ВелоПетрович

Как не потерять мотивацию кататься на велосипеде, а еще усадить в седло жену и тестя?

18 724
23 июня 2024 в 12:23
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка, коллаж: Максим Тарналицкий
ВелоПетрович

Как не потерять мотивацию кататься на велосипеде, а еще усадить в седло жену и тестя?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка, коллаж: Максим Тарналицкий

У многих истории похожие. В детстве нас научили кататься на велосипеде, и это было по-настоящему крутым занятием. Можно было кататься неподалеку от дома день напролет, треща обломанным стаканчиком в спицах. Потом мы взрослели. Появлялись другие дела, беззаботность сменялась ответственностью, веселье — стрессом. Велосипед, даривший столько радости, не у всех уместился в багаж взрослой жизни, оставшись пылиться в углу детской компнаты. И ведь напрасно. Пора бы его достать оттуда, тем более что есть рабочий способ.

Наше общее детство

Максим Скурьят — специалист. Трудно найти более емкое слово, чтобы охарактеризовать его погруженность в велосипедный мир. Он и консультант веломагазина «Твой велик», и веломеханик, и сертифицированный фит-техник, то есть человек, который выставляет правильную посадку на велосипеде. Но это сейчас. А раньше он был мальчиком, которого мама учила кататься.

Максим Скурьят

— Она купила мне первый велосипед, конечно же, с приставными колесами. Мне было, наверное, лет 5. Научился ездить, и, когда пошел в первый класс, у меня уже появился «Аист»-раскладушка. И вот тогда я уже стал активно кататься — мне это нравилось. Велосипеды были не у всех, а у меня был. И если у тебя есть велосипед — ты крутой, — рассказывает Максим.

— Сейчас точно так же. 

— Да! Помню, мы даже «тюнинговали» эти «Аисты». Задние щитки загибали, куски пластиковых стаканчиков вставляли в отверстия для динамо, чтобы они трещали по спицами.

— А седла мехом не обшивали?

— О, это делали ребята постарше. Они же проволокой спицы обкручивали. Круто, что сказать! — смеется собеседник. — Тогда я стал замечать, что катаюсь на велосипеде, наверное, побольше всех своих знакомых. Мне нравилось! Это же не просто велик, типа как мячик. Это велик! Это как машина, он дает возможность разогнаться, куда-то съездить, даже куда-то далеко, в Чижовку мы ездили, на трек для BMX. Сколько знакомых там через руль летали!

Велошкола

— Когда мы стали постарше, все в классе вдруг позаписывались в какие-то спортивные секции. На футбол в основном или на карате. А я не знал, чем мне заняться. И вдруг кто-то мне сказал про секцию велоспорта. Я и про велоспорт тогда никакой не знал, но секция, где можно кататься на велике, — это же класс! Вот я и записался. Впервые тогда увидел шоссейный велосипед, впервые — человека в велоформе. Тогда это была забавная такая одежда, не то что сейчас, но и она все равно производила впечатление.

— Нравилось тебе в велошколе?

— Конечно! Тренировки — это же не урок, который нужно выучить. Особенно поначалу у нас была очень легкая программа, первый месяц мы вообще в футбол играли. Я уже начал переживать: а когда же кататься будем, где велики вообще? Но так, во-первых, знакомили коллектив, а во-вторых, тренер присматривался, кто на что горазд. Раньше же ситуация была другой, в спортивных школах была какая-то конкуренция, какой-то отбор. Способности имели значение. Велосипедов на всех не хватало, один велик на двоих или на троих — нормально! 15 минут проехал — уступил следующему, так мы крутили велостанок. Старый, роллерный, он ужасно шумел, кто пробовал — тот знает.

Велобаза, где занимался Максим, и теперь работает на улице Даумана. И первый тренер никуда не делся — там же.

— Если вдруг зайду — нахлынут воспоминания, это точно! — с улыбкой говорит парень.

Велоспорт для него продолжался целых 10 лет, включая годы в БГУФК — университете физкультуры. По диплому Максим преподаватель физической культуры и тренер по велоспорту.

— Я заканчивал университет, но особо желания становиться физруком или тренером не было. Нужно было делать определенный выбор, появились серьезные жизненные вопросы. Велоспорт тогда не мог меня содержать. Обычная история, если ты не спортсмен уровня первого состава сборной страны, — отмечает он. — Но и другие отрасли не манили. А велосипед я знал с детства, в том числе техническую часть. Тренер в велошколе приучил заниматься своим велосипедом самостоятельно, обслуживали мы все сами. И это оставило определенный багаж знаний, мне не нужно было учиться чему-то, связанному с велосипедами. Учиться нужно было только продавать.

Так Макс попал в веломагазин.

рама 20", гравел, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз дисковый механический
28", рама 52cm, гибридный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый гидравлический, вес 12.3 кг
28", рама 20", городской, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз ножной

Перезагрузка

Удивительно, но именно тогда, окруженный велосипедами со всех сторон на работе, Максим перестал кататься.

— Спортивная карьера закончилась, велосипеда у меня не было, желания кататься — тоже. Мне казалось, что свое я уже откатал — хватит. Появилась машина, другие интересы, занятия, — говорит словами повзрослевшего человека Максим Скурьят.

И наступила пауза в 4 года. Он продавал велосипеды, он обслуживал велосипеды, но он не ездил на велосипеде. Программа заглючила, нужна была перезагрузка.

Чтобы снова поехать на велосипеде, почувствовать ту же радость, нужно садиться и ехать. Мотор внутри заглох — пытаешься завести его снова и снова, пока не заурчит в приятном тембре.

— Мне было проще потому, что в магазине продавали и очень хорошие велосипеды, которые у меня была возможность тестировать. Берешь крутой велик, делаешь круг-другой возле магазина. Постепенно вернулось ощущение, что катить вот так на велосипеде, не так уж и плохо. Затем я одолжил велик у знакомых — ничего особенного, но хватало, чтобы прокатиться из дома на работу. В общем, меня стало тянуть обратно, — смеется Макс.

Важный момент: покупать велосипед нужно сначала жене, а потом уж себе. Вам нужен соратник в семье, вот и начинайте перетаскивать ее на свою сторону. Максим откуда-то это знал, поэтому так и сделал. А сам год-два перебивался тем, что одалживал велики у знакомых. Катались, как и все: по велодорожкам, паркам, улочкам. Так прошло еще пару лет.

Про любительский спорт

Если велосипедист долго не покупает себе велосипед, значит, собирает на что-то особенное.

— Через какое-то время я купил себе велик, именно тот, что хотел. Сразу недешевый, сразу хороший. MTB.

— Почему именно горник? 

—  Я очень люблю шоссейный велосипед, и велоспорт на шоссе мне ближе, чем все другие виды, но, учитывая специфику моей жизни и вообще инфраструктуру нашего города, на шоссейном велосипеде я ездить не могу. Езда на шоссейнике в городе — это как поездка на болиде «Формулы-1» по городским улицам в час пик. Никакого удовольствия от этого не получишь, потенциал велосипеда не раскроется. Гравелов тогда не было в помине. Были фитнес-велосипеды — гибриды, были циклокроссы — но они чисто про спорт. И были горники, конечно, на 29-х колесах, чтобы накат был получше.

29", рама L, горный, трэйл, двухподвес, углепластик (карбон), вилка амортизационная с ходом 120 мм (алюминий), трансмиссия 12 скор. (1х12), переключатели: задний Shimano Deore, тормоз дисковый гидравлический
29", рама S, горный, трэйл, двухподвес, углепластик (карбон), вилка амортизационная с ходом 120 мм (алюминий), трансмиссия 12 скор. (1х12), переключатели: задний Shimano Deore, тормоз дисковый гидравлический
29", горный, кросс-кантри, углепластик (карбон), вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 12 скор. (1х12), переключатели: задний Shimano XT, тормоз дисковый гидравлический, вес 11.55 кг

— Но шоссейник-то все равно нужен. Для особых случаев хотя бы.

— На шоссейнике я ездил 10 лет, и вот чего-чего, а шоссейника мне хватило — наездился, — говорит Максим, но говорит как-то неуверенно.

Так у Макса появился Specialized Chisel — MTB для пересеченки, хардтейл. Алюминиевая рама, хороший обвес, как говорится, все как надо, ничего лишнего.

— На нем было приятно ехать. Когда под вами хорошая вещь, которая не скрипит, которая нормально едет, как у нас говорят, катит, — это всегда чувствуется. Я ведь работал в веломагазине, у меня была возможность ездить на разных велосипедах, сравнивать. Тот велосипед давал очень классные эмоции, — подтверждает собеседник.

Но правда в том, что такие велики не покупают, чтобы ездить по парку. Даже если поначалу человек этого и не осознает.

