ВелоПетрович

«В плане личностного роста — это как бизнес-семинар». В Беларуси проводят велогонки для любителей, и вот почему в них нужно участвовать

18 772
25 мая 2024 в 12:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Татьяна Петрова, Peloton.by, @vokarovar
ВелоПетрович

«В плане личностного роста — это как бизнес-семинар». В Беларуси проводят велогонки для любителей, и вот почему в них нужно участвовать

Автор: Виталий Петрович. Фото: Татьяна Петрова, Peloton.by, @vokarovar

Вы когда-нибудь участвовали в велогонках, хотя бы даже и любительских? Одни обходят такие соревнования стороной, другие планируют сезон от старта к старту и не могут представить своей жизни без адреналина и работы в «пачке». Но вот что интересно: есть те, кто не пробовал, и те, кто попробовал и теперь активно продолжает. Тех, кто пробовал, но как-то «не зашло», мало. Видимо, и правда есть в азарте борьбы что-то притягательное, что-то, что заставляет велолюбителей по всему миру объединяться в команды или поодиночке выезжать на старт, а потом рваться вперед, опережая таких же, как они, опережая самих себя, в постоянном и таком понятном на самом деле каждому стремлении быть лучше.

Перво-наперво давайте знакомиться.

Иван Найденов, судья национальной категории, главный судья «Гран Фондо Новогрудок». В прошлом велосипедист-шоссейник, последние лет 20 судит соревнования по велосипедному спорту: шоссе, маунтинбайк, чемпионаты Республики Беларусь, многодневные соревнования, судил международные соревнования, Европейские игры в Минске.

Иван Найденов

Владимир Рудевич, директор «Гран Фондо Новогрудок», директор тайминг-компании 42195, которая оказывает услуги хронометража и фотофиниша на соревнованиях по различным видом спорта, от региональных любительских до официальных международных.

Владимир Рудевич

Судья и хронометрист — подходящий тандем для организации велогонки.

Что такое Гран Фондо?

— Гран Фондо — это пришло из итальянского, в переводе означает «Большая гонка». Гран Фондо — любительские шоссейные велогонки, которые официально проводятся по всему миру, — рассказывает Владимир. — Мы хотим соответствовать этому тренду и подумали: а почему бы и в Беларуси не создать такую гонку. У нас есть необходимый опыт проведения соревнований, и мы сосредоточились на создании проектов для поддержки любительского велодвижения в стране. Это не коммерческая история, но это очень приятная для нас история, в ней скорее социальный подтекст. Мы видим, на каком уровне велосипедное движение даже у соседей, включая Россию, сколько там проводится разных мероприятий. И хотим, чтобы у нас в стране все было на уровне. Может быть, мы не собираем столько же участников, но уж в плане организации у нас все очень достойно.

Важно то, что Гран Фондо — это соревнования именно любителей, с профессионалом лицом к лицу гоняться не придется, за этим организаторы следят. Выбирается соревновательный маршрут, как правило, он проходит по автомобильным дорогам, безопасность обеспечивает ГАИ, милиция, помогают волонтеры. Гонку сопровождает скорая помощь, а также судейские машины — судьи контролируют ход борьбы, все как в профессиональном спорте.

— Приходилось кого-нибудь дисквалифицировать?

— К счастью, такого у нас пока не случалось, разве что предупреждения выносились. Инциденты могут быть всякие, конечно, но у любителей атмосфера обычно куда меньше накалена, все проходит в дружественной обстановке. Тем не менее судейский контроль необходим. В случае любых спорных моментов решение остается за судьей, — отмечает Иван.

А как вам перспектива засветиться на фотофинише? Уже ради этого стоит ехать и гоняться.

