ВелоПетрович

Какой велосипед лучше подходит для города? Сравнили типы, составили рейтинг

32 403
09 июня 2024 в 12:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onlíner
ВелоПетрович

Какой велосипед лучше подходит для города? Сравнили типы, составили рейтинг

Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onlíner

Какой велосипед лучше всего подходит для города? Если нет желания или возможности хранить сразу несколько вариантов на все случаи жизни, то выбор той самой, правильной модели имеет принципиальное значение. А значит, велосипед должен быть удобным и надежным, помещаться в лифт или без чрезмерных усилий втаскиваться по ступеням, хорошо катить по велодорожке и тротуару, но, если потребуется, не сплоховать и на парковой дороге или даже лесной тропе. В общем, хочется все в одном и желательно не за огромные деньги. А так бывает? Вот и проверим!

Гибрид

Что такое гибрид по своей сути? Это попытка совместить сильные стороны горного велосипеда и «дорожника». То есть хотели сохранить универсальность, но при этом сделать велик более катучим, скоростным. Получилось? В принципе, да. Гибридные модели куда универсальнее традиционных классических велосипедов, они легче, причем зачастую легче горников той же ценовой категории, диаметр колес (28 дюймов — как у дорожных и шоссейных велосипедов) и тип покрышек куда больше адаптированы для городской среды.

Гибриды более специфичны и поэтому при прочих равных дороже горников на рынке. Но на них все еще используются массовые группы навесного оборудования, в том числе из бюджетного сегмента, что делает гибриды куда доступнее тех же гравелов, например, которые также претендуют на роль универсальных.

С некоторых пор гибридные велосипеды активно стали называть фитнес-байками, то есть велосипедами для физической активности. Это справедливо, так как в целом такой вариант способствует тому, чтобы проводить в седле больше времени. По городским меркам он легкий, в особенности если отказаться от амортизационной вилки спереди. У нее есть свои плюсы, она действительно гасит удары при проезде бордюров. Но есть и минусы: помимо лишнего веса, это еще и потеря жесткости за счет поглощения усилий амортизатором, то есть вместо того, чтобы всю энергию конвертировать в движение вперед, велосипед немного раскачивается. Есть вилки с возможности блокировки хода, но удобство их использования вызывает вопросы: подъезжая к бордюру, вы должны переключиться на мягкий режим, затем на участке хорошей дороги переключиться на жесткий — и повторить все это много-много раз за время поездки по городу.

Так что хорошему гибриду не обязательно иметь мягкую вилку, гидравлические дисковые тормоза или большой набор передач — достаточно отвечать именно вашим требованиям, которые формируются исходя из личных предпочтений и специфики той местности, где вы катаетесь. Но даже если вы не собираетесь углубляться в вопрос, гибридный велосипед по умолчанию предлагает достаточно широкий диапазон возможностей, чтобы не разочаровать вас. По дороге он едет так же хорошо, как и дорожный, на грунтовых парковых дорожках и лесных тропинках также будет чувствовать себя отлично. Мокрое бездорожье не переварит ни в каком виде, но будьте честны с собой: разве вы собирались туда ехать?

Важный момент касается посадки на таком велосипеде. Все же большинство моделей заточены именно под фитнес, и посадка на них будет как на большинстве горников — наклоненная вперед, с догрузкой рук и плечевого пояса. Если есть ограничения, связанные со спиной, или вы не собираетесь заниматься физкультурой, а представляете себе спокойные и расслабленные поездки по городу с ровной спиной, то это важно учитывать при выборе велосипеда.

