37 389
25 октября 2024 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
Спецпроект

«В Vogue, Сухарево и Каменной Горке сложно всегда». Как курьеры ищут места для парковки в минских дворах

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Большой город — это всегда большие проблемы с парковкой. Сначала спальные районы уезжают на работу в центр — и здесь становится негде оставить машину, потом весь центр разъезжается по «спальникам», забивая стоянки, дворы и проезды уже там. Среди этих гигантских волн кружат водители, для которых решение вопросов с парковкой — это часть профессии. К примеру, представители служб доставки: нужно привезти заказ в срок, и никаких отговорок. Евгений работает так уже три года. Он курьер компании «МеКус», которая оказывает услуги экспресс-доставки по Беларуси и СНГ. Сегодня он отправляется в очередной рейс на коммерческом минивэне Shineray M7, и мы едем вместе с ним: учиться искусству находить свободное место там, где его нет.

«Все зависит от количества заказов»

— В доставке я три года и за это время много чего успел повозить. Был период — доставлял суши. Теперь главным образом развожу корреспонденцию и грузы для компаний и предприятий, — рассказывает курьер.

— Тяжелая работенка? — участливо спрашивает Юрий Краснов, преподаватель и инструктор по вождению.

— Бывает по-разному. Все зависит от количества заказов, их веса и географии доставки.

К Жене мы присоединяемся в разгар рабочего дня, когда он забирает заказ из офиса на улице Притыцкого. Огромная парковка — возможно, самая большая в этой части города. И занята под завязку: въезжаешь безо всякой уверенности, что найдешь где оставить машину.

— Что-нибудь придумаем, — успокаивает нас водитель и интуитивно угадывает самый короткий путь к только что освободившемуся местечку.

Евгений уходит за заказом, а мы оцениваем обстановку.

— Смотрите, какая огромная стоянка. Но она выполняет сразу несколько функций. Это и офисная парковка, и парковка для тех, кто приезжает в гипермаркет, и перехватывающая стоянка: рядом выезд из города и станция метро. В результате в разгар дня здесь сложно найти место. Правда, неподалеку есть многоуровневый паркинг — я обычно сразу еду туда, — говорит Краснов.

Женя возвращается быстро.

— Куда теперь?

— В Тарасово. 

Город поделен между курьерами

— Расскажи, как все устроено. Ты так ездишь по всему городу и даже за город?

— Я работаю главным образом по Минску, плюс захватываю пригород. Сейчас у нас город условно поделен между курьерами. Чаще всего мои районы — Лошица, Курасовщина, чуть-чуть центр. Но последнее время езжу по Притыцкого, Каменной Горке, опять же центру — подменяю коллегу. 

— Делить город между курьерами проще?

— Да, легче выстроить маршрут. Когда я работал по всему городу, километраж был всегда больше. Везешь одну доставку из конца в конец, потом возвращаешься тем же маршрутом за другой. Теперь не так: сегодня, к примеру, у меня 30 доставок и пока шесть заказов, но они могут появляться в течение дня — тогда нужно вносить корректировки в маршрут. Доставка — это когда я привожу корреспонденцию или коробку с чем-то по конкретному адресу. Заказ — это доставка в том числе за границу: я забираю товар, чтобы отвезти его на базу, и оттуда его отправляют дальше получателю.

— То есть ты больше с юрлицами имеешь дело?

— В основном да. Отсюда и время работы, совпадающее с общепринятым: с 9 до 18.

— А ты знаешь, что находится в той коробке, которую доставляешь?

— Обычно нет. Коробка и коробка, разве что исходя из веса можно предположить, что внутри. Иногда есть какие-то надписи, но в целом ничего необычного. Необычное возят на больших микроавтобусах, куда помещаются палеты: но там загрузка и разгрузка с помощью погрузчика, вручную не справиться. Вот там — трудно. А у меня проблем нет. Доступ в грузовой отсек с трех сторон, по бокам раздвижные двери: какую захотел открыть — такую и открыл.

Микроавтобус у Евгения компактный. И для курьера это плюс, потому что на таком куда легче припарковаться в стесненных условиях.

— Я раньше ездил на Lada Largus, потом пересел на Shineray M7. И не заметил разницы в плане маневренности или трудностей на парковке. А грузоподъемность и объем кузова у минивэна больше, — говорит водитель. — Зато стало гораздо удобнее парковаться или проезжать задним ходом — есть камера заднего вида.

«Не нашел где припарковаться — придется идти пешком»

Тарасово. Возле здания есть компактная стоянка, можно было бы даже попытаться найти свободное место, но Евгений паркуется вдоль проезжей части, подпирая автомобили.

— Интересно, а почему не стал заезжать на парковочное место? — строго спрашивает Краснов.

— У меня доставка займет пару минут — и мы уедем. Оставим место тому, кто приедет надолго, — объясняет курьер и убегает с конвертом.

Возвращается и правда очень быстро.

— Я всегда стремлюсь оставить машину по правилам, чтобы ко мне не возникло вопросов. За все время ни одного штрафа у меня не было. Если не получается найти место и если груз не тяжелый, я могу припарковаться где-то подальше и пройтись пешком. Но если вес доставки большой, то могу заехать на тротуар — правила это позволяют, в них есть оговорка про погрузку и разгрузку, — добавляет Евгений.

Правила дорожного движения (п. 143.14):

остановка и стоянка транспортных средств запрещаются на тротуарах, кроме специально отведенных мест, обозначенных дорожным знаком «Место стоянки» («Место стоянки такси»). 

Допускается остановка транспортных средств дорожно-эксплуатационной и коммунальной служб, автомобилей с наклонной белой полосой на бортах, а также других транспортных средств, обслуживающих торговые и другие организации, расположенные непосредственно у тротуаров, на время выполнения работ либо загрузки (разгрузки) транспортного средства при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

— Конфликтов не случается?

— По мелочи. На прошлой неделе был заказ на Карла Маркса — там припарковаться вообще негде. Я стал так, чтобы оставалось место для легковой машины. И как назло бус приехал — попросили переставить машину.

Где в Минске припарковаться сложнее всего?

Вопрос нашим водителям: где в Минске сложнее всего найти парковочное место?

— Центр — это понятно, на большой машине там бывает некомфортно, — задумчиво говорит Евгений. — Еще, наверное, Сухарево — там тоже проблемы. Причем я же много где успел поработать: в большинстве спальных районов в рабочее время всегда можно найти где оставить машину. Но в Сухарево и Каменной Горке с этим сложно всегда. 

— Юрий, а вы что скажете?

— Жилой комплекс Vogue за парком Челюскинцев, — моментально отвечает Краснов, и Женя кивает головой. — Это просто какой-то кошмар, все машинами заставлено! Я как спасался: со стороны детской железной дороги есть большая стоянка — там еще можно место найти. Но если переехал железную дорогу — все, поминай как звали. И обратно потом нельзя — там «кирпич». В общем, мучение! Даже «Маяк Минска» это благодать, там место всегда найти можно, в крайнем случае едешь на парковку возле библиотеки. «Минск-Мир» ругают, но сколько раз я туда ездил — место тоже найти можно. А вот ЖК «Каскад» в районе Кальварийской сложный: все шлагбаумами закрыли — не заедешь. Но там, что хорошо, есть места вдоль железной дороги — всегда можно припарковаться. Только ведь для курьеров это не подходит. Он там оставит машину и потом 3 километра пешком? Во-первых, не каждый товар донесешь, во-вторых, ваша пицца остынет, пока он дойдет, — никому это не надо.

Вот что интересно: мы привыкли думать, что проблема дворовых парковок связана со старыми районами. Дескать, их так строили, что не рассчитывали на большое количество машин во дворах. Но спроси, какое в Минске самое проблемное место в плане парковки, и многие называют новые районы, застроенные совсем недавно. Причем пространства на дворовую парковку там закладывалось куда больше, но и масштаб застройки вырос.

