Очереди грузовиков в Европу сохранятся, но станут... комфортнее?

 
14 500
04 октября 2024 в 16:00
Автор: Виктор Бурый. Фото: носит иллюстративный характер
Автор: Виктор Бурый. Фото: носит иллюстративный характер

Рассказываем о новостях в сфере грузоперевозок на сентябрь. В правительстве РФ вновь рассматривают вопрос о разрешении белорусам совершать инвестиционно-строительные каботажные перевозки по территории России. Набирает обороты сотрудничество с Китаем и восточными странами. Польша заявила о том, что с ноября запустит систему электронной регистрации перевозок, которые совершают компании не из стран Евросоюза. 

Россия

Планируется, что разрешение на каботажные перевозки по территории России вступит в силу с 1 марта 2025 года. «Это одно из самых ожидаемых нововведений для белорусских перевозчиков. Работа над соответствующими законопроектами ведется еще с конца 2022 года. Даты их вступления в силу постоянно меняются. Сразу говорили о марте 2025-го, затем перенесли сроки на 2024 год, а сейчас снова вернулись к прежней дате. Вступление в силу разрешения на каботаж сделает работу по российским направлениям более рентабельной для белорусских компаний. Это позволит перевозчику, который едет с грузом в Россию, на обратном пути сделать несколько рейсов между городами. Эксперты еще в 2023-м посчитали, что работа с каботажными перевозками в России увеличит выручку нашей страны от экспорта услуг грузового автомобильного транспорта минимум на 4%», — говорит директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко.

В вопросах прибыльности работы на российских маршрутах есть и другие нюансы, над которыми ведется работа. Так, разрабатываются механизмы снижения размера топливного сбора для компаний, осуществляющих международные и каботажные перевозки по территории России. На повестке также есть решение проблемы с допуском белорусских транспортных компаний в российские порты (сейчас оформить их можно только через российских резидентов, что выливается в дополнительные траты).

Азия

Набирает обороты сотрудничество с Китаем и восточными странами. Так, по данным БАМАП, транспортные компании запрашивают 20 000 разрешений на работу с Китаем на 2025 год. Существующая квота в два раза меньше.

В сентябре на Белорусской транспортной неделе озвучили информацию о том, что в целом в этом году экспорт товаров из Беларуси в восточных направлениях вырос в 22 раза в сравнении с 2021 годом. В европейские же страны он сократился в 11 раз.

«Это говорит о том, что белорусские компании уже адаптировались к работе в условиях санкций и продолжают осваивать восточный регион. В работе по этим направлениям есть свои сложности, касающиеся инфраструктуры, безопасности, прозрачности сделок и платежей, для решения которых на межправительственном уровне разрабатываются дорожные карты и планы по либерализации рынка. Тем не менее мы видим, что сеть маршрутов постепенно расширяется. Если раньше перевозчики работали больше со среднеазиатскими странам, то теперь углубляется сотрудничество и с государствами Западной и Южной Азии», — отмечает Татьяна Солдатенко.

На повестку вновь выходят вопросы введения безразрешительного порядка выполнения перевозок. По словам эксперта, это помогло бы снизить стоимость перевозок. Особенно это касается случаев, когда логистический маршрут пролегает через несколько стран и перевозчику приходится платить за разрешение на проезд по каждой из них. В сентябре Министерство транспорта и коммуникаций рассказало о том, что обсуждает проекты соглашений об отмене разрешительной системы с Ираком, Катаром, Объединенными Арабскими Эмиратами, Саудовской Аравией, Пакистаном, Арменией, Таджикистаном, Узбекистаном.

«Однако это небыстрый процесс. И, как показывает практика, даже после достижения договоренностей и вступления в силу соответствующих законодательных актов не всегда система работает так четко, как хотелось бы. Пример — Кыргызстан. Безразрешительный порядок перевозок между нашими государствами официально заработал еще в феврале. Однако по факту контролирующие службы Кыргызстана по-прежнему продолжили требовать от белорусов разрешения», — говорит Татьяна Солдатенко.

Европа

Польша планирует с ноября запустить систему электронной регистрации перевозок, которые совершают компании не из стран ЕС. Целью такого нововведения ставится борьба с недобросовестной конкуренцией, а причиной послужили жалобы польских перевозчиков на льготы, введенные для компаний из Украины. Чуть раньше Варшава объявила о намерении провести проверки всех перевозчиков с белорусским капиталом. Это связано с введением запрета на работу на территории ЕС для транспортных компаний, которые созданы белорусскими физлицами или юрлицами после 8 апреля 2022 года, и в которых 25% и более в капитале принадлежит белорусским собственникам.

По данным ГТК, после введения июньского пакета санкций и расширения списков товаров, запрещенных к ввозу и вывозу, объем грузоперевозок со странами Евросоюза стал снижаться. Тем не менее очереди на границах остались. И в них грузовики простаивают от пяти до десяти суток. Так как решить проблему кардинально силами только белорусской стороны невозможно, таможенники заявили, что постараются создать комфортные условия для ожидания. Для этого в этом и следующем году перед всеми действующими пунктами пропуска планируется построить дополнительные площадки для размещения автомобилей. На них будут работать торговые точки, необходимое сантехническое оборудование и действовать электронная очередь для пересечения границы.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро