34 307
25 июня 2024 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

Бронированный Mercedes W126, крайне редкая Tatra 613 и королевский Jaguar Mark IX. Как эти эксклюзивы оказались в Беларуси?

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

В индустриальном парке «Великий камень»‎ под Минском хранится уникальная коллекция ретроавтомобилей. Некоторые из них — крайне редкие и выпущенные лимитированным тиражом в несколько сотен экземпляров. Отдельные экспонаты‎ и вовсе удивляют одним лишь своим нахождением на территории СНГ. Сейчас выставка доступна лишь во время тематических мероприятий, но вскоре заработает на постоянной основе. Рассказываем про самые интересные автомобили, которые обязательно нужно увидеть вживую.

«Автошоу 2024»‎: как это было

Частная коллекция, о которой пойдет речь, переехала в «Великий камень»‎ 11 месяцев назад. Периодически ее открывают для посетителей, но происходит это не слишком часто. На прошедших выходных в «белорусско-китайском квартале»‎ расположилось «Автошоу 2024»‎, и выставка ретроавтомобилей стала его частью.

«Китайцы»‎, «китайцы»‎ и еще раз «китайцы»‎ — так можно описать основную программу мероприятия. Дилеры и компании, оказывающие услуги по пригону машин, демонстрировали свои «возможности»‎ — в основном электромобили и гибриды, привезенные из Поднебесной.

На «Автошоу 2024» были представлены, например, Geely Galaxy E8, Chery iCar 03 и Leopard 5, которые в официальных салонах не встретишь. Имелись и нетривиальные предложения, касающиеся коммерческой техники, в частности вот такой электрический трицикл «RuTrike Фактор 2600», запас хода у которого составляет всего 50 км.

Пока посетители щупали последнее слово китайской техники, в соседнем помещении проходил бизнес-форум. Но мы отправились дальше — прямиком в зал, где расположилась ретроколлекция.

 

Всего здесь находится почти 150 машин. Обычно в подобных коллекциях очевиден перекос в сторону какой-то эпохи или страны. Кто-то собирает «немцев»‎ 1970—80-х или советскую классику, а кто-то предпочитает «американцев»‎ и больше ни на что не обращает внимания. В «Великом камне»‎ же удивляет разнообразие: «Ягуар» английской королевы соседствует с «Микрой», BMW из нулевых‎ — с «Амфибией»‎. Все экземпляры, конечно же, расставлены в логическом порядке, так что каждый автолюбитель найдет себе уголок по интересам. Ну, кроме фанатов «китайцев»‎ — это вам в соседний зал.

Сток или тюнинг? Тоже выбирать не придется. Есть машины, которые даже перекрашивать не решились. А есть вот такой Chrysler 300C.

Или «Волга», из которой скреативили лимузин. К таким проектам можно относиться по-разному, но заметим: гости «Автошоу»‎ фотографировались с машиной очень активно.

— Владелец коллекции — многогранный человек, и он хотел сделать выставку такой, чтобы любой посетитель мог найти для себя что-то интересное, — рассказывает Владимир, хранитель выставки и начальник транспортного отдела «ЛОДЭ»‎. — До музея, о котором владелец мечтает еще с 1990-х годов, нам пока далеко, поэтому остановились на формате выставки.

Обо всех автомобилях не расскажем — придется издавать что-то сопоставимое с «Войной и миром»‎. Но опишем экспонаты, которые‎ заставили задержаться рядом с собой подольше.

Королевский Jaguar Mark IX

Около «британца»‎ неспроста разместили картонную фигуру покойной Елизаветы II: аналогичный автомобиль находился на службе в королевском гараже. Конкретно эта машина выпущена в 1960-м (3,8-литровый мотор, АКПП). Работники выставки признаются, что просто не решаются восстанавливать ЛКП и хром раритета.

— Полумер здесь быть не может: либо полная реставрация высшего класса, либо ничего. В наших реалиях, к сожалению, первый вариант воплотить в жизнь очень сложно, — делится Владимир. — Лишь в прошлом году мы заметили, что когда-то давно в автомобиле производился ремонт правой передней двери — она чуть-чуть отличается тоном.

Представительский седан сходил с конвейера в 1958—1961 годах. Всего было произведено чуть больше 10 тысяч машин. К слову, это последний классический Jaguar.

Звездный Jaguar XK8

И снова о семействе «кошачьих»‎. Дженнифер Лопез, Дэвид Бэкхем, Бритни Спирс и многие другие селебрити фанатели от этого «англичанина» с огромным количеством дерева в салоне. XK8 — первый «Ягуар»‎ с V8 и адаптивной подвеской. На выставке представлен автомобиль 1999 года выпуска с 4-литровым мотором на 290 «лошадей»‎. Выпускалась же модель с 1996-го по 2005-й.

— Как-то захлопнули машину и не могли открыть багажник: не понимали, где находится замочная скважина. Полдня изучали англоязычные форумы и только потом обнаружили, что отверстие находится между буквами X и K в задней части автомобиля, — вспоминает хранитель коллекции.

