Сегодня, 8 июля, в Национальном пресс-центре прошла конференция, посвященная изменениям в законе о дорожном движении. Нововведения, связанные с действиями в случае обмена и утраты прав, мы описали здесь. Однако многие изменения касаются тех, кто только собирается получать в/у.
Из важного: с 6 июля те, кто проходили обучение в автошколах на «механике», могут сдавать практический экзамен как на МКПП, так и на АКПП. Если учеба проходила на «автомате» — то и в ГАИ испытания придется проходить на этом виде трансмиссии.
— Сейчас все больше молодежи склоняется к тому, чтобы получить в/у, сдав экзамен на машине с АКПП. «Автомат» позволяет больше внимания уделять дорожной обстановке и меньше — манипуляциям с автомобилем. Некоторые уже состоявшиеся люди тоже знают, что никогда не сядут на автомобиль с механической коробкой передач. Например, у супруга курсантки три машины и все с АКПП. Очевидно, что на «механику» она не сядет.
Но в/у, позволяющее водить машину с любым типом трансмиссии, дает возможность в любой момент сесть за руль любой легковушки. Допустим, у человека «автомат», но на работе выдают авто с МКПП. Поэтому каждый сам для себя должен решить, какое водительское удостоверение ему получать.
— Есть ли смысл теперь учиться на «механике», если уверен, что сдавать экзамен будешь на «автомате»?
— Согласно основному закону педагогики, обучение должно проходить от простого к сложному.
Поэтому обучение нужно, наоборот, начинать на автоматической КПП, а потом переходить на «механику». Такие примеры в своей практике уже имею.
Если ко мне приходят два курсанта и начинают одновременно заниматься, то тот, который учится на «автомате», готов к выезду в реальные условия уже на втором-третьем занятии в зависимости от способностей человека. На МКПП — на пятом-седьмом. Эти примеры касаются в основном подготовки женщин, потому что я чаще работаю с этой категорией курсантов.
Если у водителя уже открыты категории А, А1, B, C, то при последующем получении прав сдавать теоретический экзамен ему не нужно. Но это не распространяется на возврат в/у после лишения.
На повторный практический экзамен теперь необходимо предварительно записываться, если не удалось сдать его с первой или последующей попыток. Также определены основания для отказа в сдаче экзамена. Это отсутствие медсправки, документов, подтверждающих обучение в автошколе (или их истекший срок действия, исправления в бумагах), а также возраст, недостаточный для допуска к экзаменам (AM, А1 — 16 лет, А, B, C — 18 лет, D, E — 21 год). Не разрешат сдать экзамен и тем, кто лишен или ограничен в праве управления ТС.
Изменения коснулись и транспортных средств, на которых будет приниматься экзамен на категорию А. Теперь двигатель у мотоцикла должен быть не менее 220 «кубиков» (ранее — 125).
Владимир Алфимов, основатель и шеф-инструктор мотошколы i.Ride:
— Думаю, что нововведения, касаемые кубатуры мотоциклов, ни в коем случае не отразятся на сложности экзамена. Мотоциклы что на 125 «кубов», что на 220 «кубов» достаточно легкие и маневренные. Наша мотошкола на протяжении 5—6 лет готовит курсантов на байках Minsk SCR-250. Единственная проблема, которая может возникнуть у сторонних мотошкол, — это то, что некоторым из них придется подстраивать под нововведения и менять свою материально-техническую базу, закупать другие мотоциклы. Как наши курсанты отреагировали на изменения? Абсолютно спокойно, никто не испугался, что теперь не получит категории А.
Сдавать экзамен на категорию С теперь нужно на учебно-грузовом автомобиле с максимально допустимой массой более 8 тонн. Категория D будет присваиваться тем, кто успешно прошел испытания на ТС, где не менее 23 пассажирских мест. При сдаче на СЕ автомобиль должен быть категории C (более 8 тонн), а прицеп весить не менее 2 тонн и иметь расстояние между осями не менее двух метров, либо общую длину прицепа 5 метров. Экзамен на DE будет проводиться на автомобиле категории D и с прицепом CE, второй вариант — общая длина автомобиля должна быть более 15 метров («гармошка»).
У практического экзамена больше нет фиксированной продолжительности. Он ограничен лишь выполнением обязательных элементов, независимо от длины дистанции и времени в пути.
Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению:
— То, что убрали фиксированную продолжительность экзамена, может даже уменьшить время его проведения. Потому что опытный экзаменатор понимает, есть ли нужные навыки у сдающего, за пару минут маршрута.
Также добавлена возможность совершить одну ошибку при сдаче экзамена на категорию А. Испытание будет продолжаться с того элемента, на котором курсантом допущена ошибка.
— Раньше на экзамене в ГАИ вовсе нельзя было совершать ошибок?
Владимир Алфимов, основатель и шеф-инструктор мотошколы i.Ride:
— Раньше на экзамене в ГАИ допускались не ошибки, а кое-какие мелкие поправки (они допускаются и сейчас, после нововведений). Например, нейтральную передачу можно было включить не с первой попытки. И, к слову, было бы круто, если бы это разрешили делать с 4—5-го раза. Я не думаю, что включение нейтральной передачи как-то существенно влияет на безопасность управления.
Также раньше и сейчас разрешено единожды заглохнуть при трогании. Я тоже не считаю, это какая-то критическая ошибка, влияющая на безопасность.
Теперь же ввели возможность выехать из восьмерки или съехать с доски и вновь повторить элемент. У меня правильность таких нововведений вызывает сомнения: если человек не готов к испытаниям и совершает ошибку при скоростном маневрировании, то, наверное, экзамен не должен быть сдан в этот день.
Мое мнение: еще есть над чем работать в плане усовершенствования программы обучения. Частично стоит перенимать и опыт других стран, где экзамены проходят намного интереснее и более разносторонне раскрывают навыки и умения мотоциклиста в управлении байком.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро