Недавно в Гродно прошла встреча перевозчиков и водителей маршрутных такси с представителями ГАИ и Транспортной инспекции. Говорили о безопасности перевозок, в том числе о пассажирах, которые ездят в маршрутках стоя. Чем это чревато и можно ли решить проблему? Мнением поделились в Международной ассоциации перевозчиков.
Там отметили, что проблема актуальная прежде всего для коротких маршрутов в городе и пригороде. В междугородних маршрутках тяжело ехать стоя как минимум из-за длительности поездки.
— Внимание обратили на маршрут между Гродно и Скиделем. В зависимости от дня недели «лишние» пассажиры едут либо по направлению к городу-спутнику, либо обратно в областной центр. Бывает, что в рассчитанном на 15 пассажиров бусе одновременно едут по 25 человек. То есть сразу 10 людей стоят в салоне, — отметили в МАП.
Помимо того, что вопросы могут возникнуть со стороны контролирующих органов — если в салоне только 15 мест, то как перевозили всех остальных, были ли у них билеты, — есть очевидные нюансы, связанные с безопасностью.
— Микроавтобусы не предназначены для перевозки стоящих пассажиров. Там попросту нет нормальных условий для этого. Авария, резкий маневр или торможение могут привести к тому, что люди начнут падать на пол или друг на друга. Они могут пострадать сами, а также причинить увечья другим пассажирам, — говорят в ассоциации.
Сравнение с городскими автобусами специалисты называют некорректным.
— Эксплуатационная скорость автобуса на городском маршруте — около 16 км/ч. Маршрутки ездят куда быстрее и по городским улицам, и по загородным трассам, — говорят они.
Вопросы организации и выполнения автомобильных перевозок пассажиров разрабатываются на основании Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» и Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров».
Предусмотрено, что автомобильные перевозки пассажиров выполняются на основании проездных документов, а количество перевозимых пассажиров не должно превышать число мест для сидения, установленное организацией-изготовителем для данного транспортного средства.
Правилами дорожного движения определено:
при перевозке пассажиров фактическая масса транспортного средства не должна превышать технически допустимую общую массу транспортного средства, установленную изготовителем (п. 173);
запрещается перевозить пассажиров сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства (п. 181.3).
Какие обсуждаются варианты решения проблемы?
— Перевозчики, например, во время обсуждения возможных изменений в законодательство неоднократно обращались к представителям Минтранса с просьбой разрешить перевозку людей стоя в тех маршрутках, где есть поручни. Но вряд ли стоит ждать положительной реакции на такую инициативу. Ведь проблему безопасности она не решит, — отметили в МАП. — Контролирующие органы могут серьезно взяться за проблемное направление. Например, проверять каждую маршрутку и жестко пресекать все нарушения. Понятно, что водители в этом случае будут попросту отказываться брать на борт лишних пассажиров. Но исчезнет ли проблема?
Нюанс в том, что не только некоторые водители согласны брать на борт лишних пассажиров — для них это дополнительная выручка. Но и сами пассажиры готовы ехать в маршрутке стоя, чтобы не терять время на ожидание следующей.
— Запретить и жестко пресекать нарушения можно, но в долгосрочной перспективе это приведет к обратному эффекту. Пассажиров на популярном направлении меньше не станет. Значит, нишу заполнят нелегальные перевозчики. Там уже ни о каком контроле, а тем более о безопасности речи идти не будет, — считают в ассоциации.
В МАП озвучивают свой вариант: уплотнение расписания на проблемном маршруте.
— Стоит лишь добавить рейсов в часы пик, выдать дополнительные карточки маршрутов, и острота ситуации уйдет. Мы неоднократно выступали за разработку механизма, позволяющего оперативно добавлять количество рейсов на такие маршруты. Еще одним выходом может стать выход на маршруты в час-пик автобусов большей вместимости. При анализе рынка, изучении спроса и предложения, хорошем взаимодействии перевозчиков, автовокзалов и транспортной инспекции проблем с нехваткой рейсов и, как следствие, «перегрузом» общественного транспорта попросту не появится, — говорят в ассоциации.
Ездите в маршрутках стоя? Расскажите нам, почему: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро