36 259
11 июля 2024 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

«Впервые сел на мотоцикл в 50 лет». Был поваром на корабле, а теперь работает в доставке на трехколесном байке

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

Курьеры с желтыми портфельчиками наперевес, спешащие скорее помочь голодным клиентам, в последние годы заполонили улицы всех крупных белорусских городов. В «Яндекс.Доставке» успели поработать и мы: и на дешевом автомобиле, и пешком. Но мотоцикл, а тем более трехколесный — это что-то новенькое для сферы доставки. Поэтому Анатолий на своем трайке — фигура в Могилеве если не узнаваемая, то точно привлекающая взгляды прохожих. Сколько зарабатывает курьер на трицикле и что приходится доставлять?

«Первый в Беларуси курьер на мотоцикле». И сколько зарабатывает?

Анатолий приезжает на встречу на ярко-желтом трехколесном байке и сразу предвидит вопрос: «Нет, я не специально красил трайк в фирменный цвет „Яндекса“». В руках у него — шлем с золотистой гримасой, застывшей в немом оскале, на голове — бандана. Мужчине 58 лет (впервые сел на байк в 50!), но в таком образе он точно не выглядит на свой возраст. Делаем по этому поводу комплимент, Анатолий в ответ улыбается и рассказывает, как на днях, пока он относил заказ клиенту, у него украли (предположительно местные детишки) флаг с изображением волка. В общем, «лук» сегодня не полноценный, разбавлять внешний вид мотоцикла пришлось миньоном — его оттенок вписался идеально.

К слову, о волках: это не символ клуба, в котором состоит Анатолий, просто собеседник ассоциирует себя с этим животным. «Как назвала меня моя бывшая жена, я псих-одиночка», — смеется мужчина.

В разговоре нечаянно выясняется: Анатолий учился на судового повара — кока — и даже некоторое время работал по профессии. Бывал в настоящем шторме и ярко описывает свои воспоминания об этом событии. Про себя предполагаем, что доставка для нашего героя — просто эксперимент. И попал он в нее, как говорится, «по приколу».

Как оказалось, целенаправленно в «Яндексе» (точнее, в автопарке, подключенном к сервису) мужчина действительно работу не искал. Позвали сходить на короткое собеседование знакомые, а наш собеседник «за любой кипиш». Ну и деньги действительно были (и остаются) нужны. Поэтому в рядах курьеров с желтым коробом Анатолий задержался на три года.

— Начинал пешим доставщиком: честно говоря, даже на топливо в тот момент денег не было. Потом пересел на байк. Директор моего автопарка тогда сказал, что я первый курьер сервиса в Беларуси, кто передвигается на мотоцикле.

Когда в доставке работал автор этого текста, заказы в приложении сыпались один за другим: не успеешь спуститься с этажа получателя во двор, как прилетает новый адрес. Но дело было в столице. В Могилеве так же?

— Есть такое понятие, как слот, его продолжительность — 6 часов. Если ты берешь этот слот (то есть обязуешься выйти на линию в определенное время и отработать его до конца), то заказы действительно прилетают один за одним. Но я такой опцией не пользуюсь. Потому что если нарушить условия (уйти с линии раньше или выйти на работу позже) — тебе прилетает предупреждение.

Мой максимум — это 6—7 часов на линии. Под солнцем летом, конечно, тяжело, но стараюсь выезжать каждый день, когда погода позволяет. Сколько выполняю заказов за смену? Стараюсь как минимум четыре. Что касается заработка, то за неделю можно получить не напрягаясь рублей 100. Знаю, что кто-то из коллег по цеху может и 1000—1500 рублей «сделать». Но надо усердно работать.

Правда, сейчас с получки мне придется оплатить штраф в 40 рублей. С прошлого года в Могилеве появились знаки на некоторых улицах, запрещающие передвижение на мотоцикле. А что мне делать, если клиент заказал неподъемную сумку продуктов, еще и с 5-литровыми бутылками воды?

Пару раз я подходил к сотрудникам ГАИ, показывал в приложении маршрут, и мне разрешали проехать под знак. Но однажды меня на «запрещенной» улице остановил экипаж и с ходу назначил штраф в одну базовую (хотя статьей предусмотрено и предупреждение). Собираюсь на прием к начальнику ГАИ: хочу узнать, как дальше быть и работать.

Пицца, цветы, ключи и… генератор. Что приходится возить на трицикле?

Суть работы в «Яндекс.Доставке», наверное, объяснять не надо: вызвать курьера может кто угодно (обычный человек или компания), чтобы передать свой товар заказчику. Девяносто процентов заказов, рассказывает Анатолий, это еда из различных заведений. В том числе пицца: в случае с ней короб кладется на спинку на пассажирском месте, а шлейки привязываются к корпусу мотоцикла. Ехать не очень удобно, но можно.

