33 338
04 августа 2024 в 12:23
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий, Сергей Липский

МАЗ празднует 80-летие. Как прошел первый в истории завода день открытых дверей

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий, Сергей Липский

Традиции проводить дни открытых дверей есть у многих машиностроительных предприятий нашей страны. БЕЛАЗ это практикует как минимум с 90-х годов, Тракторный завод проводит такие мероприятия ежегодно, даже секретно-оборонный МЗКТ несколько раз открывал двери по юбилейным датам. Но такого до вчерашнего дня ни разу в своей истории не делал МАЗ. В преддверии 80-летнего юбилея наконец-то к хорошей традиции присоединился и Минский автомобильный. Что можно было увидеть на мероприятии?

Исторические образцы

Раз мероприятие историческое, то исторические образцы продукции должны на нем быть — и они были.

Такой же, только оранжевый, самосвал МАЗ-205 стоит на постаменте у центральной проходной завода. Но этот экземпляр с номерами Брестской области — ходовой. Машину восстановили и привели в «конфеточное» состояние в Ляховичах, в частном сервисном предприятии «Автоцентр Виктория». МАЗ-205, безусловно, знаковый для завода автомобиль — первый крупносерийный продукт. Голубой бортовой МАЗ-200, стоящий следующим в ряду, — из заводской коллекции раритетов. Состояние, как и положено, идеальное. Уже больше 20 лет точно этот грузовик периодически выводят в свет, и 80-летний юбилей не стал исключением.

А это что за странный автобус? Во-первых, не автобус, а спецфургон на базе спецшасси МАЗ-200Ш. Да, было в программе МАЗа шасси, которое отгружалось с завода без кабины, только с оперением и рамкой ветрового стекла. На основе этих шасси мехзавод «Уралец» из Свердловской области делал такие автобусоподобные фургоны. Далее спецфургоны отправлялись на другое, очень оборонное, предприятие Южного Урала, где внутри монтировалось весьма сложное компрессорное газодобывающее оборудование. Это было семейство азот-кислород-добывающих станций разных модификаций для ВВС и ракетных войск. Конкретно этот экземпляр — бывшая азотдобывающая станция АДС-50. Специально для юбилея эту машину предоставил подмосковный музей ретроавтомобилей «ВБВ» из Солнечногорска.

Самосвалы МАЗ-5549 пусть и нечасто, но еще можно встретить в провинции на дорогах. Казалось, еще недавно они были не такой уж и редкостью в потоке. Но теперь и они — раритеты. На данном экземпляре номера аж Курской области России. На самом деле эта машина тоже из коллекции музея «ВБВ». Доставке их в Минск поспособствовал крупный российский дилер «МАЗ-Рус». Эх, если помечтать, то представителей 500-го семейства на юбилей в одном месте можно было собрать и больше даже по Беларуси. Как минимум у военных в эксплуатации еще немало топливозаправщиков «с иголочки», по автохозяйствам нашлись бы и другие версии. Но молодцы, что привезли хотя бы это.

Раритет из совсем недавнего прошлого — капотный тягач МАЗ-6440PA, второй экземпляр постройки 2012 года. Это был один из громких проектов харизматичного и много чего в лучшую сторону поменявшего на МАЗе директора Александра Боровского, увы, ушедшего из жизни в начале нынешнего года. Машина была призвана конкурировать с бэушными американскими тягачами на российском рынке. Американские тягачи с европейским полуприцепами вписывались в разрешенную в РФ длину автопоезда и тогда были невероятно популярны, их успели завезти несколько десятков тысяч. Но по каким-то причинам серии так и не случилось.

Даже сейчас, дюжину лет спустя, машина смотрится современно. Пожалуй, это был самый популярный экспонат на выставке. Постоянно стоявшая длинная очередь в кабину — тому подтверждение. Хорошо, что опытный образец на заводе берегут и поддерживают в коллекционном состоянии. По сути идея и сегодня актуальна для некоторых экспортных рынков.

Концептуальный последовательный гибрид MAZ-X — звезду сразу нескольких отраслевых выставок нынешнего года — тоже отнесем к раритетам. В машине необычно буквально все: и внешность, и компоновка, и инженерные решения. Звучали обещания, что нечто подобное в будущем пойдет в серию. Но самый первый образец, безусловно, уже обрел коллекционную ценность, хотя машина еще проходит испытания.

Конвейер и серийная продукция

Была и возможность посетить главный конвейер. Конечно, в идеале конвейер надо смотреть работающим. Только так ощущается его «магия»: когда лента движется, рамы с мостами переворачиваются в воздухе, сверху приезжают двигатели и кабины, а вокруг деловито суетятся сборщики. Но... техника безопасности — публике конвейер показывали в остановленном виде. Однако все равно можно было увидеть любопытное.

Если спросите, какой двигатель сейчас наиболее популярен для МАЗов, — вам ответят: «БМВК». — «BMW?» — удивленно переспросили бы многие. Но нет. БМВК расшифровывается как «белорусские моторы Великий Камень». Проще говоря, это Weichai, которые собирают в белорусско-китайском индустриальном парке.

В конце нитки конвейера есть небольшая площадка готовой продукции. Вот там широкая белорусская публика могла впервые увидеть тягач из юбилейной спецсерии, которую подготовили специально к 80-летию. 8 августа партию таких машин будут торжественно передавать.

У юбилейного тягача оригинальный дизайн маски, светится эмблема, нанесен орнамент на двери. Индекс машины — МАЗ-54402L-2531-031. Выпускать «коллекционные» лимитированные спецсерии тягачей в честь разных событий — давняя традиция многих европейских производителей. Так делали буквально все: и MAN, и Volvo, и Scania, и Iveco, и Mercedes-Benz, и DAF, и Renault Trucks. Словом, вся большая европейская семерка. Теперь «коллекционное издание» есть и у МАЗа.

Рядом с цехом главного конвейера организовали небольшую выставку серийной продукции. Среди прочего можно было увидеть самый внушительный МАЗ — тяжелый внедорожный полноприводный четырехосник МАЗ-63362L. Такие по городским улицам не ездят. Фото не передают размер, но поверьте, он огромный.

Давно ничего не было слышно про мазовские электрогрузовики. Были даже разговоры, что тема заглохла на этапе макетных образцов. Оказывается, отнюдь нет. Таких электроМАЗов в ряду стояло сразу два. Подробности неизвестны, но что еще как минимум несколько машин реально построены — очевидно. Будем надеяться, направление должным образом разовьется и электротраки МАЗ займут достойное место в общей линейке автозавода.


Сама юбилейная дата еще только предстоит. В следующую пятницу, 9 августа, наступит тот самый момент, когда МАЗу официально исполнится 80 лет. Тем, кто не смог вчера попасть на день открытых дверей, представится шанс увидеть почти все эти машины вновь. Будет и парад МАЗовской техники с торжественным проездом по Партизанскому проспекту, и выставка у ДК МАЗ, и концерты поп-легенд 90-х — групп «На-На» и «Комбинация». Завершится все фейерверком.