«Китайскую машину не куплю — это не престижно». Что китайцы думают о своем автопроме и на каких брендах ездят?

06 мая 2024 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: автор. Обработка: Максим Тарналицкий

«Китайскую машину не куплю — это не престижно». Что китайцы думают о своем автопроме и на каких брендах ездят?

Автор: Вероника Сайко. Фото: автор. Обработка: Максим Тарналицкий

Шутки про «китайцев» зашли слишком далеко: по Минску чуть ли не через одну машину ездят Geely, «электрички» с иероглифами на багажнике больше не белые вороны в потоке. Льготные кредиты и отсутствие «европейцев» и «американцев» в шоурумах сделали свое дело, в итоге на рынке обосновались предприимчивые «китайцы» с огромными экранами в салоне. А как они чувствуют себя на родине? Ездят ли сами китайцы на «китайцах»? И почему жители КНР не считают свой же автопром престижным? Побывали в трех китайских городах — Пекине, Уху и Шанхае — и делимся впечатлениями.

Берегись мопеда! Какой он — автомобильный Китай?

Можно сколько угодно думать стереотипами и выбирать «вторичку» вместо авто от дилера. Но спрос рождает предложение — и судя по тому, какое количество китайских брендов зашло на наш рынок, покупатели активно выбирают модели, названия которых раньше и выговорить не могли. Дилерские центры опоясывают всю Беларусь, явно намекая, что не только в столице готовы к экспериментам.

«Китайцы» чувствуют себя в нашей стране неплохо: нас (и еще тысячи журналистов и блогеров со всего мира) в поездку по Поднебесной пригласил премиальный Exeed. Все для того, чтобы рассказать о новом суббренде (еще более люксовом), который может у нас появиться, показать новые модели и похвастаться производством. Что ж, могут себе позволить, а мы и не против. Дальше — о собственных впечатлениях от китайских дорог и мнение азиатов насчет родного автопрома.

Какой он, Пекин? Высокий, многолюдный и яркий. По крайней мере, в центре и окрестностях. Эдакая «Москва-Сити», только гораздо больших масштабов. Куча «стекляшек», разноцветных вывесок с иероглифами и слепящей глаза подсветкой. Пекин never sleeps. Да и в других городах, в которых мы побывали, ночью в шаговой доступности можно было найти забегаловку или супермаркет, работающие до глубокой ночи. Это вам не Минск, где после 23:00 все впадает в спячку.

При этом в Пекине чувствуешь себя безопасно даже ночью. Правда, только в пределах тротуара. Синоним к слову «индифферентный» — это отношение китайцев к ПДД. Мопедисты, коих тут просто несметное количество, пересекают перекрестки по диагонали, спокойно встраиваются с пешеходных переходов в поток машин, чтобы не ждать разрешающего сигнала светофора. И постоянно сидят в смартфонах за рулем.

А еще здесь все без конца сигналят. Если у нас гудок заставит обернуться и посмотреть по сторонам от неожиданности, то в Китае он превращается в сплошной интершум. В какой-то момент бибиканье ночью и вовсе начинает убаюкивать. Без дополнительной шумоизоляции на окнах человеку с чутким сном в Поднебесной просто не выжить. Но подробнее об организации дорожного движения мы расскажем в отдельном материале, а сейчас вернемся к тому, что ездит на дорогах.

Помимо мопедов в тренде у жителей крупных городов велосипеды. Шеринговые велики иногда выстроены стройным рядом в сотни метров. С утра на светофоре бок о бок можно увидеть на велосипеде какого-нибудь офисного клерка в костюме и с портфелем, девушку в «бизнес-кежуал» и какого-нибудь любителя-спортсмена в гораздо более подходящем аутфите для кручения педалей, чем у первых двух.

Следующий этап развития — трехколесные электрические машинки, напоминающие моторикши, но с цельным кузовом. Обычно в них два места, и ПДД им тоже не писаны: владельцы этих «тук-туков» лихо заскакивают с проезжей части на тротуар и наоборот, сокращая себе маршрут.