— Понемногу я узнал про существование «Трассы 62», вообще про трассы именно для MTB, в принципе стал интересоваться вопросом. Мне нравилось гонять. Ведь на шоссейнике я не мог быстро проехать по грунтовой дороге — жалко колес как минимум. Да и вообще: трясет, сцепления нет, едешь медленно. А на горнике я мог ехать по такой дороге со скоростью среднего велолюбителя на шоссе — класс!

Но все эти покатушки были для себя самого. Поэтому следующий шаг напрашивался сам собой.

— Где-то, конечно, я что-то слышал про любительские заезды, но мне — в прошлом велосипедисту — это казалось каким-то детским садом. Но рассказывали об этом многие: и клиенты, и знакомые, так что в конце концов я заинтересовался, попробовал чисто ради развлечения. Это ведь тоже мотивирует продолжать ездить на велосипеде, как-то развиваться в этом.

— Да, есть велик, да, он хорошо едет — что дальше? Я ездил из дома на работу, с работы домой — и все. Велик опять стал рутиной, транспортом вроде троллейбуса.

А Максим — человек азартный и по-спортивному заряженный, даже если прямо об этом не говорит. Проехал какую-то любительскую гонку в Минске. Никаких тренировок, 300 км в ногах после зимы. Думал, будет легко, оказалось — сплошная терпежка, пришлось нормально так напрягаться.

— Это дало понимание того, что каким бы ты когда-то ни был спортсменом, если ты долго ничего не делал, то за пару лет форма уходит, ты остаешься обычным человеком. Да, есть какой-то опыт, понимание, есть мышечная память, но мощности в ногах нет, она появляется только от тренировок. Одних амбиций недостаточно. Никакие не спортсмены, но катающие в год по 5 тысяч километров на велосипеде ездят на очень хорошем уровне, — отмечает велосипедист.

Потом были «Суседзi» — июльский веломарафон в Гродно.

— Наша сеть долгое время была одним из спонсоров этих соревнований, и к этому старту был приурочен наш корпоратив. Мы помогали в организации гонки, затем праздновали сами. И вот тогда я впервые увидел, как это проходит. Большое количество людей: разного возраста, разного уровня, на разных велосипедах — и на очень продвинутых, и на совсем простых. Целыми семьями народ гонялся, иностранцы в то время участвовали — в общем, это было что-то реально клевое, новое для меня. Плюс я посмотрел, что люди приезжают с очень разной подготовкой, ну и прикинул, что со своим бэкграундом последним я точно не приеду. Наверное, тогда я впервые и задумался об участии в любительских стартах, — говорит Максим.

закрытый (fullface), назначение: езда на велосипеде, размер: S/M
спортивный, назначение: езда на велосипеде/катание на роликах/катание на скейтборде/катание на беговелах/катание на самокатах, детский, размер: XS, 15 отверстий
городской, назначение: езда на велосипеде/катание на роликах/катание на самокатах, 8 отверстий

Про жену и тестя

С тех пор Максим добился отличных результатов в любительском велоспорте. Около полутора десятков стартов в прошлом сезоне, в послужном списке уже победа на «Суседзях» в полумарафоне, «Соль Полесья» на дистанции 65 км, призовые места на «Налибоках» и Kaspersky Race.

— Я стал специализироваться на половинках, а не на марафонах, потому что для половинки можно меньше тренироваться, соответственно, легче найти для этого время. Одно дело, когда в соревновательном темпе нужно проехать 100 км. Тренируясь по 30 — это не лучшая идея, я, как спортсмен, не посоветую так делать. А найти любителю больше времени на тренировки — целая проблема. Бытовые вопросы никуда не делись: молодая семья, ребенок, работа. Постоянно приходится выкрадывать какие-то перерывы, договариваться с женой, тратить на это выходные и так далее, — отмечает собеседник.

Вопрос в том, как подать эту идею остальным, в том числе своей семье. Взрослый дядя, который просто так катается на велосипеде, вместо того чтобы заниматься серьезными делами, — он лентяй, оболтус какой-то. А если он не просто так катается, а готовится к соревнованиям, да еще и выступает совсем неплохо, то он уже не оболтус, он — атлет, гордость семьи. По крайней мере, так ему кажется.

— Кстати, про жену. Как она относится к твоим заездам? 

— У меня жена в прошлом тоже спортсмен, она все это прекрасно понимает. И я втянул ее в велогонки, мы теперь ездим вдвоем, она участвует в тех же соревнованиях, что и я, только в женском зачете. И выступает весьма успешно. Притом что она изначально не велосипедистка, ее специализация — легкая атлетика, спортивная ходьба. Как было: на одну из гонок я взял ее с собой поболеть, поддержать. Она поддержала, а потом и говорит: не хочу, мол, просто сидеть где-то на жаре, уставившись в телефон, тоже буду гоняться. Она просто увидела таких же девушек, как она, которые вот так гоняются, и решила: почему нет?

Поэтому теперь в семье два хороших велосипеда. Жена поначалу гонялась на том, что было, но потом дождалась и своего Chisel.

28", рама 56cm, гравел, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 11 скор. (1х11), переключатели: задний Sram Apex 1, тормоз дисковый гидравлический, вес 9.94 кг
27.5", рама M, гравел, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая (хром-молибденовая сталь), трансмиссия 10 скор. (1х10), переключатели: задний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 13.5 кг
28", рама XS, гравел, алюминий, трансмиссия 10 скор. (1х10), переключатели: задний Microshift, тормоз дисковый механический

— Хорошо, вы оба гоняетесь, а ребенка с кем оставить?

— На некоторые старты берем с собой тестя с тещей. Мы, кстати, тестя тоже в этот велосипедный кипеж заманили. Он не спортсмен, но он физрук, причем физрук хороший. Не из тех, кто просто дает детям мяч, а сам где-то пропадает. А такой физрук из сельской школы, который всегда с детьми, который зимой на лыжах, летом может со своими учениками мяч погонять, побегать, волейбольную команду тренирует, возит по соревнованиям. Так что заманить на велосипед его было не сложно. Один раз съездил на соревнования, увидел, что ездят и люди его возраста, и деды, которым, наверное, лет по 70, и они едут со всеми в пачке, наваливают — ему стало интересно.

— Осталось тещу заманить в велоспорт.

— Тогда с кем ребенка оставлять? — смеется Максим. — На самом деле на некоторых соревнованиях организаторы предусматривают детский сад. Есть волонтеры, они развлекают детей и присматривают за ними, пока мама и папа гоняются. Это тоже признак классной работы организаторов, в прошлом году я видел такое на «Лосиной стежке».

Любители как профессионалы

На самом деле это затягивает. Мало кто из тех, кто стал приезжать на любительские старты, потом смог соскочить с этого адреналина, драйва, веселья. Скорее, происходит движение в противоположном направлении: люди стараются больше времени уделять тренировкам, прогрессировать, нацеливаются на результат.

— Мне, например, удается тренироваться от 5 до 10 часов в неделю. Это немного. И мой способ готовиться — это участие в гонках. Когда у тебя раз в неделю старт — это очень хороший способ набрать форму через соревнования. В профессиональном спорте тоже так: есть подводящие старты, есть соревнования, где ты должен быть на пике формы. Любителям главное не перегнуть палку, — рассказывает велосипедист. — А есть любители, которые тренируются практически как профессионалы. Может быть чуть покороче у них тренировки или меньше интенсивность, но подход ровно такой. Как найти на это время? Каждый отвечает на этот вопрос по-своему. Я могу сказать, что в любительском спорте есть люди, которые по своей мотивации, по целеустремленности, самоотдаче, подходу к тренировкам превосходят некоторых профессиональных спортсменов, в особенности молодых.

— Тебе важно показать хороший результат? Или главное — участие?

— Для любого человека, который занимался спортом, результат важен. Это не означает, что нужно выиграть любой ценой. Но выступить достойно, поставить какую-то цель и выполнить ее — да, это имеет значение. В этом дух соревнований.

— Какие дальнейшие планы?

— В этом году пробую участвовать в марафонах. Там есть ребята, которые в полумарафонах не участвуют, соответственно, некоторая часть конкуренции осталась как бы не освоена.

— Не всех победил еще? Зудит в тебе эта спортивная психология.

— Может быть. Нет какого-то прикола собирать кубки, интересно именно гоняться. Еще пробуем с женой соревнования, которые стали проводить на шоссейных велосипедах. Велики пока одалживаем, но вообще интересно, жене неожиданно понравилось.

— Ну вот, а говоришь, что накатался на шоссейнике, — теперь наша очередь смеяться. Максим поддерживает.

— Велосипед — это часть моей жизни. Что-то, что постоянно присутствует в моих мыслях. Сейчас вот ребенку купили велосипед, заново открываем знакомые места в Минске, теперь уже на велосипеде. В общем, катаемся.

рама 20", гравел, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз дисковый механический
рама 50cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 8 скор. (1х8), переключатели: задний LTWOO, тормоз дисковый механический, вес 12 кг
28", рама 20", шоссейный, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 11.5 кг

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by