Включаете ли вы указатель поворота, когда выезжаете на перекресток с круговым движением? Да, правила больше не обязывают это делать, но некоторые водители по привычке все так же «моргают». А при выезде с такого перекрестка зажигаете поворотник? Или, может быть, считаете, что и это делать не обязательно, ведь и так понятно, куда вы едете? Сегодня вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, разбираем, какую роль играют указатели поворота на кругах и какие опасности могут возникать, если этими указателями не пользоваться.
Приглашенный гость сегодняшнего разбора — Максим, тоже инструктор со значительным опытом, до этого 13 лет проработал в такси. Он сформулировал проблему, которая беспокоит многих водителей, регулярно проезжающих перекрестки с круговым движением:
— За годы за рулем я лично для себя выработал понимание того, какой указатель поворота включать на кругах. Но у меня возник спор с подписчицей. Она настаивает на том, что можно пользоваться правом, предусмотренным теперь в ПДД, и не включать указатель поворота при въезде на круг. Я пытался объяснить, для чего нужен поворотник, но мои аргументы остались без внимания. Что ж, возможно, у подписчицы просто не было таких случаев в практике, какие были у меня.
— Какие, например?
— Понятно, что если вы один на кругу, то все будет нормально — можно никакой поворотник не включать. Но когда машин много, часто возникают опасные ситуации, когда ты едешь правильно, а кто-то рядом едет неправильно.
Типичная ситуация — перед въездом на круг занял какую-то полосу, а потом вдруг сообразил, что выбрал ее неверно.
— Минчане знают, что при въезде на круг, чтобы ехать не на первый съезд, а дальше, лучше занимать крайний левый ряд. И наоборот: чтобы уехать с круга сразу направо, лучше справа и становиться. Но водители встречаются разные, кто-то, возможно, не местный, кто-то, может, вообще впервые проезжает такой перекресток. И начинается хаос. Поморгал бы человек поворотником — ты бы хоть понимал, чего от него ждать. А так кругом полно сюрпризов: кому куда вздумается — тот туда внезапно и поедет, — продолжает Максим.
Именно в такую ситуацию недавно попал один из наших читателей, приславший видео с площади Бангалор. При выезде на круг водитель Acura не включил указатель поворота: никаких проблем, по ПДД так и надо. Но по правилам из его полосы нужно было двигаться дальше по кругу, а водитель свернул на первом съезде. Автор видео в свою очередь поехал по кругу. Рисковали столкнуться. Что же уберегло? «Вовремя заметил боковым зрением, что включился правый указатель поворота», — уточнил читатель.
Или ситуация на кругу. Один слева собирается уходить на съезд, другой справа хочет продолжать движение по кругу.
— Допустим, человек справа включил левый указатель поворота, я его поворотник вижу и понимаю, что мне лучше эту машину пропустить. Но понимаю я это только благодаря поворотнику, — отмечает Максим. — Если даже включен правый указатель, я, находясь слева от автомобиля, физически не могу его увидеть. Поэтому в моем представлении, если у человека не горит левый поворотник, значит, он по-любому едет направо, съезжает с круга и не поедет мне наперерез. Но это теория, а на практике люди из правого ряда безо всяких поворотников спокойно едут налево, чем создают опасные ситуации.
Краснов тем временем набросал на доске схему кругового перекрестка.
— Максим правильно сказал: на некоторых перекрестках, исходя из той ситуации, которая развивается вокруг, водитель может принять решение, что, из соображений собственной безопасности, ему лучше включить левый поворотник, — отмечает ведущий рубрики. — Сейчас какие правила: при въезде на круг поворотник включать не надо. Но если при въезде на круг ты видишь, что тебе нужно поменять полосу (а по нашим правилам, если нет сплошной разметки, перестраиваться можно), то ты будешь включать поворотник.
Правила дорожного движения:
Перед началом движения, перестроением, выездом на трамвайные пути попутного направления, съездом с них, поворотом налево или направо, разворотом, выездом на проезжую часть дороги, съездом с нее и остановкой водитель обязан убедиться, что его действия будут безопасны и не создадут препятствия и опасности для дорожного движения, подать сигнал световыми указателями поворота соответствующего направления (п. 56).
При въезде на перекресток, где организовано круговое движение, подача сигнала световыми указателями поворота не производится (п. 57-1).
— Но есть нюанс: на круговых перекрестках невозможно указателем поворота показать, что ты хочешь перестроиться. Ты будешь раньше перестраиваться, чем включать поворотник, — объясняет преподаватель. — Правда, есть исключение: «Минск-Мир» с его большим кругом. Там хорошо, там круг большой, у тебя есть время включить указатель поворота, а у других есть время это понять. Но на обычном кругу — даже на площади Бангалор — ты пока включишь поворотник, пока его увидят, пока поймут, для чего он включен, — ты уже перестроишься давно. Поворотники применяются на кругах именно на перспективу. Если на обычном перекрестке хочешь повернуть направо, то ты включаешь правый поворотник, и все понимают, что твоя машина на перекрестке уйдет направо. Если включил левый поворотник — уйдешь налево. А при въезде на круг никто не знает на каком съезде ты его покинешь.
На круговом перекрестке указатель поворота приходится включать до перекрестка, чтобы показать, что будешь ехать по кругу и до какого момента.
