От 670 рублей на старую машину, от 3500 на нового «китайца»‎. Считаем, сколько стоит улучшить штатную музыку‎ в машине

27 858
01 июля 2024 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

От 670 рублей на старую машину, от 3500 на нового «китайца»‎. Считаем, сколько стоит улучшить штатную музыку‎ в машине

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

Дорога и любимая музыка — вот оно, идеальное сочетание. Но идиллию может испортить нелучшая аудиосистема: даже владельцы новых премиальных «китайцев»‎ нередко жалуются на качество звука, что уж говорить о подержанных «бюджетниках»‎ и недорогих некогда автомобилях, которым перевалило за 20 лет. Вместе со специалистом по автозвуку мы составили общий гайд (для свежих и старых моделей он различается) о том, как улучшить штатную музыку‎ в машине, чтобы наслаждаться любыми песнями и исполнителями.

Современные авто: три шага до совершенства

С чего начать, если музыка в машине перестала создавать настроение? Андрей Стома, руководитель проекта 1H.by, говорит, что первый базовый шаг — это улучшение шумоизоляции. Касается это как новых автомобилей, так и сильно подержанных.

— Хорошая шумоизоляция улучшает звучание аудиосистемы, создает правильные физические условия для работы динамика, — комментирует эксперт.

Второй шаг для владельца нового или почти нового автомобиля — замена акустики. Под термином «акустика»‎ подразумеваются динамики.

— Это могут быть сабвуферные головки, высоко-, средне- или низкочастотники, — добавляет Андрей. — Насколько улучшится звучание — зависит от штатной акустики. К слову, чем новее машина, тем зачастую хуже акустика.

компонентная АС, 45 Вт, 55-20000 Гц, 91 дБ, 4 Ом, 2 полосы
компонентная АС, 45-22000 Гц, 91 дБ, 4 Ом
коаксиальная АС, 48-20000 Гц, 90 дБ, 4 Ом, 2 полосы

— А как дела с музыкой у «китайцев»‎, заполонивших рынок?

— Многие владельцы Zeekr 001, где с завода стоит система Yamaha, сразу после покупки машины обращаются за заменой музыки‎. И если так поступают с такой недешевой моделью, то что уж говорить о менее дорогих.

Шумоизоляция и замена динамиков не помогли или результат себя не оправдал? Переходим к более сложному этапу — выстраиванию параллельной системы. Суть этого термина‎ заложена в названии.

— Дальше мы упираемся в тракт — тот сигнал, что подается на динамик. Если он более-менее приемлем, то мы получим значительный прирост после первых двух шагов (шумоизоляции и замены акустики). Но большинство мультимедийных систем в современных автомобилях тоже оставляют желать лучшего, а потому нам приходится прибегать к установке параллельной системы, — рассказывает наш собеседник. — Дело в том, что заводское головное устройство мы зачастую выкинуть не можем, на нем завязано много бортовых функций. Да и мультимедиа по функционалу клиента может устраивать, а вот звук — нет. Тогда нам приходится строить вокруг него параллельную систему.

Параллельная система состоит из нового усилителя и источника (Hi-Res-плеер либо какой-то встроенный Bluetooth-модуль, на который можно будет подавать музыку). Все это разводится по машине: новая проводка прокладывается к местам, где будут ставиться динамики, питание этих усилителей.

Таким образом мы получаем две системы: заводскую, с помощью которой можем слушать радио, разговаривать по телефону и т. д., а также дополнительный источник звука хорошего качества, когда можно с телефона или Hi-Res-плеера подать музыку прямо на усилитель и уже этот усилитель будет воспроизводить сигнал. Он по итогу может в 10 раз превосходить штатный.

— Получится ли замаскировать параллельную систему? Или же мы получим проводки, висящие по всей машине, и другие следы вмешательств?

— Если мы все устанавливаем на штатные места и под сетки, то ничего заметно не будет. Да, без подиумов под высокочастотные динамики мы будем терять прозрачность звука, но зато сохраним внешний вид авто неизменным.

Вообще есть системы, которые не отличить от заводских. В комплекте идут и штатные кронштейны, и наборы проводов специально для интеграции неродных усилителей.

Но если человек хочет еще больше нарастить и улучшить свою систему, то тогда устанавливаются подиумы, а динамики ставятся под более правильными углами и т. д. Вмешательство, очевидно, будет визуально заметно.

Отмечу, что очень важна финальная настройка процессорной системы. Акустика за 300 рублей, но хорошо настроенная, будет играть лучше, чем плохо настроенная за 2000 рублей.

Вывод очевиден: параллельную систему не выстроить без профессиональных рук. Поэтому переходим к самому важному вопросу — стоимости. Параллельная система с установкой под ключ (включая шумоизоляцию) обойдется как минимум в 3000 рублей. Занимает процесс около двух дней.

Ниже по стоимости — это уже компромиссные решения без задней акустики или, например, не процессорное оборудование.

— Что такое процессорная система? Процессор — это тот инструмент, который позволяет добиться правильной локализации и фокуса образов, которые записаны в музыке. Это достигается путем временных задержек каждого динамика.

