбила девушку, которая шла через дорогу по переходу на зеленый сигнал светофора.

— Во время маневра я потеряла пешехода из виду, — объясняет Ксения. — Как мне сказали эксперты, если бы я ее заметила и затормозила на мгновение раньше, девушка сделала бы еще один шаг и оказалась прямо перед капотом. А так она врезалась в бок моей машины.

На мой взгляд, в том месте вообще стоило поставить знак, запрещающий разворот. А еще спустя столько времени я понимаю, что надо было требовать экспертизу касательно светофора, поскольку желтый сигнал слишком быстро превратился в красный. Соответственно, и зеленый для пешехода загорелся быстрее.

Пострадавшую госпитализировали. Ее травмы оценили как менее тяжкие (по признаку длительного расстройства здоровья на срок не более четырех месяцев).

— Я приходила в больницу к девушке, общались мы и онлайн, — поясняет Ксения. — Однако потом она перестала выходить на связь, от встреч отказывалась (хотя я предлагала оказать ей какую-либо помощь), а еще через некоторое время потребовала выплатить $15 000. У меня тех денег, которые она просила, на тот момент не было. В итоге договориться мы не смогли.

По результатам проверки, проведенной компетентными органами, Ксению лишили прав и выписали штраф в размере 20 базовых величин. Потерпевшая при этом все еще могла обратиться в суд в рамках частного обвинения.

Спустя полтора года Ксения собиралась забирать свое водительское удостоверение, и в это время она узнала, что ей надлежит вернуться в суд.

— Я считаю, что потерпевшая специально тянула время после аварии, чтобы собрать как можно больше документов для иска, — отмечает Ксения.

Суд

Действия Ксении суд квалифицировал по части 1 статьи 317 («Нарушение ПДД водителем, повлекшее по неосторожности причинение менее тяжких телесных повреждений») Уголовного кодекса Беларуси. Свою вину она не оспаривала, исковые требования потерпевшей (8000 рублей компенсации морального вреда и 5000 рублей компенсации материального вреда) она признала частично.

В качестве наказания ей назначили ограничение свободы на полтора года без направления в исправительное учреждение.

— Интересно, что после аварии у пострадавшей остался рубец длиной 1 сантиметр, который сначала не признали неизгладимым (согласно двум судмедэкспертизам), — говорит Ксения. — Однако в приговоре было сказано, что он как раз-таки является таковым.

Кроме того, Ксения должна выплатить компенсацию морального вреда на сумму 8000 рублей и пошлину в доход государства (120 рублей). Также суд удовлетворил иск потерпевшей о возмещении расходов на лечение, хотя и не в полном объеме.

— В целом за переломанную челюсть и несколько ссадин пострадавшая в итоге получила 10 100 рублей. Ограничение свободы для меня стало очень болезненным наказанием, — не скрывает женщина. — Я сейчас живу в Ждановичском сельсовете. Согласно подписанным мной документам, с 19:00 до 08:00 по будням я должна находиться дома. С 19:00 пятницы до 08:00 понедельника покидать его также нельзя. У меня есть приподнятая терраса, которая как бы является частью дома. Если бы она была пристройкой и не имела под собой фундамента, то и туда выходить было бы нельзя.

С 14:00 до 16:00 я могу посещать магазин, но ближайший расположен в 3 с половиной километрах от дома, а автомобиль пришлось продать. Местный магазин до 1 мая не работает. Он расположен примерно в 500 метрах от меня. Дважды в месяц в установленные дни я должна посещать уголовного инспектора. Также ко мне приезжают с проверками. Отмечу, что сотрудники относятся ко мне доброжелательно, называют по имени и отчеству. Они могут зайти в дом, проверить условия проживания. Также у них есть возможность освидетельствовать меня на наличие алкоголя, поскольку его употребление запрещено.

Я всем хотела бы пожелать никогда не попадать в подобные ситуации. Конечно, из-за судимости теперь будет сложно найти приличную работу (раньше я работала на себя, в числе прочего занималась грузоперевозками). Несмотря на то что я очень нервничала на фоне произошедшего (по этой причине ко мне даже стали цепляться всякие заболевания), мне хватило сил пройти через все это. Я по-прежнему верю, что мир не без добрых людей.

Вот так получается, что за одну аварию меня наказывают дважды. Я надеюсь на амнистию, которую планируют провести в этом году в июне. К моей статье она применима. Иначе мне советуют подать дело на пересмотр. Было бы интересно услышать мнение людей, которые оказывались в похожей ситуации. Со мной можно связаться в Telegram, ник — @treoks.

Все законно?

— В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование в суде может осуществляться в порядке частного обвинения, — отмечает юрист Татьяна Ревинская. — Частное обвинение — это небольшая категория дел. Особенностью такого обвинения является возможность возбудить уголовное дело только по заявлению пострадавшего от преступления. Составы преступлений, которые относятся к делам частного обвинения, определяются частями 2 и 3 статьи 26 УПК.

По ее словам, на практике суды чаще всего рассматривают уголовные дела по статье 153 («Умышленное причинение легкого телесного повреждения»), части 1 статьи 317 («Нарушение ПДД водителем, повлекшее по неосторожности причинение менее тяжкого телесного повреждения») и части 1 статьи 205 («Кража имущества, при которой потерпевший и обвиняемый являются членами семьи, близкими людьми либо родственниками») УК Беларуси.

Дело частного обвинения возбуждается пострадавшим (или его представителем) путем подачи в суд заявления о совершении в отношении него преступления. Предшествующим этапом является проведенная органом внутренних дел проверка по факту совершения преступления. В ходе нее собираются доказательства: опрашиваются лицо, которое совершило правонарушение, а также потерпевший и свидетели. Плюс проводятся освидетельствование, экспертизы, осмотр места происшествия, выполняются иные процессуальные действия.

Юрист добавляет, что если в действиях лица имеется состав преступления, относящийся к делу частного обвинения, то проверка прекращается (выносится соответствующее постановление, в котором приводится юридический анализ ситуации), а заявителю разъясняется право возбудить в суде уголовное дело частного обвинения. Но нельзя забывать о сроках привлечения к ответственности. Наиболее распространенные составы преступлений по делам частного обвинения относятся к категории не представляющих большой общественной опасности. По ним лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня преступления прошло два года (если срок давности не прерывался или не приостанавливался).

То есть пострадавший может обратиться в суд с заявлением о возбуждении уголовного дела в любое время до истечения срока привлечения виновного лица к ответственности. Пострадавший может также заявить гражданский иск о компенсации материального и морального вреда, причиненного преступлением.

Закон допускает прекращение уголовного дела в связи с примирением пострадавшего с обвиняемым. В таком случае суд вынесет соответствующее постановление (пункт 5 части 1 статьи 29 УПК).

— Видится, что это самый разумный способ разрешения ситуации как до обращения пострадавшего в суд, так и в суде, — заключает юрист. — Это позволит избежать негативных последствий для виновника ситуации.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by