9
То, что нужно для города?
Не 10 только потому, что относительная спортивность посадки (нужно нагибаться к рулю) подойдет не всем. Гибрид — это не только про перемещение, это еще и немного про фитнес.
Нравится
Встречаются недорогие модели
Небольшой вес
Подходящая резина
Универсальность
Вариативность трансмиссии
Не нравится
Посадка подойдет не всем
Иногда избыточность передач
Не самый богатый ассортимент

28", рама 21", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano, тормоз ободной механический
28", рама 18", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Altus/передний Shimano, тормоз дисковый механический, вес 16 кг
28", рама 20", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Altus/передний Shimano, тормоз дисковый механический, вес 16 кг

Горник

Нам может не нравиться горный велосипед на городском асфальте, мы можем справедливо утверждать, что не для этого он предназначен, но правда в том, что люди или знают, какой конкретно тип велосипеда им нужен, и тогда покупают его, или толком не знают, и тогда покупают горник. Потому что он точно не подведет. У него колеса вездехода, звезд целая куча, да и вообще, выглядит солидно. И у него есть важнейшее качество: цены начинаются с 500 рублей. Никакой гибрид за эти деньги не купишь, а про гравелы и шоссейники можно вообще не вспоминать.

Разумеется, модели понавороченнее и стоят значительно больше, но это уже нюансы для тех, кто в теме. Колес и там и там по два, передач у недорогих велосипедов даже побогаче будет, так что все это — происки маркетологов. На самом деле нет, но заморачиваться и правда не обязательно. Если нужен новый велосипед для города и вообще для всего, а бюджет сильно ограничен, то выбора, как правило, два: или классический «взрослик», или горник — и для многих последний предпочтительнее.

В чем его проблема в городских условиях? Он, как правило, тяжелый — раз. У него слишком «зубастые», слишком внедорожные покрышки, которые не слишком здорово катят по асфальту и тротуарной плитке просто потому, что создавались для другого — два. У него амортизация, которая, как мы уже говорили, может больше мешать, чем помогать, — три. У него избыточный набор передач, в особенности легких (для дикого бездорожья, ага) — четыре. Наконец, у него тоже спортивная, наклоненная к рулю посадка, которая может не вполне подходить тем, кто просто хотел прокатиться по парку в выходной день, — пять. Минусов, как видите, хватает.

В чем же плюсы? Это как с Nissan Patrol: машина откровенно внедорожная, но по асфальту тоже едет нормально. Если закрыть глаза на некатучесть горного велосипеда, отбросить мысли о тех опциях, которые добавили веса и за которые пришлось заплатить, но которые в действительности не задействованы в ваших покатушках, то можно ни о чем не переживать. Резина грязевая? Ну и что, зато не проколется, наверное, никогда. Передач ненужных много? Ну, много не мало, пусть будут про запас. В конце концов, всего 500 рублей за новый велосипед.

7
То, что нужно для города?
Горный велосипед — откровенно неподходящий велосипед для города. Но за те деньги, каких стоит бюджетный горник, трудно найти что-то лучше. Полагаем, этим и объясняется его популярность на городских улицах.
Нравится
Низкая цена на начальные модели
Вариативность трансмиссии
Поймать прокол реально трудно
Амортизация на бордюрах и неровностях
Универсальность
Не нравится
Большой вес
Избыточность передач
Неподходящая резина для города
Бюджетное качество бюджетных моделей
Посадка подойдет не всем

29", рама 23", горный, кросс-кантри, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano/передний Shimano, тормоз дисковый гидравлический, вес 14.3 кг
27.5", рама 21", горный, кросс-кантри, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 60 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический, вес 17.6 кг
26", рама 16", горный, кросс-кантри, алюминий, вилка амортизационная с ходом 60 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз ободной механический, вес 15.24 кг

Городской

Городской велосипед, «дорожник», «взрослик» — как ни назови, всегда понятно, о чем речь. Классический, знакомый многим с детства велик — на подобных некоторые из нас еще под рамой ездили.

И это тот случай, когда столько лет на рынке лишь доказательство того, насколько продукт удачный, можно сказать, заслуженный. Простой, как велосипед, — такой вот каламбур. Понятный. Ничего лишнего. Стоит недорого и обслуживается за копейки. Хотя сейчас выпускают разные варианты городских велосипедов, в том числе с широким трансмиссионным набором, к примеру, с амортизационными вилками, даже с гидравлическими тормозами — тут уж кому что нужно.