— Хронометраж на наших Гран Фондо — как на профессиональных гонках. Во-первых, есть электронный хронометраж с активными чипами: у каждого участника чип свой, система собирает информацию о прохождении контрольных точек и в онлайн-режиме формирует протокол с промежуточными отсечками, с местами в возрастных группах, в общем зачете, со всеми необходимыми показателями, — говорит Владимир. — Во-вторых, есть профессиональный фотофиниш, как на Тур де Франс и Олимпиаде. Борьба бывает плотной не только у профессионалов, любители тоже борются за места, и случается, что победу на многокилометровой дистанции определяют сантиметр-два. И такая борьба не только за первое место: участнику соревнований важно точно знать, каким он пришел, причем для любителя как раз это имеет принципиальное значение. Мы можем гарантировать точность определения каждого итогового результата.

— Требования к Гран Фондо высокие. И UCI — Международный союз велосипедистов — направляет своего комиссара, который и подтверждает, что соревнования соответствуют международным стандартам, — добавляет Иван.

С Гран Фондо отбирают на чемпионаты мира среди любителей. Это не профессиональный мир в полном объеме, но возможность приблизиться к этому миру. По крайней мере, азарт, страсть те же. Организаторы надеются, что, когда мир станет светлее, наши Гранд Фондо тоже будут аккредитованы UCI и после них любители смогут получать путевки на международные соревнования, а старты в Беларуси будут собирать участников в том числе из-за рубежа.

9 июня, Новогрудок

Ближайший старт — 9 июня в Новогрудке — это «Гран Фондо Новогрудок». Заявки на участие подали уже более 100 велолюбителей, а общий лимит на этих соревнованиях — 200 человек, так что мест осталось не так много. Две дистанции: велогонка — 84 км и велозаезд — 42 км. Требования простые: минимальный возраст — 18 лет, велошлем обязателен. Кроме того, велосипед должен соответствовать регламенту: для участия в велогонке нужен именно шоссейник, велосипед для раздельного старта здесь не подойдет. А в велозаезде можно будет участвовать на любом велике, за исключением, опять же, разделочных и «раскладушек».

рама 20", шоссейный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз дисковый механический
28", рама 54cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 20 скор. (2х10), переключатели: задний Shimano Tiagra/передний Shimano Tiagra, тормоз дисковый гидравлический, вес 9.04 кг
28", шоссейный, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 20 скор. (2х10), переключатели: задний Shimano 105/передний Shimano 105, тормоз клещевой, вес 9.5 кг

Старт велогонки общий, но предусмотрены несколько возрастных категорий, и в каждой будет определяться свой победитель, в том числе с этого года по просьбе участников добавлена категория 60+. Кроме того, есть общий зачет, где будет определяться победитель в абсолюте.

Соревновательная трасса — это кольцо на 14 км со стартом на центральной площади Новогрудка. Велогонка — 6 кругов, велозаезд — вдвое меньше.

—  Здесь уникальный для страны рельеф: подъемы, спуски. Велосипедисты поедут из центра города, практически из-под стен древнего замка, оттуда гонка возьмет курс на Литовку с ее знаменитой усадьбой, затем равнина около 5 км, дорога петляет, будто это горная долина, затем поворот снова к Новогрудку, где опять начинается рельеф. Финальный отрезок — в гору к центральной площади, — обрисовывает Иван.

Мы проезжали по трассе Гран Фондо во время недавней встречи с любительским велоклубом Rovar — ребята также примут участие в соревнованиях. Так вот, нет сомнений, что именно финальные подъемы будут определять победителя: торчки там довольно крутые, такие в стране не особо-то и сыщешь, и на накопленной усталости градиент даст по ногам.

— Почему именно Новогрудок?

— В Новогрудке свои традиции велосипедного спорта. Дмитрий Бубен — чемпион мира среди любителей — родом из этих мест, он здесь живет, — отмечает Иван. — Плюс у нас хорошие контакты с местными властями. И чемпионаты Беларуси, и многодневные гонки проходили через этот город. В исполкоме нас знают, всегда идут нам навстречу, оказывают большую поддержку. Любая просьба — где-то ямка или центральную пощадь отдать нам для старта и для награждения — никогда и никаких проблем.