В Шанхае мы встретили такие в такси (правда, работали они от борта, а не через приложение) — водители предлагали прокатить по пешеходным и не только улочкам исторического центра с ветерком. Но чаще всего подобные «трехколески» попадались на глаза в Уху (городской округ с населением почти 4 млн, где базируется Chery).

Их популярность, разумеется, обусловлена низкой стоимостью: на made-in-china.com мы нашли предложения от $600 до $2000.

Что китайцы думают о своем автопроме и на каких брендах ездят?

А теперь — к полноценным автомобилям. На каких брендах ездят китайцы? На абсолютно всех! В аэропорту Пекина над центральным входом нас встретил большой рекламный плакат Mercedes — и сразу стало понятно, что не одними «китайцами» едина КНР.

Но давайте послушаем мнение коренного пекинца. Саша (так мужчина предлагает себя называть туристам из СНГ) считает себя заядлым автолюбителем. Говорит, что сейчас точно не готов купить бензиновую китайскую машину, пока есть более «престижные» BMW или Mercedes.

— Престиж — самое главное, ведь друзья и знакомые смотрят друг на друга, обращают внимание, кто на чем ездит, — утверждает Саша. — Моим первым автомобилем был Volkswagen. Сейчас я езжу на BMW, хотя его обслуживание недешевое.

— Из китайских марок могу выделить только Hongqi. Хорошая, известная марка, другие бы покупать не стал. Сейчас на Hongqi ездят наши чиновники, — добавил собеседник.

Мы не могли не упомянуть в разговоре Geely. Машин этого бренда на китайских дорогах как будто в разы меньше, чем в Беларуси. Но Саша отреагировал на «Джили» без особого энтузиазма:

— Это известная марка, неплохая. Как и Chery, они делают простые машины, не премиальные. Если бы начали выпускать крутые авто и недорого — я бы купил.

Локальных брендов тут явно больше, чем у нас. Даже не так: выбор скорее разнообразнее. Но соотношение с «американцами», «европейцами» и «японцами» точно не 50 на 50. Если попытаться подсчитать, то, наверное, процентов 30 бензинового потока приходится на китайских производителей, все остальное — это знакомые нам десятилетиями марки.

В первый же вечер пребывания в Китае мы пошли искать двор, не состоящий из сплошных новостроек, — чтобы понять, на чем ездят среднестатистические жители Пекина. И встретили нас там Volkswagen Polo, Ford Focus, Honda Odyssey, Toyota Rav4. Бок о бок с ними стояли представители Haval, Changan и GAC. В общем, подтверждаем предыдущую гипотезу.

По ощущениям, если откинуть чистокровных «китайцев», самый часто встречающийся бренд — Buick. Но это не удивительно: компания имеет заводы в КНР (как и многие мировые производители), и у многих ее моделей мало общего с коренными «американцами».

Часто на глаза попадаются бренды, которые когда-то были выкуплены китайскими корпорациями. Roewe, например (бывший британский Rover). Таких машин особенно много в Шанхае, в такси. Но если автомобили этой марки стали совсем безликими, то спортивные MG (входили и входят в одну группу компаний с Rover) могут заставить обернуться. Cyberster — так точно.

Кстати, о такси. Если говорить про Пекин, то в этой сфере почти все машины — либо Beijing (корпорация BAIC, официально представлена и на нашем рынке), либо BYD.

— Почему электрических Beijing так много в пекинском такси? Это все влияние правительства. Таксистов законами подтолкнули, им едва ли не пришлось поменять машины с ДВС на электро, — объяснил коренной пекинец.

Странные ограничения для бензиновых машин, или Почему электрокары побеждают

Отдельная тема — электрокары. Первое наблюдение: в Пекине вечером, несмотря на довольно плотный поток автомобилей, тихо. «Электричек» здесь действительно много: навскидку больше трети потока и практически все такси. В Шанхае, кажется, и того больше — как минимум половина машин на улицах центра. В Уху бензин пока побеждает.

— У нас появилось много электрических китайских авто — у них и комплектация хорошая, и цена. Это круто. Вот электрокар китайский я готов купить, наши люди их тоже активно берут, — высказал свое мнение об «электричках» наш гид.

— Недавно свой автомобиль выпустили в Xiaomi. Он недорогой (стоит как Toyota Camry), модный, хорошо выглядит, у него отличная реклама. Жене, может, куплю такой. Она ездит немного, я отдал ей свой предыдущий Volkswagen, — добавил Саша.

Почему все стали пересаживаться на электрокары? Правительство стимулирует. Нет налогов, экологических ограничений, на электрических машинах можно ездить каждый день. Если у тебя машина с ДВС, то в Пекине, согласно местным законам по борьбе с темпами автомобилизации, загазованностью города и смогом, ты можешь пользоваться ей лишь пять дней в неделю. Все зависит от того, на какую цифру заканчивается номер. Например, 2 и 7 не могут ездить по средам. Иначе — штраф 100 юаней (примерно 45 рублей) каждые три часа.

Кстати, о Xiaomi. Возле стенда этого бренда на Пекинском автосалоне мы познакомились с молодым человеком по имени Bingyi (так он сам записал в блокноте). Китаец поинтересовался мнением о Su7, назвал машину «копией Porsche» и подтвердил, что для Китая она дешевая. В ответ мы поинтересовались зарплатами, при которых авто почти за $30 000 кажется недорогим.

— В Пекине в среднем около $2000 в месяц, — ответил наш новый знакомый. — Столица занимает большую долю автомобильного рынка Китая. Здесь ежегодно продается около 2 млн машин. Самый популярный бренд? В прошлом году им стал BYD.

— В более развитых городах Китая многие покупают электрокары. Тогда как в регионах они еще в новинку, потому что этой индустрии здесь всего три года, — уточнил молодой человек.

Большинство электрокаров в КНР — китайского происхождения. Это вышеупомянутые BYD и BAIC, а также Li, Arcfox, Zeekr, Hongqi. Неоднократно мы видели представителей линейки Geely Geometry. Но при этом немало Tesla (Model Y и 3 встречались чаще всего) — в Китае есть фирменные салоны бренда.

— Знаете, почему так много китайских авто экспортируется? Из-за избыточного производства. Наш рынок не может «пропустить» через себя столько машин. Мы производим около 30 млн авто в год, в то время как объем потребительского рынка — всего 20 млн. Поэтому производителям приходится искать другие рынки сбыта, чтобы покрыть общие мощности, — дополнил наш новый знакомый с автосалона.

В Китае нет «корчей»? Вот причина

Практически все автомобили с ДВС — достаточно свежие, до пяти лет. Это тоже можно отнести к списку причин, по которым на улицах крупных городов довольно тихо (и утренний смог уже не так пугает приезжих).

На дизельном топливе ездят преимущественно грузовые машины. Более того, легковушку на «дизеле», как нам рассказали, на учет сейчас не поставить.

В общественном транспорте больше всего электробусов, они же используются и для туристических целей.

Нельзя не упомянуть о хорошем и аккуратном состоянии большинства автомобилей в потоке. Если у нас машина с ржавчиной или сквозной коррозией — явление довольно привычное, то в Китае (напомним, мы говорим о крупных городах) «корчей» считанные единицы. Неужели это влияние климата на долговечность кузова? Автомобили старше 20 лет здесь сохранились, кажется, только в музеях.

— Почему у нас так мало старых машин? Их все продали в провинции. Здесь столица, уровень жизни выше. В центр города нельзя заехать, если у тебя старая машина, которая не проходит по определенным экологическим стандартам. Такую пекинцы не могут купить по закону. А в регионах ограничений нет, — отметил собеседник.


Главное впечатление от китайских дорог — поток здесь явно ярче, чем в СНГ. Ярко-розовые автомобили или машины с расцветкой «хамелеон» встречаются почти на каждом перекрестке, в то время как у нас такое транспортное средство на парковке заставит достать смартфон и сделать фото.

В более провинциальном Уху очевидна огромная любовь китайцев к квадратным трехдверным «электрокрохам» вроде Chery QQ или Wuling EV Mini. Подобные машинки владельцы кастомизируют как могут. И улыбаются, когда на них обращают внимание иностранцы.

Все материалы от наших журналистов про то, как живет Китай в 2024 году, — здесь.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by