Но смысл остается прежним: городской велосипед по-прежнему отлично подходит для того, чтобы добраться по городу из одной точки в другую. Посадка на нем максимально универсальная, спину гнуть почти не придется, седло широкое и мягкое — многие одобрят.

Проблема в том, что на городских велосипедах классической геометрии ехать хорошо, а управляться с ними бывает ой как напряжно. На высокий этаж тащить трудно: велосипед тяжелый, габаритный. Если рама стальная, то еще поди придумай, где его хранить. На балконе нельзя: что, если заржавеет за зиму? Да и вообще, низкая цена обуславливает то, что долговечностью такие велосипеды нынешних времен не отличаются: то так называемый хром облезет, то где-то что-то еще испортится.

Весогабаритную проблему запросто решают раскладные велосипеды — тоже что-то прямиком из детства. И ехать на них по городу реально приятно: маленькие колеса, реактивность, маневренность. Потом сложил и понес в лифт — красота. Но такая «раскладушка» не переваривает бордюры и вообще к ухабам на дорогах относится враждебно — это нужно учитывать. А ценник приличный — вот и думаешь, стоит ли оно того.

Классические модели обычно дешевле, но там другие минусы, о чем уже было сказано. Остается искать компромисс и выбирать свой собственный городской велосипед, как бы он там в действительности ни назывался.

7
То, что нужно для города?
Все зависит от подхода и условий. Если нужно дешево и без заморочек доехать из точки А в точку Б, пристегнуть велосипед замком и не сильно беспокоиться о его судьбе, городской велосипед — это то, что вам нужно. Весь Амстердам на таких ездит, и ничего. Но как только захотите затащить его на высокий этаж, начнутся проблемы.
Нравится
Стоимость (обычно)
Стиль
Часто предусмотрено место для багажа
Комфортная посадка для всех
Минимализм в трансмиссии
Не нравится
Вес
Неповоротливость
Бюджетное качество бюджетных моделей
Если передача только одна, ее может быть маловато
28", рама 50cm, городской, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 8 скор. (1х1), тормоз дисковый гидравлический, вес 11.6 кг
28", рама 54cm, городской, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз дисковый механический, вес 11.8 кг
Выбор покупателей
28", рама 21", городской, алюминий, вилка амортизационная с ходом 80 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз ободной механический

Электро

Электровелосипеды, если мы говорим о городской, а не о спортивной направленности, — это обычно те же классические «взрослики» и «дамки» с интегрированным электрическим двигателем. Есть варианты, когда мотор выполняет только вспомогательную функцию, на других электровеликах можно использовать его как единственный привод: активировал — и едешь, будто на мопеде. В общем, кому что нравится.

Конечно, возможность быстрее доехать по своему маршруту и не употеть подкупает. Для кого-то это в принципе билет в велосипедную лигу, если обычные велики по каким-то причинам не подходят (мало ли, бывает всякое).

Но есть свои нюансы. Во-первых, электровелосипеды — это, как правило, дорого. Стоят как продвинутые спортивные модели, при этом уровень комплектующих и качество сборки зачастую оставляют желать лучшего.

Особенно радуют некоторые комплектации, когда в электровелик добавляют трансмиссию на 21 передачу с внешним переключением. Пользоваться этим богатством никто никогда не станет, но поднять цену уже есть за что.

А вот гидравлические тормоза зачастую оправданны. Потому что электровелосипед тяжелый, вот прямо реально тяжелый, и это сильно подкашивает его репутацию как транспортного средства. Мы говорили о том, что и горник-то затащить в лифт может быть проблемой. Так вот, электровелосипед в этом плане — сущее наказание. Весит как три шоссейника — вот правда.

По той же причине страдают его технические характеристики как транспортного средства. Все сводится к активации того самого электродвигателя: пока тащит он, все нормально. Если же заряд вдруг кончился, езда на таком велосипеде становится мучением: он тяжелый, громоздкий, плоховато управляется, а большая масса еще и дает повышенный износ комплектующих. Кстати, электрическая «раскладушка» в этом плане опять-таки выигрывает за счет относительной компактности, маневренности и низкого веса самой конструкции.