спортивный, назначение: езда на велосипеде, размер: L
Нет в наличии
спортивный, назначение: езда на велосипеде/катание на беговелах, женский, размер: S
Нет в наличии
спортивный, назначение: езда на велосипеде/катание на роликах/катание на скейтборде, 17 отверстий
Нет в наличии

— Даже ямки на дорогах могут заделать ради велосипедной гонки?

— Да что там ямки, целые участки дорог, целые улицы, когда нужно, перекладывают наново. Гонка проходит, и все это остается людям. Бывает, ты только подумаешь: вот ливень прошел, со склонов все это попало на дорогу, будто оползень, сель — надо убрать. Звоним в исполком — а уже все убрано, уже прошла техника.

— Местные жители не жалуются на то, что перекрывают дороги на время соревнований?

— Нет, именно в Новогрудке к нам очень доброжелательно относятся. Многие жители сами помогают в проведении гонки, выступают волонтерами или просто приходят поддержать участников. К тому же у ГАИ тоже есть опыт. Трасса гонки не закрывается полностью и надолго, только финишный створ, где по-другому нельзя, но он короткий совсем. А на остальных участках дорогу перекрывают только на время проезда участников. Водителям иногда нужно подождать минуту-две, ну иногда пять.

Всего пять минут — что это для тех, кто видел даже минские пробки в новогодние дни?

 — А чем занимаются волонтеры?

— Они помогают в организации соревнований, в их проведении. Это большая работа, и здесь тоже нам очень помогают местные власти. Даже организовать пункт питания на трассе — это важная задача. Он как раз будет действовать перед основной горой: там можно будет получить воду или схватить что-то, чтобы перекусить, — рассказывают организаторы.

Кстати, можно привозить своих болельщиков: семью, друзей. И на пункте питания помогут, водички подадут, и поддержат в самый нужный момент — важность такого соучастия невозможно переоценить. Опять же — дополнительная мотивация: нужно ведь жене показать, что ты не так просто уезжаешь на тренировки постоянно, что можешь дать жáру, в общем, ого-ага. Когда еще появится такая возможно перед женой мышцами поиграть.

Хорошая компания

Кстати, в Гран Фондо по всему миру активно принимают участие легендарные профессионалы прошлого. С действующими велосипедистами любителям и правда незачем пересекаться в гоночном режиме, но с легендами спорта — такое не забывается. Проехать с Альберто Контадором, Петером Саганом или, может быть, с Василием Кириенко — ну разве не мечта?

— В этом году свое участие в «Гран Фондо Новогрудок» подтвердил Владимир Каминский — велоспортсмен, олимпийский чемпион 1976 года. В прошлом году он был у нас наблюдателем, помогал, водичку подавал на подъеме. А в этом году — что значит спортсмен — заявился сам, не выдержал, сказал: «Я буду участвовать», — отмечает Иван.

Вот для чего это все. Это не только гонка и не столько даже про гонку. Это страсть, которую в себе нужно однажды открыть. И будет у вас дополнительный мотор по жизни — любовь к спорту.

— Бывают такие случаи: человек приезжает в первый раз, кое-как проезжает любительский заезд на 42 км. А на следующий год заявляется на 84 км — то есть он готовился целый год, он мотивирован, он вырос сам над собой. Очень здорово это видеть, — улыбаются организаторы.

Конечно, у таких соревнований есть свой костяк: любителей, которые уделяют много времени подготовке, много тренируются, которые приезжают бороться за победу. Возможно, это про вас. Если нет — да и флаг им в руки, пусть себе борются. Кайф в том, чтобы сделать это для самого себя, проехать свою гонку и, финишировав, в любом случае остаться победителем.