Простой пример. Если дома мы можем сесть между динамиками на одинаковом расстоянии и у нас весь образ будет правильно сформирован, то в машине мы сидим ближе к левым динамикам. Процессор позволяет нам как бы скорректировать пространство, — объясняет Андрей.

А что насчет «старичков»‎ — все пропало?

Еще раз повторимся: во всех современных машинах специалисты в основном не трогают заводскую мультимедиа и работают «вокруг нее»‎. Со старыми автомобилями проще: в них свое время устанавливали магнитолу размером 1din или 2din.

— Смысла делать параллельную систему в случае с возрастными машинами нет. Легче поменять заводскую магнитолу (возможно, это даже будет магнитола с процессором) и получить неплохое качество звука даже без процессорных усилителей, — считает специалист. — Такие системы будут стоить чуть меньше. Хотя рынок меняется постоянно, и процессорные усилители становятся все дешевле и качественнее. Поэтому та схема, которой активно пользовались в нулевых, когда все строилось вокруг магнитолы, ушла в небытие. Сейчас все будет базироваться на внешнем процессоре, хотя и он, скорее всего, уступит место своего рода комбайнам, когда процессор встроен в усилитель. Так более практично, меньше проводов, все можно разместить гораздо компактнее.

1DIN, USB-проигрыватель, USB, Bluetooth, усилитель 4x50 Вт, экран монохромный
1DIN, USB-проигрыватель, USB, усилитель 4x50 Вт, экран монохромный
2DIN, USB-проигрыватель, USB, Bluetooth, усилитель 4x50 Вт, экран 6.8" цветной сенсорный, GPS

— Если говорить про старые машины, то замена магнитолы на более современную и качественную что-то решит?

— В каком-то случае результат будет ощутим, но не слишком, в каком-то — приятно удивит. Но менять магнитолу, оставляя при этом заводские динамики и надеясь на чудо, — это плохая идея. На вторичном рынке мало машин, в которых установлены динамики с бóльшим потенциалом, чем у заводской магнитолы (и наоборот).

Тем не менее работу по улучшению звука мы всегда начинаем с замены головного устройства (т.е. магнитолы), а затем смотрим на возможности акустики. Например, недавно мы улучшали штатную музыку в‎ BMW E53, где оставили заводские широкополосные «серединки»‎ под лобовым стеклом, и результат получился замечательным. В Saab 9-5 тоже неплохая заводская акустика.

В любом случае мы отталкиваемся от бюджета и смотрим, где можно сэкономить, а где лучше не стоит.

Словарь автозвука. СЧ (среднечастотник, средник, серединка) — динамик, воспроизводящий средние частоты: от 200 Гц до 3—4 кГц.

— Предположим, у меня Passat B3 или другой автомобиль этого класса и года. С какой суммой на руках нужно приходить в магазин автозвука, чтобы что-то реально изменилось?

— Начинаем, как мы и говорили, с замены магнитолы. Желательно покупать бренд, который себя зарекомендовал: Pioneer, Kenwood, JVC и т. д. Это 350 рублей и выше. Но в сегодняшних реалиях «китайца»‎ тоже можно рассмотреть из-за соотношения цена/качество (такая магнитола стоит от 150 рублей).

Что касается динамиков, то приемлемый комплект передней компонентной (отдельно «низкочастотники», отдельно «твитеры» и кроссоверы) акустики тоже обойдется минимум в 150 рублей. Задней коаксиальной (это динамики, в основе которых могут лежать два и более соединенных в одну конструкцию звуковоспроизводящих устройства, работающих на различных частотах) — в сумму от 100—120 рублей.

компонентная АС, 45 Вт, 55-20000 Гц, 91 дБ, 4 Ом, 2 полосы
компонентная АС, 45-22000 Гц, 91 дБ, 4 Ом
коаксиальная АС, 48-20000 Гц, 90 дБ, 4 Ом, 2 полосы

Словарь автозвука. Твитеры — разновидность динамиков для воспроизведения высоких частот в автомобильной акустике.

К слову, зачастую люди отказываются от задней акустики, но я считаю, что это неправильно. При финальной настройке она позволяет глубже погрузить человека в музыкальный материал, сделать сцену шире и ближе. Но с ней тяжело работать, а потому многие отключают задние динамики. Сабвуфер улучшает ситуацию в нижнем реестре — все, что касается баса, инфрабаса, частот ниже 50 Гц. Он ставится по желанию клиента.

корпусной активный сабвуфер, 200 Вт, 20-150 Гц, 90 дБ, 1 полоса, НЧ 7.9''
головка сабвуфера, 150 Вт, 86.5 дБ, 2 Ом
корпусной активный сабвуфер, 100 Вт, 34-1500 Гц, 91 дБ, 2 Ом

И конечно, не забываем о шумо- и виброизоляции — это очень важно. Материал на две двери обойдется в сумму от 70 рублей. Итого — старт от 670 рублей, если делать все самостоятельно.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by