— А вы заметили, как у нас дворы стали делать тупиковыми? А ведь раньше по коммунальным нормам, по нормам противопожарной безопасности и помощи населению дворы делались сквозными, чтобы всегда можно было выехать в любую из сторон. Я помню времена, когда с Немиги можно было свернуть в каждый двор и выехать на Мельникайте. Теперь — нет, все перегорожено, — отмечает Краснов.

— И начинаются проблемы, — подтверждает Евгений. — В дворовом проезде, где с трудом разъезжаются две машины, обязательно кто-то паркуется вдоль одной из сторон, причем ПДД там зачастую теряют свое значение. В итоге ни проехать, ни припарковаться.

— Я так на Кижеватова приезжаю: тупиковый двор, никогда и нигде не станешь. А если нужно выгрузиться — это катастрофа, — кивает Юрий. — Ты вынужден просто посреди дороги это делать, ну а как быть? И остальным нужно подождать. Но это жизнь, все бывают в такой ситуации. Я слышал от своего ученика из Венгрии, как там решаются такие вопросы. Узкая улица, человеку надо в магазин. Он останавливается — уходит. Остальные, кто подъехал, просто ждут, когда он вернется в машину и уедет. И никто не нервничает. А у нас начинают психовать при малейшей заминке. Это вошло в привычку: бибикают, злятся. Понятно, что иногда люди могут торопиться, но в большинстве случаев никто и никуда не торопится, это просто такое поведение.

Шлагбаумы: решение проблемы или создание новой?

За беседой не заметили, как подъехали к новой точке: офисный блок на проспекте Победителей, въезд на парковку закрыт шлагбаумом.

— И что теперь?

— Должны впустить, — Женя остается спокоен. — Шлагбаум — это не беда. Беда — это шлагбаум без звоночка.

И точно: только мы подъехали вплотную, только Женя нажал на кнопку вызова, как въезд открылся.

— Обычно курьерам, если они на брендированной машине, открывают без проблем. А вот когда я ездил на своей личной — были сложности. Приходилось частенько парковаться где-то поодаль и идти пешком. Или звонишь заказчику, спрашиваешь, может ли он открыть шлагбаум. 

— А какое впечатление от дворов за шлагбаумом: решена там проблема с парковочными местами?

— Я бы не сказал. Двор может быть заставлен вне зависимости от того, есть ли на въезде шлагбаум. Возможно, местные чувствуют разницу, считают распределение мест более справедливым. Но курьеру от этого не легче.

Есть расхожее мнение, что шлагбаум на въезде во двор — это мера против людей из соседнего двора, только и всего. Хотя бывают и особые случаи, например дворы возле Комаровского рынка, вокзала, больших офисных зданий — если въезд туда не закрыть, очень быстро они превращаются в гостевые парковки.

— Люди хотят, чтобы к ним во двор никто не заезжал, — не вижу в этом ничего плохого, — отмечает Краснов. — И у меня обычно нет проблем, чтобы въехать туда, куда мне нужно. Приезжаешь к кому-то, а у него двор за шлагбаумом — ну так он тебе его откроет. Думаю, у курьеров так же. И обычно в таких дворах все же проще найти свободное место. Но есть и исключения. К примеру, дом на проспекте Дзержинского, рядом с ГАИ Минска: там все заставлено, и шлагбаумы проблему никак не решают, как мне кажется. Еще и трудности возникают, когда возле этого шлагбаума все начинают толкаться: таксисты, курьеры, жильцы — никто не может ни проехать, ни развернуться, просто хаос какой-то!

100 км в день, 2300 км в месяц

Следующая точка — проспект Победителей, жилой массив.

— Вот и посмотрим, что происходит в здешних дворах.

— Я думаю, в рабочее время все в порядке. И это то, что мне теперь очень помогает: все-таки работать курьером с 9 до 18 и развозить суши по вечерам — это две большие разницы. И когда я приезжаю в какой-нибудь двор днем — я понимаю, что вечером там будет совсем иная обстановка, — уверяет Евгений.

— А временные рамки где были жестче?

— В доставке еды, там 30 минут на заказ. Уложиться можно, по крайней мере по своей вине я никогда не опаздывал. Бывало, что кухня оказывалась загружена и заказ выдавали поздно — но это другое. В целом в нынешней доставке немного легче работать. Все четче, по-деловому, нет «потеряшек», которые что-то куда-то заказали, а потом трубку не берут.

— Всегда было интересно: если ресторан обещает условную пиццу или суши за полчаса или этот же заказ будет бесплатным — деньги при опоздании высчитывают с курьера?

— Нет. По крайней мере, со мной такого никогда не случалось.

— А теперь, когда ты развозишь заказы всяким компаниям, — у тебя есть, скажем, более напряженное время в работе или все равномерно?

— С 9 до 12 часов у нас ускоренная доставка — эти часы бывают более загруженные. А еще в конце рабочего дня мы должны привезти на склад все отправления, которые собрали за день. В городе уже начинается час пик, проехать становится ощутимо сложнее.

— За опоздание могут оштрафовать?

— Я бы сказал, что опоздать еще нужно постараться — времени обычно достаточно. Оштрафовать могут разве что за нарушение ПДД, за то же превышение скорости — штраф будет на водителе, это отдельно оговаривалось при приеме на работу. Но я пока чист.

— Какой у тебя средний пробег?

— В день около 100 км, в месяц выходит около 2300. Но мне нравится, на своей машине я тоже много езжу.

— Если есть выбор: поехать по МКАД или через город — как будешь действовать?

— Предпочту ехать через город. В рабочее время на МКАД много грузовиков, много коммерческой техники — некомфортно.

К людям таких профессий — с пониманием

Въезжаем во двор. На парковке есть свободные места, но она расположена далеко от подъездов многоэтажки, куда нам и нужно. А мы помним, что чем дальше станешь — тем дольше потом нести посылку. Подъезжаем к дому, и там картина уже иная. Со стороны жилой застройки, прямо вдоль желтой линии, припаркованы автомобили. И, в отличие от нас, явно не на пять минут.

Женя паркуется, а мы с Красновым рассуждаем о возможных путях решения проблемы.

— В Москве интересно сделали: движение грузовиков, весь развоз осуществляется только ночью, а днем движение для них в городе закрыто. Вынужденная мера, но вполне разумная, как мне кажется, — говорит Юрий.

— Женя, сколько баллов ты бы поставил Минску по 10-балльной шкале за организацию парковок, дворовых разъездов и всего такого?

— Баллов шесть. Проблемы все-таки есть.

Проблемы есть, и все это признают. Курьеры действительно сталкиваются с ними чаще других, ведь каждый день они ездят по всему городу, выполняя свои профессиональные обязанности.

— Тут важно с понимаем относиться к таким людям, как курьеры, таксисты, инкассаторы. Потому что они зачастую оказываются у нас как бы вне закона. У них такая работа, им надо близко подъехать, припарковаться там, где им нужно. Да, иногда в правой полосе станут, иногда на тротуар въедут — но это вынужденный шаг. И в ПДД всего не предусмотришь, а вот инфраструктуру нужно создавать, насколько это возможно. Потому что домов понастроили, а паркуйтесь где хотите. Хорошо у нас Женя с небольшой коробкой пошел: даже если бы не нашлось места вблизи подъезда, можно было бы принести ее с дальней парковки. Но с холодильником так не получится, — качает головой Юрий Краснов.

ООО «Лакшери Моторс групп» — официальный представитель и эксклюзивный дистрибьютор бренда Shineray в Беларуси.

Ключевой автомобиль — многофункциональный, многоцелевой коммерческий минивэн Shineray M7, представлен в двух конфигурациях:

●пассажирский (7 / 9 мест);

●карго, грузовой фургон с пространством 5 м³.

Shineray — доступный коммерческий транспорт для организации городской логистики! Отличный выбор для Вас и Вашего бизнеса!

Официальный сайт: shineray.by.

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Лакшери Моторс групп», УНП 193695595.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by