пульсометр, нагрудный (ремень), влагозащищенный корпус
пульсометр, нагрудный (ремень), синхронизация со смартфоном, влагозащищенный корпус

— У тех, кто соревнуется на результат, свои нюансы: моменты подготовки, скорость, выносливость, тактика. Более короткий заезд мы проводим для того, чтобы показать людям, что это такое на самом деле, влюбить их в такие мероприятия, в шоссейный велоспорт. Потому что очень многие катаются на велосипеде, а в соревнованиях не участвуют, дескать, я же любитель, я все равно не выиграю. Но это ведь не главное. Главное — это атмосфера, азарт, страсть, преодоление самого себя — мы очень рады, когда удается помочь человеку сделать первый шаг в эту сторону. А дальше он шаги делает сам, уговаривать не приходится, — продолжают Иван и Владимир.

Медаль будет у каждого, кто доедет до финиша, — это гарантировано. Победителям и призерам обещают также призы от спонсоров.

Кстати, такие мероприятия уже стали модными среди продвинутых компаний, действенный вариант тим-билдинга.

Что общего у велогонки и бизнес-семинара?

— Кто успеет заявиться — увидимся на старте. Кто не успеет или по какой-то причине в этот раз гоняться не будет: приезжайте посмотреть, поболеть, уверены, что после этого на следующий год точно увидим вас на велосипеде, — говорят организаторы.

Кстати, соревновательная программа для любителей в Беларуси расширяется. И для Ивана и Владимира это будет уже четвертый организованный именно в таком формате старт.

— У нас несколько трасс. В августе проводится «Гран Фондо Сапоцкин» недалеко от Гродно и Августовского канала — с этих соревнований мы когда-то начинали. И в прошлом году у нас было два этапа Гран Фондо: Сапоцкин и Новогрудок. В этом будет уже три. Причем в Новогрудке будет групповая гонка, в Сапоцкине — и групповая, и индивидуальная. А еще мы планируем в этом году впервые провести соревнования в Беловежской пуще. Среди всей этой природы, через вековечный лес — будет очень красиво. Если все получится, проведем там групповую и парную гонки.

Примечательно, что эти гонки разноплановые: в Новогрудке подъемы круче, но есть и пологие участкие. В Сапоцкине холмы — вверх-вниз и почти без равнины. А в Беловежской пуще сплошь плоскач. А есть ведь еще веломарафон «СуседзI» для любителей внедорожья. Так что каждый, кто любит крутить педали, найдет что-то интересное для себя.

— Тогда еще раз: что же такое Гран Фондо?

— Это встреча с единомышленниками, со старыми друзьями-соперниками. Как еще встретиться? А так мероприятие — там всех увидишь. Если ты в первый раз, ты встретишь там своих, таких же, как ты сам, которым интересно то, что интересно тебе. Это велосипедная тусовка, которой очень дорожат те, кто для себя уже ее открыл. А для кого-то это и спортивный интерес. Может быть, не выиграть сразу, а выполнить свои задачи: попасть в топ-30, в топ-10, победить в своей возрастной категории, объехать друга Сашку — тоже хорошо, — смеется Иван.

— Помимо того что участники получают эмоции от причастности к этому празднику велоспорта, они будто участвуют в спектакле, где они в главной роли. К тому же это мотивация по аналогии с бизнес-семинарами и всякими курсами личностного роста. Там есть единомышленники, там есть общность, есть цель, есть преодоление для достижения этой цели, что в конечном счете переносится на обычную жизнь: на бизнес, на работу, на взаимоотношения в семье. После таких гонок приобретаешь очень многое, — уверен Владимир.

Итак, котики, если все же собираетесь вписаться в эту историю, вот вам расписание:

28", рама XXL, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 22 скор. (2х11), переключатели: задний Shimano 105/передний Shimano 105, тормоз дисковый гидравлический
Нет в наличии
28", рама XL, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 22 скор. (2х11), переключатели: задний Shimano 105/передний Shimano 105, тормоз дисковый гидравлический
Нет в наличии
28", рама L, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 22 скор. (2х11), переключатели: задний Shimano 105/передний Shimano 105, тормоз дисковый гидравлический
Нет в наличии

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by