Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению, за все время за рулем перепробовал немало автомобилей: своих собственных, служебных, каршеринговых, машин своих учеников. Мало кому удается так часто менять руль, да еще всякий раз подходить к вопросу со знанием дела. Сегодняшний разбор посвятим именно этому — автомобилям инструктора Краснова: что понравилось, что не понравилось, чего ждем от автопроизводителей в будущем? И самое главное: какую машину хорошо бы приобрести сейчас?
— Что для вас автомобиль?
— Это прежде всего рабочий инструмент. У меня вообще такая философия: для чего еще нужна машина, если она не зарабатывает? Понятно, что есть те, кто ездит просто так, и автомобиль — способ куда-то доехать. Важно, чтобы и такие люди оценивали важность того, что они садятся за руль. Потому что водитель — это дополнительная профессия и большая ответственность. И каждый должен понимать, что он не имеет права ехать, если у него есть какие-то проблемы с умением этим автомобилем управлять или же со способностью видеть дорожную обстановку и ориентироваться в ней, — рассказывает Юрий Краснов.
Он, кстати, водитель в третьем поколении.
— Дед — Краснов Петр Васильевич, шофер, прошел Великую Отечественную. Отец — Краснов Сергей Петрович, всю жизнь крутил баранку, служил в милиции. И я такой же. Наверное, когда родился, изначально все было предрешено. У меня же все игрушки — машинки, с самого детства я понимал, что это — мое. Помню, как учился в политехническом техникуме, и моего отца вызвали на беседу, потому что я своему классному руководителю заявил, что мне учеба не нужна, я буду машину водить. А учился я на технолога по обработке материалов на станках и автоматических линиях. Потом уже папа серьезно побеседовал со мной, и благодаря этому в техникуме я все-таки доучился.
Но история повторилась в университете. При всяком удобном случае студент Юра Краснов подсаживался на лекциях к окошку и, вместо того чтобы впитывать знания, смотрел на проезжавшие по проспекту машины, мечтая о собственном первом автомобиле.
— Тогда я грезил Skoda Favorit или Skoda Forman. Еще бы: современные иномарки, которые, как мне казалось, я смогу себе позволить, когда стану зарабатывать, — смеется собеседник.
— Ну и наконец, машина для меня — это и удовольствие тоже, радость от движения. Я люблю сесть за руль и ехать, ехать, смотреть, как бежит на меня дорога, как меняются пейзажи. Короче, так напиши: автомобиль для Краснова — как конь для казака.
Коней у нашего «казака» двое, оба с шильдиками Renault.
— Если по-простому, то Logan Stepway у меня для работы, а Lodgy — это для семьи, — объясняет инструктор.
И, разумеется, обе машины нахваливает.
— Я помню, как покупал свой Logan. Я тогда сильно хотел Stepway, но он же дороже был. И, помню, разговариваю на эту тему с женой, говорю, мол, надо Logan брать, а сам так в сторону Stepway поглядываю. Она заметила, тоже присмотрелась и говорит: «Ну такой Stepway все же поинтереснее будет. Может, его?» Короче, я был счастлив.
Машина нравится, для обучения она вообще одна из лучших: очень выносливая, ничего в ней не ломается. Я же еще тогда думал, выбирал между Renault и Lada Vesta. Но у Vesta как: дизайн хороший, обзорность хорошая, зеркала хорошие, но коробка и двигатель — это кошмар. Машина не разгоняется, коробка нормально не переключается. У Logan таких проблем нет. А после Lodgy она мне вообще как родная. Занимаюсь на ней, людей учу — и бед не знаю. У Kia Rio и Hyundai Accent, я знаю, через минут 15—20 отработки парковки на полигоне усилитель руля вырубается. А у Logan — все работает. У Ford Focus роботизированная коробка перегревается, приходится занятие прекращать. А у Logan — все всегда в порядке.
Впрочем, об одном недостатке мне все же известно. Есть проблема в конструкции геометрии трапеции. Когда колеса до упора поворачиваешь, то одно из колес движется не по своей траектории, а как бы боком скользит наружу. В результате быстро изнашиваются передние покрышки, мне летней резины только на сезон хватает.
— A Lodgy у вас появилась раньше?
— Да, в 2014 году. В ней мне нравится то, что она очень просторная, я в салоне ходить могу. Всю семью усадил — и повез на дачу, никаких проблем. Дизельная, экономичная. Вот если бы еще на «автомате» — цены бы ей не было. Внутри, конечно, все пластиковое, понятно, что автомобиль бюджетный. Помню, когда только пересел на него после Opel Zafira, это, конечно, бросалось в глаза. Ну и это же максивэн, для семьи он шикарен, но парусность у него большая. На трассе до 120 км/ч ведет себя очень хорошо, а вот дальше нужно его ловить.
— Я давно заметил, что есть марки, на которых хорошо учиться водить машину. Тот же мой Logan, например, та же Lada, еще Mazda. А есть такие модели, на которых сразу нужно уметь ездить. Я говорю о BMW, Opel, Ford. Это связано и с удобством расположения за рулем, и с информативностью органов управления. Помню, занимался с курсанткой на Ford и все ее одергивал: «Чего ты так резко тормозишь?» А потом сам сел за руль... Не знаю, как там тормозить не резко, так там настроена тормозная система. Новичку с этим сложно, — отмечает преподаватель.
— В некоторых машинах все получается быстро настроить под себя, а в других, как ни старайся, всегда остается какой-то дискомфорт. Значит, автомобиль сделан не под тебя, ничего не попишешь. Поэтому перед покупкой лучше посидеть в разных машинах, ощутить, как ты чувствуешь себя за рулем. В конечном счете это будет влиять на общее состояние водителя, на то, насколько быстро он устает, какое у него настроение за рулем.
Geely для нас всех уже родная марка, о ней нужно говорить отдельно.
— Ездил, наверное, на всех. Из свежего: в легковом Emgrand хорошие сиденья — я был удивлен. Дизайн мне тоже нравится, салон приятный. Понятно, что машина бюджетная, мощности двигателю, может, и не хватает, он больше ревет, чем едет. Но это у большинства «бюджеток» так: обороты повышаются, а автомобиль не едет, — считает Краснов.
— Coolray я называю «бешеной табуреткой». Машина легкая, мотор турбированный, колеса в спортивном режиме прокручиваются даже на сухом асфальте. Я зимой ехал по трассе: при 90 км/ч еще чувствуешь себя уверенно, а на 120 уже думаешь, как бы не словить занос. База коротковатая, автомобиль для города.
На трассе зато хорошо себя чувствуют Atlas или Tugella. Atlas, правда, тяжелый, по педалям не очень отзывчивый, обзорность так себе. А вот в Tugella обзор вполне годный. Вообще машина классная, динамичная, мощная, управляемая. Те же комплименты от меня Monjaro — все нравится.
— Так надо брать?
— Я уже к 7-местной машине привык, я же семейный человек. Поэтому мы сейчас об Okavango мечтаем. Там тоже все здорово: «автомат», места много, круиз-контроль — красота!
Иногда вместе с курсантами инструктору удается поездить на весьма примечательных авто. Тут главное — носом слишком не кривить, а то ведь решат, что выпендриваешься.
— Ездил я на Porsche: на Panamera, Macan, Boxter — и, вот честно, особо не впечатлился. Сел и подумал: «А мне Audi больше нравится», — говорит ведущий рубрики.
— Это чем же вас так Audi зацепила?
— Не знаю даже. Туда садишься, и ощущение такое необычное... Может, шаманы так наколдовали, — смеется Краснов. — Хотя в целом все мощные дорогие машины сделаны как-то по особому. Ты в них садишься и сразу ощущаешь себя пилотом то ли гоночного автомобиля, то ли космического корабля. То есть это уже не просто машина, получается.
— Странно, что про BMW до сих пор не вспомнили.
— Вспомню, а как же! Ездил я на X1, X3, X4, X5. На электрическом iX ездил. Но знаешь, после того как я с «электрички» пересел на заряженный X3, сразу появилось ощущение: вот, теперь в настоящей машине. Да, «электричка» едет, да, быстро, да, комфортно, и управляется прекрасно. Но нет там вибрации двигателя, а это тоже важно. Хотя, может быть, это просто моя привычка.
Кстати, у электрической BMW же руль квадратный. Я с ужасом жду, когда ко мне приедут учиться на машине со штурвалом. Как же я тогда буду человека руль учить крутить? Как такой машиной управлять в экстренных ситуациях?
— Какая BMW для вас самая настоящая?
— Мне нравится 5-Series — она классная! «Тройка» была бы тоже ничего, но она все-таки тесноватая, причем и для пассажира, и для водителя.
— Тогда принципиальный вопрос: BMW или Mercedes?
— Для меня Mercedes. Он дает большее ощущение комфорта, в нем никуда не хочется торопиться. Хотя самые яркие впечатления от авто, которые я испытывал за все время, были как раз от очень быстрого Mercedes — AMG43. Там нажимаешь на педаль газа, и машина разгоняется так, что ты чуть сознание не теряешь.
— А как же Tesla?
— Ну а что Tesla? Ездил я на Model 3, ездил на Model X. Основная моя претензия — ты в эту машину садишься и всякий раз начинаешь учиться, как там что регулируется. Еще и по шумоизоляции, и по комфорту есть вопросики. Вроде такой высокотехнологичный автомобиль, но салон визуально не соответствует тому уровню, который заложен.
А вот то, что там столько ассистентов, помощников, то, что она показывает и машины, и пешеходов, — все это большой плюс. Я думаю, вскоре эти технологии в полной мере появятся и в среднем классе. Это особенно важно для людей, которые не умеют безопасно управлять автомобилем. А таких немало. Вот производители и бьются над вопросом, как сделать машину, на которой любой водитель не попадет в ДТП. А если и попадет, то не причинит большого вреда ни себе, ни остальным.
— А была машина, которая вот совсем не зашла?
— Ford Mustang. Как-то дали на полдня, так мне потом еще долго и спина, и плечи, и шея болели. Такой автомобиль нужно постоянно держать под контролем, он всегда пытается поехать куда-то не туда, где-то уйти в занос, если ты чуть резче дал. А еще день был дождливый. Я как будто управлял грузовиком, правда весьма мощным. Постоянно в напряжении, не можешь ни на минуту расслабиться. Помню, как после Mustang сел в свою Lodgy и такое удовольствие получил... Рулишь одной рукой, не боишься, что машина куда-то не туда поедет, — класс!
— И это же касается остальных американских маслкаров. Как говорят о Challenger? У этой машины задние колеса не только не знают, что есть передние, они даже не знают, что их пара. Сидеть в этих авто неудобно, залезать туда неудобно, вылезать неудобно. Снаружи — да, кажется, что классные. Но на этом все удовольствие заканчивается.
Хотя, наверное, если ты укротил такого «Мустанга», да еще получил от этого удовольствие, — ты и правда крут.
— У меня неоднозначное впечатление о Voyah, — продолжает Краснов. — Снаружи машина красивая, салон качественно сделан: ты садишься — а там все по-богатому. Есть много систем безопасности — это здорово. Едет отлично, ну все хорошо. Единственный нюанс — не понравилась противозаносная система. Даже в бюджетных авто куда руль направляешь в заносе — туда машина и едет. А Voyah сначала вроде не дает ничего сделать, а потом в критическом заносе разворачивается задом в направлении движения, хотя машина полноприводная. И что ты ни делай — все бесполезно. Зимой на ней нужно ездить аккуратнее.
— Машины из какой страны любите больше всего?
— Я люблю итальянские. И еще американские. И Audi люблю. И еще Subaru.
— Самая красивая марка на наших дорогах?
— Mazda.
— Ни разу еще не упомянули Volvo...
— Очень безопасная, очень надежная, очень практичная. И очень скучная.
— А Range Rover?
— Классная машина. Гонщик-интеллигент.
— Что думаете об электромобилях?
— Я сомневаюсь, что это действительно будущее.
— Как выбирает машину Юрий Краснов?
— Критерий оценки авто для меня такой: машина не ломается, а если ломается — доезжает до СТО. Второе — бюджет обслуживания: не хочется тратить на машину много денег, хочется, чтобы она ездила и обслуживала твои интересы. Третий критерий — новая машина, не «бэушка». А то ездишь и думаешь, что еще и когда в ней сломается. Новое авто, обслуживаемое у дилера, на гарантии.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Чтобы помочь Каталогу Onlíner стать еще лучше. Опрос займет всего пару минут.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by