Могилев — заключительная точка на нашем маршруте, проложенном через авторынки областных центров. Мы уже успели побывать в Гродно, Гомеле, Витебске и Бресте. Везде ситуация почти идентичная: рынков в классическом понимании уже давно не существует, а автохаусы в основном ориентируются на продажу машин до $10 000. В Могилеве узнаем что-то новенькое?
«Гугл» и опросы знакомых могилевчан, перебравшихся в Минск энное количество лет назад, привели нас на Гомельское шоссе, 64. Когда-то здесь располагался авторынок.
«В будние дни рынок в основном пустует, однако в выходные начинает работу уже с 7:00—7:30 утра и к 11:00 на площадке можно насчитать порядка 150—200 машин. Ассортимент, конечно, не такой разнообразный, как в Минске, но выбрать есть из чего. Автомобили на автобазаре в Могилеве в основном представляют бюджетные малолитражки. Также можно заметить большое количество автомобилей 90-х, например Volkswagen Passat B3. Для удобства покупателей авторынок оборудован пунктами питания, общественными туалетами, автостоянкой», — такое описание этой локации неизвестно какого года мы нашли на одном из белорусских сайтов.
Актуальная картина гораздо более пессимистичная: огромная пустая стоянка и парочка автосервисов в потрепанном производственном помещении. А за забором — сорняки да бурьян.
— Здесь действительно был авторынок, но как минимум лет 5—7 его уже нет, — рассказал мужчина, осматривающий свое авто из ямы. При ответе на вопрос, где в Могилеве посмотреть недорогие б/у машины, наш собеседник замешкался, но направление все же дал. Едем на улицу Габровскую, там «бэушкой» торгуют на охраняемой стоянке.
Как назло, мы нарвались на обед. Но расстроились не сильно: выбор едва ли состоит из десяти машин. Зато успели разговориться с могилевчанином, присматривающим себе авто (но без определенных критериев поиска). Мужчина долго жил в России и поделился своим наблюдением: наши соотечественники гораздо аккуратнее относятся к старым автомобилям.
— Для белоруса машина и жонка — это ******! (главная ценность. — Прим. Onliner), — резюмировал мужчина и подсказал нам еще один автохаус, побольше. На этом общение пришлось свернуть: в окно нас увидел охранник стоянки и громко с негодованием спросил: «Что вы там лазаете?» Объяснять не хотелось, поэтому двигаемся по рекомендациям дальше — на этот раз в автосалон «Машинный двор».
Фишка, если ее можно таковой назвать, автохауса — на ценниках помимо стоимости указана краткая информация о модели и обслуживании каждой машины. Девушка-менеджер тоже показалась очень приятной: согласилась пообщаться, как только поможет клиентам.
На площадку накануне заехала Lada Samara (ВАЗ-2109) меньше чем за $1000 по курсу, и около нее образовался аншлаг: серьезно подумывают о покупке своей первой машины девушка, приехавшая с помощником, и еще один мужчина в годах. Последний объяснил: основной автомобиль у него есть, ищет что-то еще «под пятую точку» на каждый день.
— Чаще всего у нас покупают машины до $7000. Чем меньше стоит авто — тем больше ажиотаж, — признается Алина, представитель автосалона. — В месяц продаем не меньше 20 машин (мы один из самых крупных автохаусов в Могилеве). В основном люди покупают авто в кредиты и лизинги.
• Ищите товары, воспользовавшись фильтром Minipay, в разделах Каталога.
• Оформляйте рассрочку онлайн за считанные секунды прямо в корзине.
• Вносите оплату за заказ мини-платежами начиная со следующего месяца или погасите досрочно в приложении INSNC «Альфа Банка».
• Акция с рассрочкой Minipay на 5 месяцев действует до 26 июля.
Какие модели любят? «Пассаты» B6, B5, B4 в кузове универсал. Из «японцев» предпочитают Subaru. К нам приезжают не только из Могилева и области, но и из других городов, в том числе из Минска. К примеру, покупатели из столицы не так давно брали довольно редкий кабриолет Renault Wind. Россияне интересуются более дорогими машинами: из недавнего приобретали Acura.
Что еще нашли в продаже на площадке автокомиссионки? Достаточно много подержанных «немцев» и «французов», а еще российских «выпускников» «АвтоВАЗа». «Китаец» всего один — Emgrand прошлого года выпуска с вариатором, пробегом в 2203 км и ценой в 61 150 рублей (или $18 700). Да, к стоимости есть вопросы, особенно с учетом того, что осенью в салоне аналогичная модель продавалась за 56 900 рублей. Семиместный Lada Largus 2017 г. в. (1,6 л, бензин + пропан, МКПП) отдают за $10 750 в эквиваленте, VW Passat B6 2006 г. в. (1,9 л, дизель, МКПП) можно купить за $6800, 4-летний универсал Lada Vesta (1,6 л, бензин, МКПП) — за $10 400.
Любимый (не так, как «Пассат», но все же) многими белорусами Peugeot 406 2003 г. в. (1,7 л, бензин, АКПП) продается за $4200, четвертый «Гольф» на год старше (1,9 л, дизель, МКПП), страшно озвучивать, — за $5550. Есть еще VW Passat B5 1999 г. в. (1,9 л, дизель, АКПП) примерно в том же ценовом диапазоне — за $5000.
Если ваш бюджет стремится к десяти тысячам долларов, то можно рассмотреть на площадке Mazda 6 2007 г. в. (2 л, бензин, АКПП) за $8500 по курсу или Skoda Rapid 2015 г. в. (1,6 л, бензин, МКПП) за $9999. Еще есть универсал Ford Mondeo 2008 г. в. (1,8 л, дизель, МКПП) за $9300.
Для фанатов старого премиума в автохаусе выставлен Infiniti FX 2012 г. в. (3,7 л, бензин, АКПП) за $19 750 в эквиваленте. Вариант посвежее и понадежнее — трехлетний VW Taos (1,5 л, бензин, «робот») за $25 590.
На этом не останавливаемся и едем в самый крупный автохаус Могилева («Центр авто») около ТЦ «Армада». Рядом — магазин запчастей и МРО ГАИ, так что расположение очень даже неплохое.
Но сперва пробежимся по более возрастному ассортименту. Откровенных «корчей» здесь нет. Из относительно бюджетного — Peugeot 206 2006 г. в. (1,4 л, дизель, МКПП) за $3090 по курсу и Ford Galaxy 1998 г. в. (2,3 л, бензин, МКПП) за $3790.
Citroen C4 2006 г. в. (1,6 л, дизель, МКПП) отдают за $5390 в эквиваленте, Toyota Corolla 2008 г. в. (1,6 л, бензин, АКПП) — за $6790.
Варианты подороже — 7-местный VW Tiguan 2018 г. в. (2 л, бензин, АКПП) за $20 900 в эквиваленте, 3-летняя Mazda CX-5 (2,5 л, бензин, АКПП) с ценой в $28 990 и BMW X4 2018 г. в. (2 л, бензин, АКПП) за $41 000.
— У нас сейчас востребован более бюджетный сегмент: чуть дороже $10 000, но не выше $20 000, — рассказывает директор автосалона. — Это кроссоверы: как правило, полноприводные или переднеприводные, с мотором небольшого объема — 1,5—2 литра. Ориентир — на китайские бренды, если покупатель располагает суммой больше $20 000. Самый бюджетный и востребованный кроссовер из КНР — Geely Coolray без пробега — обойдется в $22 000—23 000.
Если говорить о «бэушке» около $10 000, то это преимущественно европейские бренды. Примерно 70% машин у нас покупают в кредит или лизинг. Клиенты приезжают со всей страны, а не только из Могилевской области. Поток россиян стал меньше из-за изменений в законодательстве РФ, касающихся утильсбора и растаможки. Машины из Беларуси им стали гораздо менее интересны.
Конечно, мы столкнулись с ограничениями, введенными европейскими странами. Сначала они были связаны со стоимостью авто (выше €50 000), но все равно были инструменты ввоза. Потом — с объемом двигателя (больше 1,9 литра никак не провезти), а теперь внимание обращают и на клиренс. Все это усложняет ситуацию. Прорабатываем новые варианты логистики — через Турцию, Грузию и т. д. В любом случае продолжаем работать. Хотя понимаем, что объемы будут меньше, нужно время, чтобы перестроиться. Чем все это грозит? Повышение цен на автомобили точно будет.
Насколько ощутимое? Зависит от ценового сегмента. Если мы говорим про премиум из Европы, то для заказчика наценка составит 5000—6000 евро. Если же машина стоит от €100 000, то доплата окажется не сильно существенной. Речь про автомобили до $20 000? Тогда людям будет нецелесообразно пригонять такую машину, потому что она подорожает на $7000 и это будет ощутимо.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by