Приятно в жару пить прохладную воду. Но еще важнее сохранять в таких условиях нужный температурный режим для определенных продуктов или, например, лекарств, чтобы они не испортились за время поездки. Какие средства в этом могут помочь?
Кажется, что лучший вариант — автохолодильник. Но во-первых, он стоит недешево, во-вторых, требует питания от бортовой сети: заглушишь двигатель — охлаждение камеры прекратится. А может, термосумка с аккумуляторами холода будет не хуже? Или, возможно, с делом справится и самый дешевый вариант — термопакет? Решили проверить.
Суть эксперимента следующая: помещаем во все три аксессуара литровую бутылку воды (ее температура в этот момент +23 градуса) и банку с фруктовым желе (изначально +11 градусов) — его переход в жидкое состояние наглядно продемонстрирует нежелательное для продукта изменение температуры. Также везде разместим спиртовые градусники, а дополнительный контроль температуры будем осуществлять с помощью бесконтактного измерительного прибора — пирометра.
В термосумку и термопакет положим несколько аккумуляторов холода (большой зеленый в морозильнике хранился примерно вечность, небольшие синие — всего несколько часов). Заодно посмотрим, как будет меняться их температура.
Ну а холодильник температуру внутри себя понизит и сам. Для этого дадим ему поработать около 30 минут в офисе, подключив к розетке (в комплекте идет два кабеля: для бытовой сети 220 В и автомобильной 12 В).
Для испытания мы выбрали термоэлектрическую модель Miru MCW 24E+ c полезным объемом 24 литра, которая способна охлаждать камеру на 18—20 градусов ниже температуры окружающей среды (как уточняется в руководстве, при +20 градусах снаружи и непрерывной работе не менее 3 часов, и это оказалось важным нюансом).
Из нескольких термосумок, доступных нам на момент эксперимента, выбрали модель Miru 9034 (внешняя часть выполнена из полиэстера, подкладка — ПЭВА, плюс вспененный теплоизоляционный материал) — ее внутренний объем также составляет 24 литра. Впрочем, сумка имеет два разных по величине отделения — все сложили в большее.
Наконец, используем термопакет Termopack емкостью 6 литров, который летом можно купить практически в любом магазине. Еще одну бутылку и еще один термометр положим в обычный полиэтиленовый пакет, который также отправится в салон автомобиля. Желе? Решили понапрасну не переводить продукт, ибо здесь все очевидно.
Все аксессуары отправили в салон автомобиля — на 30-градусной жаре он прогрелся свыше +40 градусов, затем климат-контроль в течение часа поддерживал температуру на уровне +25 градусов. Потом мы его выключили на 30 минут, чтобы вернуть в салон ад (но двигатель не глушили, чтобы холодильник продолжал работать).
Промежуточный итог: если верить термометрам, во всех устройствах удалось удержать внутреннюю температуру на уровне +18…+20 градусов. При этом вода сохранила свои +23 градуса, банки с желе прогрелись примерно до +18…+19 градусов, но во фруктовый сок оно превращаться не спешило нигде. Большой аккумулятор холода прогрелся лишь до +4…+5 градусов, а вот малые синие — до +14…+15 градусов.
В целом между испытуемыми паритет, особенно если учесть неизбежные погрешности измерений. Ведь в термосумке и термопакете градусники оказались слишком близко к аккумуляторам холода, и лишь в холодильнике была обеспечена некоторая дистанция. Однако пирометр, напомним, измеряет температуру поверхности, а это не совсем одно и то же, что температура тела.
При этом оставленный в обычном пакете спиртовой термометр показывал под +30 градусов, а бутылка воды прогрелась практически до такой же температуры. Так что наши аксессуары работают, причем на малой дистанции практически одинаково.
Что ж, давайте ужесточим испытание. Получасовая поездка по городу с работающим климат-контролем, затем еще одна 20-минутная, но между ними — полтора часа стоянки уже с заглушенным мотором — да-да, холодильник в этот момент перешел в режим термобокса. Но ведь это вполне реальный сценарий, когда вы мотаетесь по городу и вынуждены иногда покидать автомобиль.
Что в итоге? Желе из термосумки начало терять форму — неудивительно, ведь температура, измеренная на поверхности банки, была более +19 градусов. Бутылка с водой по-прежнему была прохладной на ощупь, но пирометр показал +23 градуса — как и было изначально. Большой аккумулятор холода прогрелся до +10 градусов, синие — свыше +17 градусов. А спиртовой термометр показал +18 градусов.
Примерно те же цифры получили и на предметах из термопакета, только желе было крепче на вид, но оно и было максимально прижато к аккумуляторам холода, как и термометр. В данном случае небольшой объем пакета сыграл в плюс: в куда более просторной термосумке было слишком мало холодных объектов и слишком много неохлажденного воздуха. Думается, при более плотной загрузке эффект был бы иным.
В камере холодильника спиртовой термометр показал +20 градусов. Вода оказалась буквально на градус теплее, желе — на два холоднее, и оно сохранило форму. Можно предположить, что без отключения энергии на час температура могла бы быть и пониже.
Холодильник представляется более интересным вариантом именно в продолжительных поездках, когда он будет не просто поддерживать температуру продуктов, а действительно их охлаждать. Но для этого его, конечно, нельзя выключать, а в идеале стоит запустить заранее. В остальных ситуациях, как показал наш опыт, с задачей неплохо справится и термосумка, и даже термопакет. Просто найдите в салоне хорошо охлаждаемое или не сильно прогреваемое место (например, в ногах задних пассажиров или в багажном отделении) и положите внутрь побольше аккумуляторов холода.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by