В четверг многие столичные автомобилисты столкнулись с ранее неизвестной для них проблемой — затопление их транспортных средств. У кого-то машина оказалась в воде во время стоянки, у кого-то заглохла при попытке преодолеть подтопленный участок дороги вброд. Теперь вопрос: что делать дальше? Задали этот вопрос специалисту.
Директор tesla-cars Артур Туманов действительно специалист — по затоплению автомобилей. Во-первых, он участвует в различных внедорожных соревнованиях, поэтому его техника периодически оказывается в воде по самую крышу. Но и «гражданские» машины он тоже порой не жалеет. Пару лет назад окунул в воду Land Rover Defender, а в день потопа решил испытать слегка доработанную Tesla под названием «Чебуратор».
На самом деле эта Tesla к подобным экспериментам действительно готова. У нее дополнительно изолирована батарея, разъемы, блоки. Как признался Артур, было бы интересно заехать по стекла, но проблема в том, что, как только становится слишком глубоко, автомобиль всплывает и держится на воде. Чтобы его притупить, надо, чтобы вода в салоне была.
Кстати, вода в салон все же проникла, но не через дверные проемы, как можно было подумать, а где-то со стороны педального узла. Это уже при второй попытке, когда автомобиль двигался с небольшой скоростью.
Когда мы приехали к Артуру, «Чебуратор» еще только просыхал. Вода из салона ушла, но ковровое покрытие осталось мокрым, стоял характерный затхлый запах. А еще осталась вода в поддонах переднего и заднего багажников. Автомобиль еще придется сушить. В данном случае все несколько проще, с учетом того, что у него есть дополнительная изоляция. В случае с обычным автомобилем работы будет больше.
— Надо все, что возможно, вынуть из салона — элементы обивки, ковровые покрытия и так далее. Не надо оставлять все это на солнце, так как под прямыми лучами некоторые детали могут покоробиться, деформироваться. Просто их надо расположить в теплом месте и дать им просохнуть, — объяснил Туманов.
Надо сливать воду, если она осталась в каких-то местах и нишах. Такое может быть при забитых дренажных отверстиях. С открытыми окнами или дверьми надо дать автомобилю просохнуть изнутри. И посмотреть, в каком состоянии проводка и электронные блоки.
— Когда это видео вышло, нам стали писать: меняйте смазку в моторах, иначе накроются подшипники, — рассказывает Артур. — Но я всех успокоил. У электромоторов Tesla есть сапуны, и в этом автомобиле они выведены наверх, под самый потолок, чтобы внутрь не попадала вода.
Точно так же сапуны в агрегатах выводят наверх и на специально подготовленных внедорожниках, участвующих в трофи-рейдах и подобных соревнованиях. Но в стандартном автомобиле такое решение не применяется. Что делать в подобном случае?
— Если автомобиль просто проехал по луже или залитой дороге, то ничего страшного. А вот если остановился и какое-то время пробыл в воде, значит, надо менять масло в редукторах, коробке, двигателе. Мокрый воздушный фильтр не говорит о том, что обязательно был гидроудар, но вода могла попасть в двигатель. В этом случае масло в нем тоже нужно менять, — объясняет Артур, ссылаясь уже на свой спортивный опыт.
— А как долго автомобиль должен простоять в воде, чтобы затем потребовались эти меры?
— Достаточно и 5—10 минут. Вот если автомобиль двигается, вопросов нет. Например, этой весной утопил боевой Defender — после того я менял масло в мостах, в коробке передач, в двигателе сначала залил промывку, затем масло, его тоже слил и уже затем залил то масло, на котором автомобиль дальше ездил.
У меня никогда не было гидроудара и вообще всегда обходилось малой кровью — замена масел, ну, бывали глюки по электронике. Но я, когда вижу, что дело идет к затоплению, глушу мотор, выключаю массу — в спортивном автомобиле такая возможность есть. В обычном автомобиле стоит скинуть клемму с аккумулятора.
— А с каким автомобилем меньше проблем при утоплении — с обычным или электрическим?
— Я считаю, что более безопасно «топить» электромобиль. У ДВС все-таки есть риск гидроудара. Причем как это происходит? Вроде уровень воды не очень большой, но когда машина едет, то поднимает воду — и она уже может попасть под капот, в воздухозаборник. Если она в достаточном количестве дойдет до цилиндров, то да, возможно разрушение двигателя из-за гидроудара. С электромобилем таких проблем не может быть по определению.
— А как насчет силовой электрики, той же батареи?
— Все боятся за батарею. Но, например, у Tesla она хорошо герметизирована, у последних автомобилей вообще сделана неразборной, запаянной, за это можно не переживать.
На самом деле бояться надо за другие потенциально уязвимые места. Скажем, в Tesla блок подушек безопасности находится в ногах водителя — и как раз его заливает. В данном автомобиле, повторюсь, все герметизировано, но в обычном этот блок, конечно, надо проверять чуть ли не в первую очередь.
Разъемы в «Чебураторе» дополнительно гидроизолированы. В обычных автомобилях стандартные разъемы тоже имеют герметичное исполнение, но этого достаточно, чтобы не было проблем после кратковременного нахождения в воде. При длительном же могут возникнуть проблемы.
— Вообще скажу так, что это во многом вопрос качества сборки. С идеально собранным электромобилем (дорогим) проблем быть не должно, — считает Артур.
Если же говорить про штатную электрику, то, будь то «электричка» или обычная ДВС-модель, риск одинаков: при попадании воды в салон могут окисляться контакты, платы электронных блоков, и со временем это будет приводить к тем или иным отказам либо плохо диагностируемым глюкам.
— Я разговаривал с одним электриком, он рассказывал, как восстанавливает автомобили после утопления. Это монотонная тупая работа, когда перебирается каждый проводок, проверяется, зачищается каждый контакт. А вы просто представьте, сколько таких проводов и контактов в машине, — говорит Туманов.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by