Можно ли использовать электровелосипед в городе? Безусловно можно. Но не для всех это будет удачным выбором, разве что если целенаправленно покупать электровелик по каким-то веским причинам. В первую очередь нужно ответить себе на вопрос: чего вы все-таки ждете от велосипеда? Это только транспортное средство или все же нечто большее: ЗОЖ, физкультура и так далее?

6
То, что нужно для города?
Дорогой (иногда очень), тяжелый (иногда очень), часто с сомнительными характеристиками. Но едет сам собой — для некоторых это важно.
Нравится
Едет практически сам
Часто предусмотрено место для багажа
Не нравится
Стоимость
Вес
Качество не самых дорогих моделей
Сложность обслуживания
Это даже не совсем велосипед

городской, материал рамы: алюминий, колеса 14", вилка жесткая, тормоза дисковый механический + дисковый механический, вес 17 кг
горный, материал рамы: алюминий, колеса 27.5", вилка амортизационная, трансмиссия 7 скор., тормоза дисковый механический + дисковый механический, вес 20.5 кг
горный, материал рамы: сталь Hi-ten, размер рамы: 19", колеса 26", вилка жесткая, трансмиссия 1 скор., тормоза ободной механический + ободной механический

Гравел

Гравел — это в каком-то смысле тоже гибрид, но только в основе этого гибрида шоссейный велосипед. Шоссейник — скоростной и притягательный — был и остается весьма неуниверсальным велосипедом. Езда по брусчатке — уже почти экстремальный вид. На грунтовке он может зарыться в песке, по бездорожью почти не едет. А как сделать так, чтобы сохранить общую спортивную направленность шоссейного велосипеда и при этом сделать его в определенных границах универсалом? Производители начали оставлять зазоры для толстых и зубастых покрышек, кто-то стал чуть упрощать циклокроссовые рамы — в общем, то, что мы теперь называем гравелами, ушло в массы.

Можно ли считать гравел подходящим велосипедом для города? Та универсальность, которую дают ему широкие покрышки, позволяет комфортно чувствовать себя даже на бордюрах. Узкий руль позволяет увереннее маневрировать в ограниченном пространстве узких тротуаров. Низкий вес — также важный параметр, если ради каждой покатушки вам нужно спустить велосипед с высокого этажа, а затем поднять обратно. И при этом не пропадает сладостное ощущение скорости и динамизма шоссейного велосипеда. Звучит хорошо.

Но есть минусы — как минимум два, и оба жирные. Первый — шоссейное наследство означает весьма агрессивную посадку и на гравеле тоже. Руль-баран, к которому нужно тянуться, горизонтальная спина, нагруженные руки — если есть спортивный бэкграунд, такое вам даже понравится, но если планировали что-то поспокойнее, то и выбор нужно делать соответствующий. Гравел — это все-таки спортивный велосипед, и высаживаешься на него по-спортивному.

Вторая особенность, которая портит настроение, даже если вы смирились со всем сказанным выше, — стоимость гравела. Она ему тоже досталась, наверное, от шоссейника. И на сегодня все даже выглядит вполне логичным: рамы и вилки хороших гравелов делают из карбона, что само по себе недешево, навесное оборудование там то же или почти то же, что у шоссейников, а оно, поскольку не массовое, на рынке стоит дорого, и претензии предъявлять некому. Вообще, все, что имеет явный спортивный характер, бьет по кошельку, и чем больше углубляешься в нюансы, тем больше бьет. Гравел неподготовленного человека бьет, будто об ухабы бездорожья, — даже не будем считать, сколько бюджетных горников можно было бы купить по цене продвинутого карбонового гравела.

Но велик-то классный, возможно, самый универсальный из спортивной породы, и тем, кто это понял, уже не продашь бюджетный горник. Хорош ли гравел для города, будет зависеть от вас, ваших возможностей и предпочтений. Но у него самого есть все, чтобы понравиться.