В последнее время мужчина доставляет еще и цветы через сервис. Утверждает, что все доезжает до получателя в ценности и сохранности — есть свои лайфхаки. Поэтому никто не отказывается передавать такие хрупкие товары трайк-курьеру.

Если говорить о передачках от «физика» к «физику», то это ключи, ключи и еще раз ключи. Кто-то из семьи страдает забывчивостью и в очередной раз не может попасть в квартиру в отсутствие домочадцев? Анатолий спешит на помощь.

— Самый необычный заказ — кто-то передавал из города в деревню генератор.

Конфликтные ситуации? Была одна. Привез девушке пиццу в жилой многоквартирный дом и слышу голос из-за двери: заказчица оказалась заперта, открыть замок изнутри не может. Нужно ждать мужа — он должен вот-вот подъехать, максимум в течение получаса. А у нас есть правило: если в течение 15 минут получатель еды не забрал заказ / не вышел на связь — ее можно утилизировать. Ну то есть съесть. Увы, у меня таких заказов еще не было… Но возвращаемся к девушке. Мы с ней договорились: я подожду сколько нужно, а ее супруг даст мне на чай — то есть оплатит мое ожидание. На определенную сумму не договаривались, но я рассчитывал хотя бы рублей на 5. 

Проходит 30 минут, мужчина подъезжает, я встречаю его около дома. Вежливо рассказываю о договоренностях с его супругой, объясняю, что потерял свое рабочее время, чтобы его дождаться. А он в очень грубой форме отказывается от «обещаний» своей жены. Что сделал я? Принципиально развернулся и вернул его пиццу в заведение, которое ее передавало. Там тоже не сильно были довольны моим поступком, да и я понимал: они же эту пиццу сейчас повезут обратно. Но хоть как-то грубияна «наказал».

Сколько стоит пригнать трицикл из Китая?

Трицикл китайской марки Spy racing Анатолий купил шесть лет назад — спустя два года после получения категории А. Мужчина признается, что до сих пор не может «накататься».

Трайк он заказывал из КНР. По заводским данным, объем мотора (он, кстати, с водяным охлаждением) составляет 250 «кубиков», мощность — 18 лошадиных сил. Расход — около 5—6 литров (такой большой из-за колес, считает наш герой), максимальная скорость — 100 км/ч, но крейсерская — 80.

— Именно такой оттенок выбрал, чтобы быть заметным на дороге — в общем, из соображений безопасности. Этого цвета у производителя даже в базе не было, делали под меня, но денег за это не взяли. Передний кенгурятник — тоже тюнинг, устанавливался дополнительно, как прицепное и кофр. Суммарно вместе с доставкой и растаможкой трайк обошелся примерно в $5000. Фабрика, к слову, теперь выпускает только электрический транспорт. Так что, можно сказать, у меня эксклюзив, — улыбается Анатолий.

Запчасти на редкий для Могилева транспорт — тоже редкость. Но мужчина находит выход из любой ситуации (по крайней мере, пока что). Например, крупная компания предлагала под заказ четыре демпферные втулки по $10. Но нашему собеседнику цена показалась высокой. Он нашел токаря, который по чертежам Анатолия сделал преформу. Теперь владелец трицикла может сам изготавливать те самые втулки в неограниченных количествах.

— Почему трех-, а не двухколесный байк? Потому что ямы, песочек, камушки — неотъемлемая часть наших дорог. Ездить надо очень аккуратно, а я так, наверное, не умею. На трех колесах же могу и по ямам на скорости проскочить. А в поворотах спортивные мотоциклы я, между прочим, «делаю»! Они все притормаживают (за рулем-то не спортсмены), а я проскакиваю. Но и на трицикле можно перевернуться, своя техника прохождения поворотов есть.

Я, к слову, многих в Могилеве любовью к трайкам заразил. Помню, когда только его пригнал, никто у нас на трехколесных мотоциклах не ездил (по крайней мере, я не видел и не слышал). А теперь уже таких в городе хватает. Даже одна знакомая байкерша пересела.


Сейчас Анатолий пробует себя в новом направлении — мототакси (это народное название, на деле же услуга называется арендой ТС с водителем). Первый шаг уже сделан: оклейка от компании-диспетчера получена и на кузов нанесена. Так что вскоре короб за плечами могут сменить могилевчане, желающие с ветерком домчаться из пункта А в пункт Б. Подробнее о службе мототакси мы расскажем в ближайших материалах.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by

Покупайте в Каталоге Onlíner в рассрочку на 5 месяцев без первого взноса


• Ищите товары, воспользовавшись фильтром Minipay, в разделах Каталога.
• Оформляйте рассрочку онлайн за считанные секунды прямо в корзине.
• Вносите оплату за заказ мини-платежами начиная со следующего месяца или погасите досрочно в приложении INSNC «Альфа Банка».
• Акция с рассрочкой Minipay на 5 месяцев действует до 26 июля.

> Перейти в Каталог