— Салон перешит, так как машина приехала из жаркого американского штата: от температуры все просто распалось, — добавляет Владимир.

Неприлично дорогой Rolls-Royce Silver Shadow

Что-то на неприлично богатом — это про раритетный Rolls-Royce, который мы также нашли на выставке. Чистокровность подтверждает руль, расположенный справа.

Перед нами машина 1975 года выпуска с 6,8-литровым мотором V8 и АКПП. Судя по всему, это один из 2776 автомобилей с удлиненной колесной базой. Он относится к первому поколению, которое сходило с конвейера в 1965—1976 годах.

Бронированный Mercedes W126

От «англичан»‎ — к «немцам»‎. Только посмотрите на толщину этого стекла: перед нами заводской бронированный W126. В таком исполнении выпущено всего 349 машин.

— Двигатель здесь на 5,6 литра — самый мощный на то время, — рассказывает Владимир. — Стеклоподъемники гидравлические: обычные просто не поднимут стекло такой толщины.

— Машину покупал и пригонял из России лично владелец коллекции. Поездка, рассказывал он, выдалась «веселой»‎: ночью в дороге пошел дождь, а стеклоочистители не работали, — делится хранитель коллекции.

Очень редкий «чехословак» Tatra 613

Этот автомобиль предназначался для «сильных мира сего»: партийных лидеров и директоров предприятий. Собиралась модель с заднемоторной компоновкой преимущественно вручную и в производстве была совсем недешевой, поэтому за 1974—1996 годы было выпущено всего лишь 11 тысяч единиц. Ее дизайн — дело рук мастеров итальянской компании Carrozzeria Alfredo Vignale.

Машина крайне редкая (хотя предыдущая модель Tatra 603 встречается еще реже), купить ее в свое время непривилегированному гражданину было нереально. Увидеть 613-ю на дороге в наше время — еще более фантастическая история. Конкретно эта «Татра»‎ сошла с конвейера в 1990 году.

BMW Z3

А теперь к машине, которая точно понравится фанатам Бонда. Z3 — первый автомобиль BMW‎, который производился не в Германии. На конвейер его поставили в Америке. Родстеры и купе Z3 выпускались с 1995-го по 2002-й.

Cadillac Fleetwood Brougham

— Эта машина 1984 года выпуска, — рассказывает Владимир. — У нее уникальный для своего времени двигатель с системой отключения цилиндров (V8-6-4). Вдумайтесь: 1980-е годы, а американцы уже озаботились экономией топлива. Правда, расход эта система сильно не уменьшала: автомобиль «ел»‎ не меньше 20 литров.

— В итоге система не прижилась: ее со старта, даже на гарантийных машинах, пытались деактивировать. Но конкретно в этом автомобиле, что перед нами, она работает, — добавляет хранитель коллекции.

Машина, несмотря на свой возраст, в состоянии «сел и поехал»‎. Говорят, она на 90% в родной краске: перекрашивалось лишь переднее левое крыло.

Lincoln Continental Mark V

Автомобиль выпущен в 1977-м. Это поколение сходило с конвейера всего два года — до 1979-го. В глаза сразу бросаются «слепые»‎ фары и рекордная длина кузова.

— Двигатель здесь умопомрачительного объема — 7,5 литра, — продолжает экскурсию Владимир. — Какой расход топлива? Страшно представить. Я думаю, не меньше 30 литров. Машина полностью в родной краске, на ходу и в отличном состоянии для своих лет. Покупалась на американском аукционе.

В салоне можно найти кондиционер, электростеклоподъемники, электрорегулировки сидений — привычные для современного водителя опции, которые раньше были отличием очень премиальных машин.

Steyr 50 Baby

Перед нами конкурент фольксвагеновского «Жука», вышедший на два года раньше. Но он даже рядом не стоял по популярности: с конвейера сошло всего 13 тысяч экземпляров (против 21,5 миллиона в случае с Beetle).

Модель представили в 1936-м, «умерла»‎ она через четыре года.

Volkswagen Iltis

Отдельным рядом выставлены советские автомобили, есть и «военный уголок». «Амфибию», которой можно было управлять лежа, вы наверняка могли видеть в каких-нибудь музеях или на барахолках, например.

А вот фольксвагеновский Iltis (1978—1988 годы) для наших широт — история редкая.

— Не хочу обидеть адептов советской классики (я сам к ним принадлежу), но между нашим военпромом тех лет и немецким — огромная пропасть, — считает Владимир. — Очень крутые технологии применены. При этом создавалась машина на убой, поэтому она была дешевой в производстве. Двери, например, вообще брезентовые. Здесь полный привод, блокировки. Интересно выполнен глушитель — гуськом, чтобы вода не заливалась в двигатель, когда авто преодолевает брод.


Сейчас в «Великом камне»‎ выставлена не вся коллекция, признается хранитель. Так что, вполне возможно, она будет обновляться. Есть планы сделать выставку постоянной: ее хотят открывать для широкой публики по выходным. И это может произойти уже в июле.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by