6
То, что нужно для города?
Тоже универсальный велосипед, но все-таки не настолько массовый в городе, как гибрид. Гравел ощутимо дороже, гравел спортивнее, еще и руль-баран — полюби его или оставь в стороне.
Нравится
Универсальность на дороге
Качественные комплектующие
Вес у большинства моделей
Не нравится
Цена
Неуниверсальность посадки
Руль понравится не всем
Стоимость комплектующих

28", рама M, гравел, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая, трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 12.9 кг
28", рама 22", гравел, алюминий, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 14 скор. (2х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 15 кг
28", рама XXL, гравел, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 10 скор. (1х10), переключатели: задний Microshift, тормоз дисковый механический

Шоссейник

Шоссейный велосипед по умолчанию считается и самым быстрым, и самым легким. С одной оговоркой: на шоссе, то есть на хорошем ровном асфальте без препятствий в виде бордюров, камней или торчащих поперек дороги корней деревьев. Соответствует ли обозначенным требованиям инфраструктура вашего города? Если катаетесь исключительно по хорошим велодорожкам, есть смысл подумать о шоссейнике. Если нет, едва ли этот тип велосипеда подойдет вам для городских маршрутов.

Правильный шоссейный велосипед — машина бескомпромиссная. Скорость, резкость достигается за счет максимальной жесткости. Чего говорить, если индустрия всерьез воспринимает углеволокно — жесткий в теории материал — с точки зрения амортизирующих свойств. То есть все, чем мы можем помочь, — это сделать такую раму, которая хоть и останется твердой, будет как бы поглощаться вибрации от несовершенного дорожного полотна. Вибрации, а не удары от бордюрного камня! Ну, резину можно бескамерную поставить шириной аж 28 миллиметров — тоже какое-никакое смягчение. Для сравнения: у типичного горника шины в два раза толще и в два раза мягче.

Это уже не говоря о требованиях, которые шоссейный велосипед предъявляет своему владельцу. На нем нельзя сидеть неагрессивно, нужно гнуть спину, сгибать руки, наклоняясь к низкому рулю, одновременно выгибать шею, чтобы смотреть вперед. Адептам объяснять не надо, они готовы к страданиям, наслаждаясь собственной спортивностью. Ну а вам-то это надо, чтобы съездить в погожий денек в кофейню или прокатиться с семьей по велодорожке?

А еще ценник, который бьет больнее, чем бордюр по локтям. Не вдаваясь в нюансы, отметим: рынок решил, что шоссейный велосипед — продукт технически сложный, слабо востребованный в массах, можно сказать, штучный по сравнению с объемом общих продаж двухколесного транспорта. А раз он такой немассовый, то и стоимость его, мягко скажем, может не соответствовать ожиданиям большинства. Причем как на готовое изделие, так и на запчасти. И вот мы получаем велосипед, который стоит как подержанный бюджетный автомобиль, шины по цене автомобильных и так далее.

Самый недорогой шоссейник в Каталоге прямо сейчас стоит 1760 рублей — это как три с половиной бюджетных горника. Если оно вам надо, вы знаете, за что платите такие деньги. Если не знаете, оно вам не надо.

3
То, что нужно для города?
Если ваш маршрут проходит только по хорошей велодорожке и вы привычны к спортивной посадке, можно брать. Если хотя бы на один вопрос ответ отрицательный, вряд ли этот велосипед — то, что вам действительно нужно для города.
Нравится
Вес
Динамизм
Качество комплектующих
Не нравится
Цена
Неприспособленность к несовершенным дорогам
Руль понравится не всем
Стоимость комплектующих
Неуниверсальность посадки
Жесткость

Onlíner рекомендует
28", рама 54cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая, трансмиссия 14 скор. (2х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический
28", рама 54cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз дисковый механический, вес 9.9 кг
28", рама XXL, шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 24 скор. (2х12), переключатели: задний Shimano Ultegra/передний Shimano Ultegra, тормоз дисковый гидравлический

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by