Таким образом, не забывая о том, что при выезде на круг подача сигнала указателем поворота не производится, нужно оценивать ситуацию вокруг.
— Чтобы сориентировать окружающих, можно включить поворотник именно выезжая на круг. А не моргнуть уже на кругу пару раз для галочки, не оставляя времени на реакцию, — считает Краснов.
Кстати, если обратить внимание на то, как сейчас едут водители, то многие по старой привычке указатели поворота включают: правый, если едут на ближайший съезд, и левый, если едут по кругу дальше.
— Я заметил, что с поворотниками едут возрастные водители, а молодежь уже ничего не включает. Даже выезжать с круга многие стали без указателя поворота, — подтвердил Максим.
— ПДД изменились еще относительно недавно, сейчас идет переходный период — иначе и быть не могло. В какой-то момент водители, которые поездили по Европе, переставали включать поворотники и на наших дорогах. Такая инициатива на местах, — отметил ведущий рубрики.
— Кстати, а откуда вообще взялась идея не включать поворотник, выезжая на круг? Какая в этом логика?
Краснов вспомнил старые времена, когда на кругах знаков почти не было, висели только «Уступить дорогу» и табличка, которая указывала на то, что круг — главная дорога.
— Разметки в том виде, какой мы видим ее теперь, не было. Сейчас она есть. И вот красивая сплошная разметка прямо по дуге выводит тебя туда, куда нужно. И люди задаются вопросом: так а зачем включать поворотник, если они все равно могут ехать только по такой траектории, — все же понятно. И потом включают только правый поворотник на съезде, — говорит преподаватель.
— Но это логика людей, которые думают только о себе. Вам и так понятно, куда ехать? Очень хорошо. Сделайте еще так, чтобы и остальным было понятно, куда вы поедете в следующий момент.
— Откуда вы знаете, как видит дорогу человек, который едет за вами? Любой водитель понимает: если на машине моргает поворотник, значит она будет притормаживать и маневрировать. Соответственно, и другой водитель, понимая это, тоже снизит скорость и активизирует внимание. Нет поворотника — нет важного сигнала, предупреждения. Если ты не включил поворотник, то рискуешь тем, что человек сзади не сориентируется и въедет в тебя. Кто-то скажет, мол, я жму на тормоз, у меня стоп-сигналы загораются. Я согласен. Но моргающий сигнал воспринимается быстрее и четче, чем просто горящий. А на стоп-сигналы в дневное время вообще могут внимания не обратить, — продолжает Краснов.
Чем опасен переходный период? Одни недавно отучились в автошколе и хорошо запомнили, что, выезжая на круг, указатель поворота включать не нужно. Другие, с опытом, помнят, что поворотник они включают. Третьи уже что-то слышали, но еще не вполне разобрались, поэтому включают или не включают что попало и как попало.
— Сейчас я замечаю немало машин, которые сворачивают с круга направо, моргая левым поворотником. Он едет с левым поворотником по кругу, а потом забывает переключиться на правый. Я с этим смирился: всех не научишь, — добавляет ведущий рубрики. — Есть и те, кто ничего не показывает выезжая с круга, а не только въезжая на него. Логика такая же: разметки много, он едет по разметке — всем же все должно быть понятно. Но это порочная практика. Т-образный перекресток, движение из правой полосы разрешено только направо: тоже не нужно включать поворотник? Я уже стал замечать таких водителей. Но указатель поворота нужен для привлечения внимания, он помогает избежать аварийной ситуации.
Одно радует: нет больше конфликтов при сдаче экзаменов в ГАИ. А то надо или не надо, правый или левый — поди разберись, у всех был разный подход и своя методика.
— Проблемы нет: не хотите — не будем включать поворотник. Как договорились, так и действуем. Но как быть с опасными ситуациями, которые возникают? Можно с помощью организации движения убрать эти проблемы: одна полоса на кругу — и никаких конфликтов. Потому что наши водители, если полос две или больше, найдут где подставиться. На кругах вообще почти все аварийные ситуации возникают из-за того, что люди намеренно пытаются подлезть друг под друга, подловить на ошибке, — считает Краснов.
— У меня был коллега в такси, который всех лупил на площади Бангалор. Его так и прозвали — Витька Бангалор, — вспомнил Максим.
— Да, на площади Бангалор одну полосу не оставишь. Там другой вариант — турбокольцо, чтобы перед кругом водитель понимал, в какую полосу ему нужно стать, чтобы без перестроений ехать туда, куда он хочет. И то сколько казусов случается. Подход тот же: если я вижу, что человек не понял схему и не с нужной полосы хочет ехать дальше по кругу, я его спокойно пропущу. А некоторые поступают иначе: специально подъедут поближе, чтобы усугубить ситуацию, показать другому, что он ошибается, — говорит ведущий рубрики.
— Лично ваше мнение: нужно включать поворотник при выезде на круг?
— Я понимаю, почему некоторые все так же выезжают с указателем поворота. С точки зрения многих, так безопаснее, по крайней мере пока. Нужно мыслить так, чтобы в опасную ситуацию не попадать. Возможно, скоро все привыкнуть ездить без поворотников и все станет иначе. В любом случае основное правило — не лезь под машину, побудь сзади, пусть она уедет, куда ей надо. Пускай учат инструкторы, не надо заниматься «учительством», это только провоцирует ответную агрессию, — порекомендовал Краснов.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by