Что там с автобусами на границе? 21 час до Вильнюса. Люди теряют билеты на самолеты и брони в гостиницах

06 августа 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Auto.Onliner

Что там с автобусами на границе? 21 час до Вильнюса. Люди теряют билеты на самолеты и брони в гостиницах

Автор: Виталий Петрович. Фото: Auto.Onliner

Дилемма многих в наши дни: ехать через границу на машине или на автобусе? Через Польшу или через Литву? А может быть, вообще через Латвию? Какой пункт пропуска выбрать? В какой день лучше выезжать, утром или вечером? Все равно что арбуз выбирать: стучи — не стучи, а не угадаешь, разве что повезет ненароком.

Гадание на кофейной гуще

Наш читатель собирался вместе с супругой в отпуск к родне во Францию. Рассматривал два варианта: ехать из Минска на автомобиле или добираться до ближайшего аэропорта и лететь с пересадкой на самолете (прямого рейса из удобных аэропортов не нашлось).

— До Лиона на машине выходит примерно 5700 км в обе стороны. То есть три дня пути с двумя ночевками — это дорога туда, и затем столько же — обратно. Посчитали с женой, вышло бы примерно 1300 евро: на бензин, гостиницы, страховку и платные дороги, — рассказывает корреспонденту Onlíner собеседник. — Да, на машине в любом случае выйдет дольше, но в целом будет приятная поездка. Хорошие дороги, пейзажи. Можно даже никуда особо не заезжать: смотри по сторонам да любуйся красотами.

Еще один нюанс — багаж. Если ехать с гостинцами, то в автомобиле привезешь всяк больше, чем в чемоданах. Правда, и риски есть: читатель всерьез опасался, что какие-то вещи или продукты могут вызвать у таможни вопросы.

— Конечно, слышали о том, что и еду забирают, и вообще не пойми к чему могут придраться. Проблем не хотелось, — отмечает читатель.

Альтернатива — самолет.

— Многие советовали не заморачиваться и ехать до аэропорта на автобусе, дескать, очереди все равно полегче и не нужно переживать, где потом машину оставить. Поискать удобный рейс подешевле, сэкономить время. Причем рекомендовали смотреть именно в сторону Вильнюса. Сам город ближе, очереди автобусов, как говорят, покороче, — продолжает собеседник.

Поискали авиабилеты. Из Вильнюса в Лион с пересадкой во Франкфурте, с багажом, выходило не особо дешевле — около 1100 евро (620 — авиабилеты, 235 — билеты на автобусы, 200 — гостиницы). Но ведь быстрее. И семья остановилась на этом варианте.

21 час до Вильнюса

Автобус с минского автовокзала отправлялся в Вильнюс в 00:30. Заявленное время прибытия — 06:00. Сразу было понятно, что это не реально, вопрос только в том, каким будет опоздание.

— Билет обошелся нам в 200 рублей. Что интересно, до Варшавы можно было купить дешевле — за 140 рублей. Автобус — очень старый Neoplan: сидеть и спать было неудобно. Многие вообще не уснули. Но зато были кофе и чай, работали кондиционер, туалет, — отмечает читатель.

Дорога до границы недолгая, потом — ожидание без явных перспектив.

— В очереди перед нами было от 14 до 20 автобусов, из них семь изначально стояли впереди еще до пункта пропуска, когда мы прибыли. Начались долгие часы ожидания с известными неудобствами. Даже несмотря на то что в автобусе работал туалет, многие выходили на улицу и шли в пластмассовую биокабинку. Правда, когда женщины открывали ее и заглядывали внутрь, то быстро разворачивались и шли в лес. В общем, стоим, ждем, — рассказывает собеседник.

Это психологически сложно — знать, что у тебя прибытие в шесть часов утра, а ты все еще на границе. И до вылета из аэропорта остается все меньше времени.

— Пассажиры нервничали, многие закладывали на дорогу по 16 часов до самолета — билеты у них пропали. Кто-то пытался поменять. Получилось или нет — не знаю. Рядом с нами сидели женщина с мальчиком, собирались лететь куда-то на Ryanair. Не успели, их билеты сгорели. Говорят, были недорогие, но новых найти не смогли. Теперь им придется несколько дней пробыть в Вильнюсе, пока купят билеты и дождутся своего рейса, — подчеркивает минчанин. — Если кто-то и собирался пересесть в другой автобус в очереди, то это не получилось сделать абсолютному большинству. Перед нашей границей работала Транспортная инспекция, дежурила машина с минскими номерами. Из-за проверок водители автобусов боялись подсаживать пассажиров.

Другие проверки ждали на литовской границе, но до нее еще нужно было добраться.

— Простояли очень долго. Пассажиры уже стали устраивать пикники на обочине, разве что шашлыки не жарили. Наконец въехали в пункт пропуска. Паспортный контроль на нашей границе — 40 минут. Вещи все сказали забирать из автобуса с собой, но ничего не досматривали. У литовцев потратили тоже не много времени. При этом они сканировали чемоданы, заставляли выбрасывать воду, еду. У нас все равно ничего такого не было: все съели и выпили за время ожидания, — посмеивается собеседник. — Но почему на границе приходится столько ждать — я не понимаю. Сам процесс досмотра и проверок с обеих сторон идет быстро. Из-за чего тогда столько простояли в очереди — ума не приложу.

Наш читатель с супругой заложили на дорогу много часов — больше суток. Точнее, рассчитывали приехать в Вильнюс хотя бы после обеда и отоспаться в гостинице перед утренним рейсом.

— Приехали в итоге в 21:30. Тяжело. Кстати, в Вильнюсе видели много людей, ждущих опаздывающие автобусы на Минск. Понятно, почему они опаздывают. Поспать нам оставалось четыре часа, но делать нечего, гостиницу отменить уже было нельзя. Зато на самолет успели. Правда, пожалели, что все-таки не поехали на машине. Думаю, в очереди на границе простояли бы столько же, но в своей машине это все-таки комфортнее. Жена замучилась туда-сюда по ступеням автобуса ходить, чемоданы таскать. Да и не поспали нормально, — подытожил минчанин.

Обстановка на границе. Официально

Государственный пограничный комитет ежедневно публикует сводку с границы. Кроме того, архивы с информацией об очередях хранятся на сайте ведомства. Можно с разбивкой по часам изучить число тех же автобусов в очередях на каждом из функционирующих пунктов пропуска. Возможно, кто-то найдет там закономерности, которые позволят высчитать самый удачный день и самое удачное время для пересечения границы за наименьшее время, хотя опыт наших читателей показывает, что это в наибольшей степени вопрос везения.

И все же статистика есть статистика, и вот о чем говорят цифры. Сообщение ГПК за вчерашний день: «На границе простаивают 685 легковых транспортных средств. Самый загруженный маршрут проходит через польский „Тересполь“ („Брест“), его сотрудники с пятницы приняли на свою территорию 34% транспорта от нормы. Перед литовскими погранпереходами „Мядининкай“ („Каменный Лог“) и „Шальчининкай“ („Бенякони“) скопилось 185 и 100 легковушек соответственно, их контрольные службы оформили 47% и 65% авто».

В это же время ГПК сообщил об очередях автобусов на польской и литовской границах: выезда в ЕС ожидали 16 автобусов перед пунктом пропуска «Мядининкай» («Каменный Лог») и 60 — перед пунктом пропуска «Тересполь» («Брест»). И это тенденция: очередь автобусов на польском направлении в разы больше, чем на литовском. Вот сравнение за прошлую неделю (29 июля — 4 августа), информация ежедневно публиковалась ГПК и соответствовала ситуации на 10:00 каждого дня.

День недели Очередь автобусов перед «Мядининкаем» Очередь автобусов перед «Тересполем»
Понедельник 5 37
Вторник 6 42
Среда 4 36
Четверг 6 60
Пятница 11 65
Суббота 14 45
Воскресенье 16 49

Бросается в глаза, во-первых, то, что очереди вырастают во второй половине недели, ближе к выходным, а во-вторых, то, насколько они больше перед «Тересполем». Вот люди, планируя поездку, и считают: если до относительно близкого Вильнюса с такими очередями автобус едет больше 20 часов, то сколько же он будет ехать до Варшавы?

«С такими задержками и очередями мы сталкиваемся впервые»

Ситуацию на границе мы попросили прокомментировать крупные компании. В Ecolines согласились оперативно ответить на наши вопросы.

— Как вы оцениваете ситуацию на данный момент? 

— Как нестандартную по определению. Сезонность перевозок и увеличение пассажиропотока присутствует всегда, но с такими задержками и очередями в пунктах пропуска мы сталкиваемся впервые.

— Сколько занимает дорога из Минска до столиц сопредельных государств: Варшавы, Вильнюса, Риги?

— Варшава — 24—36 часов (Международный автомобильный пункт пропуска «Брест»), Вильнюс — до 22 часов (МАПП «Каменный Лог»), Рига — 12—14 часов (МАПП «Бенякони»).

— Сколько времени занимает прохождение границы на этих направлениях, есть ли какие-то различия?

— На сегодняшний день быстрее всего рейсовые автобусы проходят контроль на МАПП «Бенякони». Там не так много рейсовых автобусов. Между МАПП «Брест» и МАПП «Каменный Лог» каких-то особых различий по времени прохождения уже практически нет.

— Ходят слухи, что теперь нет возможности пересесть в другой автобус в очереди? 

— Возможность есть всегда, если есть свободные места. Количество пассажиров, наличие у них билетов, внесение всех пассажиров в билетно-учетную ведомость контролирует Транспортная инспекция — как перед пунктами пропуска, так и при оформлении автобусов. Ответственность за такие пересадки несут и пассажир, и перевозчик, они оба должны оценивать свои риски. Мы не считаем эту возможность нормальной, пересадки вносят хаос в работу абсолютно всех перевозчиков.

— Может быть, есть закономерности, которые влияют на протяженность простоя: день недели, время суток, что-либо еще?

— На сегодняшний день никакие закономерности по времени суток и дням недели, которые выработаны годами ежедневных международных перевозок, не работают.

В выходные дни спрос на билеты выше?

Происходящее также прокомментировали в «Атласе».

— Подчеркнем, ситуация на ритмичность прохождения границы автобусами компаний-партнеров «Атласа» не сказалась, — говорится в сообщении компании. — На литовском направлении самым быстрым вариантом остается пункт пропуска «Бенякони» — «Шальчининкай». Автобусы, следующие через этот КПП, укладываются в расписание. А вот в пункте пропуска «Каменный Лог» — «Мядининкай» возможны небольшие задержки. Что касается польского направления, то там, к сожалению, порой скапливается большое количество автобусов. Из-за этого случаются опоздания.

При этом в компании рассказали, что наибольшее количество бронирований и покупок билетов приходится на выходные дни, чуть свободнее — в будние.

Отдельно в «Атласе» коснулись слухов о том, что литовские таможенные службы проверяют количество наличных у пассажиров.

— Более 60 евро вывозить из страны нельзя. Отметим, что запрет на экспорт банкнот вводился в Литве еще в 2022 году, однако подход к этому был формальный. В начале августа вновь появилась информация, что литовские таможенники заглядывают в кошельки выезжающих людей. Из-за превышения якобы даже высадили нескольких пассажиров. Впрочем, как сообщают водители автобусов компаний-партнеров «Атласа», серьезность проверки на границе зависит прежде всего от смены в литовском пункте пропуска. Бывает, что досмотр проходит несколько тщательнее, чем обычно, но вот особого внимания к наличным не проявляют. Однако мы советуем пассажирам иметь в виду и этот запрет, и ограничения на ввоз в Литву товаров из Беларуси, — рассказали в компании.

P. S.

Мы продолжаем следить за ситуацией на границах. Путешествие нашего читателя продолжительностью в 21 час — самая обычная история в этих необычных обстоятельствах. А какая история у вас? За сколько сейчас добираются до Варшавы? Сколько времени лучше закладывать на дорогу, если планируете вылет из аэропорта? Насколько суров досмотр, что разрешают провезти, а что заставляют выбросить? Ждем ваши истории на pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by